916.
/О молитве и всегдашнем внимании к Богу. Нож в поучение духовнику/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
Благослови вас Господи добре направить такого сынка, как о N. Дело спасения одно для всех искреннее покаяние и решимость, крепкая, как смерть ходить прочее право, и в мыслях, и в чувствах, и в делах.
Господь да управит путь его! Дайте ему прочитать книжку путь ко спасению, и что есть духовная жизнь.
Как вы решаетесь приготовляться к молитвословию, это есть настоящее дело. Есть три слова о молитве у Афонцев. Там между прочим и о том есть речь, что вы себе придумали. Выучите на память 24 молитовки св. Златоуста. И ими можете начинать молитвословие. И так в продолжении дня часто повторять их. Они все должное содержат. Чрез них удобнее переходить к непрестанной молитве с молитвою Иисусовою. Особенно начинающим это пригоже. Все дело в том, чтоб навыкнуть внимание держать всегда на Господе вездесущем и все видящем, и всем спастися желающем, и готовом способствовать к тому.
Этот навык не даст скорбеть, внутренняя ли, или внешняя скорбь беспокоит: ибо он доставляет душе полное удовлетворение, которое, насыщая душу, не даст места никакому чувству скудости и недостаточества, повергая себя и все свое в руки Господа,
– 197 –
и порождая чувство Его непрестанного заступления и помощи.
Вы духовник. Купите нож острый-острый, положите его у себя пред глазами, и почаще посматривайте на него, приводя всегда на память закон, по коему духовнику положено отсекать язык, если он откроет кому исповедуемые ему грехи, или каким либо намеком даст догадаться о них. Я имею основание думать, духовники исполняют это. Не помнят такие, какое от сего зло, т.е. от того, если распространится мысль, что духовники не скромны: исповеди пойдут не полные, а там и совсем прекратятся.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот.
5 окт. 90 г.
– 198 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.