917.
/О приучении к должному молитвованию новоначальных. О руководителях в духовной жизни/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Не помню, по какому случаю написал я вам о молитве для новоначальных. Верно какие либо слова письма вашего подали к тому повод.
Моя мысль такая, что новоначальных прежде надо научить молиться как следует готовыми молитвами, для того, чтоб они усвоили себе и мысли и чувства и слова молитвенные. Ибо к Богу и слово должно быть обращаемо боголепное. Когда учитель заметит, что они достаточно в этом успели; тогда пусть скажет им, как молиться не чужими, а своими словами, свои личные потребы духовные к Богу молитвенно вознося, и моля Его милостиву быть к нему и помочь ему. В это же время можно им предлагать
– 198 –
молиться коротенькими молитовками, указав образец их в 24-х молитовках св. Златоуста, и разрешив ему набирать и другие подобные молитовки из Псалмов, из молитв церковных, и самому составлять их.
Сими коротенькими молитовками они добре навыкнуть держать внимание не развлекающемся во время молитвы. Тут наконец можно им преподать уроки о молитве Иисусовой, не обставляя ее никакими внешними приемами, и одно только внушая износить сию молитву из сердца.
Молитва из сердца всякая должна исходить, и другая какая молитва не молитва. И молитвы по молитвеннику, и молитвы свои, и коротенькие молитовки все должны идти из сердца к Господу предзримому пред собою. Тем паче такою должна быть молитва Иисусова. Я разумею упражнение в молитве келейное. Церковная молитва пусть течет по тому, что читается и поется в церкви. В среду того можно вставлять и свою молитву и молитвы коротенькие, особенно на ектениях, или когда не слышится и не разумеется читаемое и поемое.
За сим все ваши вопросы о молитве решайте, как хотите. Требуйте только, чтоб не ленились и чтоб молитва всегда шла из сердца. Сидеть на молитве никогда не позволяйте. Пусть стоят благоговейно. Сидеть с молитвою Иисусовою дурной обычай. С братом, который падает и падает, а между тем испытывает иногда духовные движения, управляйтесь как знаете. Молитесь о нем и его заставляйте молиться о себе самом, являя ему иногда милость, иногда строгость.
– 199 –
Книга Варсонофия и Иоанна очень потребна для духовников и руководителей. Читайте и учитесь.
Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение. Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных пусть составят союз, и друг друга руководят или друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою в умеренной строгости аскетической.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот.
29 окт. 90 г.
– 200 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.