806.
/Отрезанный ломоть. Скромный отзыв о своем духовном опыте/
/Письма к лицу, искавшему спасения в скитском уединении М-ской С-кой пустыни К-кой губернии/
Поздравляю с подрясником!
День Преображения светлый полагает начало вашему внутреннему преобразованию себя. Благослови Господи начало, для успешного достижения и
– 92 –
предположенной цели! И прямо в скиток. Мир за густым лесом. Не перетягивайте его к себе. Лес не дает возможности видеть что за ним, и для вас открыто только небо. Не блуждайте же по земле, а привлеките к себе небо, и так близко, чтобы между ним и вашим скитком и линию повести нельзя было. Для сего все, что видит ваш глаз в скиту и около, облеките в духовный хитон, подражая святителю Тихону в его сокровище духовном от мира собираемом. Сделав это, вы ни на чем видимом и мгновения останавливаться не будете, а как только взглянете на что, тотчас от того будете переходить к созерцанию духовного его знаменования, которое вы дали ему, а от сего далее и выше, и будете всегда не на земле, а на небе. Если же не сделаете этого, то видимое будет всегда наводить вас на воспоминания мирские с утехами его и держать вас как в тумане в помыслах мирских, а к этому подладится и весь строй ваш внутренний. Родитель ваш да благословит его Господь! премудро отвечал вам благословеньем вас. Что он ничего не помянул о свидании вашем с ним, и это премудро; не хочет поднимать мирскую пыль и тину, оседшую у вас, и тем затруднить вас в начале новых шагов ваших. Вам и не следует тянуться к нему. Вы отрезанный ломоть.
Вспомните того подвижника, который, когда мать пришла повидать его, не соглашался выйти к ней, когда же настоятель уговорил его выйти к ней, он вышел, обратив к матери лицо, зажмурив глаза, и немного спустя возвратился в келию. Сейчас мне пришло на мысль, что вам, побывши немного в скиту, надо воротиться в обитель и
– 93 –
пройти там все послушания, какие обычно проходят все поступающие в монашество. Ибо надо все переиспытать, и всюду показать и послушание и разумность. Я думаю, Авва ваш и с вами так поступит, иначе Вы останетесь необожженным кирпичом.
Приезжал Б-й, и, думаю, написал к вам и к о. игумену. Моя хата заперта, и никого не пускает. И он не прошел. Тоже бы и с вами было. Хорошо, что вы дома сидите, и устав прибыл на Вышу один *). Нашли советника!! Я и монастырской-то жизни не испытал и не знаю, а не только скитской. Какой это у Крылова есть стишок, что заставлять пироги печь сапожника не совсем удобно.
30 авг. 92 г.
_______
*) Это письмо было написано почившим владыкою в ответ на присылку ему устава вновь устраиваемого при пустыни скитка, причем присылавший устав испришивал багословения святителя, для более скорого пересмотра и исправления устава, приехать к нему лично, либо же принять некоего Б-го, который для этой цели и поезал в Вышенскую пустынь. Как видно из письма, Б-ский не был принят владыкою.
– 94 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.