915.
/О молитве, – в чем должна состоять главная забота ищущего дара надлежащей молитвы. Должно ли назначать умную молитву новоначальным. Совет о падающем брате/
/Письма к монастырскому духовнику/
Милость Божия буди с вами!
На два письма не отвечал я вам, по лености. Прошу извинить, и не бранить.
В первом письме пишете о молитве хорошо, именно, что приемы при молитве, как держать внимание и какое давать положение телу и некоторым членам его, не существенное дело в молитве, а как кому лучше, так пусть и держит себя.
О молитве главная забота, чтоб она шла из сердца. Настоящая сердечная молитва дар благодати, подаемый чрез таинства Исповеди или Причащения. И по послании такого дара, подогревается он теми же таинствами. Отличительная черта сего дара непрерывность молитвы, которая выражается чувством к Богу, иногда при словах молитвенных, а иногда без слов.
Что дает благодать, того свой труд никак не
– 195 –
может дать. Он только приготовляет к принятию дара, и по получении его подогревает его вместе с таинствами.
У св. Отцов было законом: нудить себя на молитву дома, в церкви, и за делами, и на прогулках, и во время свободное от всего. Вот и все, что нужно знать о молитве.
Молодым новоначальным должно ли умную назначать молитву?
Молитва без умного и сердечного к Богу обращенья не молитва. Это надо растолковать новоначальному. Молитву же пусть совершает по молитвеннику, всячески стараясь, чтоб со словами шли мысли и чувства. Сим трудом новичок приучится к молитвенным оборотам речи, а потом и сам своею речью станет совершать молитву, когда она подвигнется от сердца. А без молитвенника оставлять новоначального никак не следует, исключая того случая, если он прежде своего новоначалия ознакомился с умною к Богу молитвою.
Во втором письме больше о некоем брате молодом, и падающем. Делайте по указанию Господа: прощая и разрешая 70 раз седмерицею. Не Господь ли говорит: грядущаго ко Мне не иждену (Иоан. 6, 37)? Потому всякого приходящего с покаянием принимайте, утешьте, воодушевите, и епитимию налагайте небольшую по силам, частые, хоть не многочисленные поклоны, с молитвою мытаревою: Боже, милостив мне буди падшему! Милостивый Господи, помилуй мя падшаго!
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
– 196 –
И забыл о духовничестве.
Коли вам лучше, что оно миновало вас, то и думать о нем нечего. Господь знает, что творит.
10 сент. 90 г.
– 197 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.