908.
/О поклонах и чтении псалмов. О Добротолюбии. Общение с братом из ученых. О молитве словами и умом. Пустые прибаутки своемудрствующих о молитве/
/Письма к иноку О. N./
Милость Божия буди с вами!
Полюбились вам поклоны. И добре. Но не забывайте, что под поклонами должна идти молитва от сердца, от сердца славословить Бога, от сердца благодарить, от сердца просить, своим ли словом,
– 183 –
что лучше или заученным, только чтоб всюду было сердце.
Если хотите, чтоб Псалмы не развлекали, прочитайте толкование их и уясните смысл их. Потом, никогда много не читайте, и читайте неспешно, вдумываясь в каждое слово. Когда разогреется от сего сердце, можно оставить Псалмы. Помните сказание о некоем старце, что он только одну славу прочитывал, а потом уходил в сердце и созерцание, и так молился.
О поклонах, поясные ли класть, или земные, что толковать? Но так хорошо, как вы делаете: 10 поясных и один земной. Можно свободно класть, когда в пояс, когда до земли.
Поклоны поклонами, а главное жизнь исправная. Исправная жизнь идет со страхом и трепетом, от памяти Божией, не отходящей и всякий шаг сопровождающей. Отсюда трезвенность. Но вперед всего ревность о спасении, сильная и безжалостная.
Четвертый том Добротолюбия весь обращен к киновитам, и там не толкуется о молитве. Том пятый о безмолвниках более, и там о молитве. Но во всем Добротолюбии никаких моих пояснений нет: все отеческие Писания.
Мне думается, что вам не следует отталкивать брата из ученых. Но что знаете, то сказывайте ему в простоте, а чего не знаете, о том говорите: не знаю. Будет ли что из этого, или не будет, это можно не иметь во внимании. Пост спасительное дело, и служение литургий благотворно. Что скажут про N, если ничего не выйдет, или выйдет худое. N за это не ответчик. Как Бог благословит. Бог любит тружеников, только б они смиренны были
– 184 –
и о себе много не думали. Истинно доброго ничего не можем мы делать без Господа и благодати Его.
Вопрос монахини о N *) решен первыми словами: "молиться иногда словами, иногда умом". Только пояснить надо, что и умом нельзя молиться без слов, только слова сии не слышатся, а там внутри, в сердце мысленно произносятся. Сказать это лучше так: молись иногда словами звучными, а иногда беззвучными, неслышными. Заботиться надо только о том, чтоб и звучная и беззвучная молитва исходила из сердца.
Прочее, тут прибавленное, прибаутки, именно: закрыв глаза, сжав уста и зубы, выговаривай слова молитвы не касаясь языком зубов, придерживай дыхание, чрез ноздренное дыхание это еще лучше". Сии и подобные приложения никуда не гожи. Когда из сердца молитва, тогда все забывается. А неопытные прочитают это, и станут так делать и верить, что это-то и есть настоящая молитва.
Вопрос верно относился к молитве Иисусовой. Сколько нагородили прибаутков о святой сей молитве?!! А дело просто: веруешь ли, что Господь Иисус Христос есть единый Спаситель твой? Если веруешь, взывай к Нему: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. А мудрецы мудреные про веру забыли, а все внимание остановили на словах; тут у них пошли сказки и про язык, и про губы, и про дыхание, и про голову с бородою, и про сидение.
Не молитва одна нужна, но и ревность о спасении сильная. Когда есть сия ревность, она уж научит,
_______
*) Речь идет о приписке, в которой сообщалось, что отвечал некий старец на вопрос монахини: "как лучше молиться - устами или умом?".
– 185 –
как быть. И совесть чистою блюсти надо: это главное.
Благослови вас, Господи!
Спасайтесь!
Ваш доброхот Е. Феофан.
15 окт. 89 г.
– 186 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.