903.
/Постепенное развитие добродетелей из памяти Божией и памяти смерти. О поведении в церкви, воздержании перед службой. О лености и молитве за иноверцев/
/Письма к иноку О. N./
Милость Божия буди с вами!
С праздником поздравляю. Да исполнит Господь душу вашу всякими утешениями духовными.
Все, что писали вы об образе, коим стараетесь молиться, хорошо. Трудитесь так и вперед.
Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь.
– 178 –
От сей страстей подавление. От сего чистота. От чистоты с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувством.
Трудитесь. Труд все преодолевает с Божиею помощью.
Когда исполняете правило св. Пахомия, то дома только это делайте, а в церкви идет уже правило, т.е. служба. И с своим туда примешиваться не след. В церкви внимайте тому, что читается и поется, и сообразные с тем держите мысли и чувства. Когда неразборчиво читают, свою молитву говорите Господу, или только мысленно с благоговением возноситесь к Нему, с поклонами. Старайтесь за всякою службою довести сердце до разогрения, и по выходе из церкви блюсти его.
Все сие вы уже делаете. Я только напоминаю, утверждая, что так и должно.
Вы поминаете про поклоны. Поклоны надо класть. Ими подогревать надо сердце, когда оно станет охладевать.
Поклоны телесная работа. С ними надо соединять мысль о Боге и чувство к Нему.
Образ воздержания, какой имеете, когда готовитесь к службе, не худ. Но не забывайте при сем паче душу приготовить: вера, страх Божий, дух сокрушен, предание себя Господу, и от Него чаяние помощи на дело сие, сим украситься подобает.
Поминаете про леность. Где есть ревность о спасении и страх Божий: там нельзя быть лености: места ей нет. Скажите, кто видит, что в хате пожар, тот будет лежать, развалившись на печи?! Так и тот, кто страх Божий и страх смерти имеет, не может лениться в беспечности. Этим и прогоняйте леность.
– 179 –
Св. Церковь не знает иноверцев и не поминает их, но, пока они живы, молится обще об обращении их. У иноверцев свои поминатели есть. Туда пусть обращается хотящий их поминать. Частные лица родные, приятели могут у себя молиться о них, творя это, как дело любви, и опираясь на что-либо достойное в поминаемых.
Господь да управит путь ваш!
Ваш доброхот.
27 дек. 88 г.
– 180 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.