901.
/Всегдашнее начинание. Добрый руководитель ко страху Божию. Молиться ли за иноверцев и самоубийц/
/Письма к иноку О. N./
Милость Божия буди с вами!
Смиренные чувства ваши, что, только проживши на свете и в монастыре, никаких успехов не видите, будто не начинали, благословенны, и всегда будьте в них, и как проснетесь, первое слово ваше к Богу да будет: дай мне, Господи, положить начало благое!
Так говорится впрочем обще о всем, но надо присмотреться, чего именно не достает, и это постараться приобрести.
Вы, ведь, не вор, не разбойник, не пьяница, не блудник, не драчун, и обще поведение ваше хорошо. Чего же недостает? И от чего совесть непокойна и недовольна? Тут же сами отвечаете: от того, что Бога не помню. Это правда: без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя. Если так, то об этом теперь и заботу всю надо иметь. Молитва, о коей все толкуем, и есть прямой к сему путь. Вы трудитесь в сем. Да благословит Господь труд ваш.
Мысль, будто заниматься молитвою вам еще не время, не верна. Все должны молиться сердцем и умом. Всякая другая молитва не молитва. Извольте же трудиться, не лениться.
Есть у вас Симеон Новый Богослов?
– 173 –
Возьмите и читайте его снова, если читали. Если нет, купите у Афонцев и читайте, хоть первый том. Он очень научает страху Божию.
Письма старцев пришлите. Мне желательно знать, как они мудрствуют о молитве.
Спрашиваете, молиться ли за иноверцев? За самоубийц? Делайте, как Церковь велит. Так и тем, кои просят о сем, отвечайте.
Благослови вас, Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.
22 авг. 88 г.
(Вопрос: Скажите мне, Господа ради, так ли я продолжаю молитву: находясь в церкви, келье или где случится, я стараюсь собрать свои чувства и представить пред собою Господа необразно, при этом уста мои смыкаются, язык остается без движения, и только умом и сердцем говорю молитву; тогда-то все телесные члены мои приходят в строй, чувство благоговеинства к Господу овладевает мною, и ясно зрю свое ничтожество?!)
– 174 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.