809.
/Наставление ученику, желающему отправиться в Саров. Искушения. Товарищи/
/Письма к князю Илье И. К-ву/
Милость Божия буди с вами!
Пиша к вам, что писал, я разумел все ваше намерение, и идти в Саров пешком, и вступить в обитель, чтобы спастись.
Прежде надо добраться до Сарова, а потом и другое дело сделать. Сие последнее не вдруг бывает. Еще посмотрят на вас, гожи ли вы. И благословение матушки надо, которое, добравшись до Сарова, и потрудитесь испросить. Но из школы не увольняйтесь теперь. Это надо сделать, когда потребуется, из Сарова.
Не подумайте, что добраться до Сарова простое дело. Оно просто по виду, а не на деле. По пятам
– 96 –
за вами пойдет враг, чтобы смущать душу вашу и расшатать ваше благое намерение. Смотрите, внимайте себе и не давайте хода этим смущениям, но тотчас их подавляйте. Тут же, как заметите, так и начинайте взывать к Господу, Божией Матери и Ангелу Хранителю, пока внутри не восстановится тишина.
Враг всем будет смущать: и утомлением и ломотою ног, и неприятностями от людей, и страхами от зверей, и всем. Держитесь! Если устоите, дальше легче будет. А если не устоите, то все расстроится начинание ваше. Помощь Божия будет сопутствовать вам, но она помощна борющемуся, а не поддающемуся первому удару искушения.
Господень и Божией Матери покров буди на вас. Мужайтесь!
Если попадется кто из нехудых, наверно, тоже шествующих в Саров, в Муроме или по дороге, это было бы не худо. Но смотрите сами. Если случится это, и тот не одного с вами духа, не вступайте с ним в беседу. Пустая беседа разобьет голову и расшатает ваши решимости, и вообще не вверяйтесь, особенно сразу.
Когда доберетесь до Сарова, тут начнутся другие искушения и со стороны поклонников, и со стороны монастырских, ибо не все, как следует, держат себя, и эти всегда снаружи видны, а хорошие скрываются. Поэтому, не бросайтесь ко всякому, а держите себя особняком, одно дело исполняя, какое лежит на поклоннике: в церковь ходите и там благоговейно стойте и молитесь. Ни на кого не смотрите, как он молится, а себе внимайте. В номере своем сидите думайте и читайте что-либо. Монастырь и что около монастыря после осмотрите,
– 97 –
а теперь только духовным заняты будьте. Только к о. Серафиму на колодезь сходите, и почаще просите его принять вас.
Отдохнувши, можете с каким-нибудь старцем потолковать будто стороною о монашестве, а потом и с настоятелем.
Больше всего будьте в церкви се дом Божий. Господь тут встретит вас и в объятия заключит.
Ничем не спешите. И будьте все в молитве. Чем бы ни смущал враг не поддавайтесь.
Вялость, нерасположение к церковному и духовному, холодность и безвкусие, мыслей шатание, все отбивайте от себя.
Вашим б-ским, если пришлют, напишу, что вы собрались на богомолье в Саров, спрашивали и я благословил.
Перед выходом из Мурома и вы напишите в Б-нки, что пошли в Саров, и скажите, что тотчас по приходе в Саров известите их; а о втором деле не пишите ни из Мурома, ни из Сарова. Напишете, осмотревшись там.
Благослови вас Господи!
Ваш доброхот Е. Феофан.
– 98 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.