909.
/Наставление о старчестве. О сочинениях преосв. Игнатия. Прибаутки/
/Письма к иноку О. N./
Милость Божия буди с вами!
Ходил к вам брат на совет, и с ним что-то сделалось недоброе. Вы отослали его к о. N, и от того он получил пользу. Если тот полезнее, и пусть к тому ходит.
Другой брат такой же все еще к вам ходит, и не отходит. И пусть ходит. И говорите ему всегда полезное со смирением и любовью. А потом, когда уйдет, станьте и помолитесь о нем потеплее.
Поминайте слово Апостола: "если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости" (Галат. 6, 1).
Вы загадываете бросить старчество. О. N хорошо сказал вам не отсылать никого от себя. Хорошо, что приходят и каются. И не отсылайте никого, хоть бы 70 раз седмерицею кто приходил и каялся все в том же грехе. Всех принимайте радушно, отечески, как отец в притче. Не хмурьтесь, не принимайте строгой речи, жалейте и сокрушайтесь вместе с ними. Не укоряйте и не осуждайте, а считайте их больными и насилуемыми от врага. Воодушевляйте их на борьбу обещанием помилования и избавления от страсти, если строго станут держать себя и употреблять средства, какие вы предлагаете. Против страсти похотной пост и молитва, и
– 186 –
неотступная память Божия со страхом, что стрела правды Божией может поразить при самом деле греховном, и под. Хорош труд телесный до утомления. Но главное твердая решимость противостоять греховным позывам.
Пословица есть: взялся за гуж, не говори, что не дюж. И несите сие братнюю тяготу, не пятясь назад.
Читать ли писания Преосв. Игнатия? Читайте. Только статью о смерти не читайте, и то не всю, а только несколько листов, кажется, в начале, где он говорит, что душа и Ангел телесны, и доказывает. Эти листы вырвать лучше из книги. Вся статья очень назидательна, а эти листки портят ее. Враг его подзадорил. Можно думать (и я так думаю), что душа, и Ангел духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя.
Про уроки о. N, что я назвал прибаутками, они значатся в вашем клочке, вот: закрывать глаза, прижимать уста и губы, выговарить слова молитвы, не касаясь зубов, придерживать дыхание, ноздренное дыхание выше; кто сильнее, пусть выговаривает слова молитвы сильнее, чтобы сердце чувствовало.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.
27 ноября 89 г.
– 187 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.