. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 5. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 5

     

    771.

    /О дневниках. Грамотка на сердце. Забота о заблудшей/

    /Письма к Н. А. М./

    Милость Божия буди с вами!

    Только что собирался я писать к вам ответы на прежние два письма, как получаю и еще. Сколько долгу?!

    Но ведь первое письмо перед отъездом вашим в Москву. Мне писать следовательно некуда было. Второе извещало о возвращении, но оно пришло тогда, когда у нас прекращается всякое сообщение по причине разлива рек и беспутья. Третье же вам вот. Я виноват только разве пропуском одной почты, или много двух. Но эту вину сваливаю на мою благоверную леность, которой права по давности сожительства непререкаемы.

    Прочитал ваши тетрадки и тотчас в печь, которая в этот раз топилась. Я знаю, что многие так делают, и я сам начинал. Но бросил. Вразумил меня простой старичок: пустяки! говорит. Что худого в себе замечаешь тотчас кайся и полагай исправиться, а писание зачем?! Хорошее же писать и подавно не следует. Это занятие, продолжал, учит лицемерию пред Богом, т.е. самому злому лицемерию. И если продолжать его от него набьется в душу неизгонимое самомнение, которое войдет

     

    – 27 –




    в сок и кровь. Душа им станет пропитана, как бочка дегтем. Вот я и бросил. И вам тоже советую.

    Записывал, помню, только один старец из древних, только не то, что у вас, а мысли особенно резко печатлевшиеся в душе. Он записывал их угольком на стенках келии и прочитывал. Это, говорил, Ангел мне внушал. Это бы и вам можно сделать, но, думается, трудно самописанное отличать от внушенного. И лучше не делать и этого, чем проще жизнь, тем лучше. Простота и смирение два крыла, быстролетность сообщающие.

    Хлопоты и суетливость вас совсем задушили. Терпите, и Господа молите помочь. Без Господа что сделать можем? К Нему за всем и обращайтесь. Как-то вы заботу выразили о том, как бы себя узнать. Господа молите, и Он ясно и точно покажет вам, что вы такое есть и каков строй ваш. И тогда стройте планы по тому указанию, а лучше после того новую начинайте молитву. Помоги Господи все то исправить, что окажется неисправным.

    От мирян и нельзя требовать такой чистоты в мыслях и чувствах, какая требуется от отшельников и монахов. Однако ж и они должны поспешать туда же. Ибо всем написано: вышних ищите. Живот сокровен со Христом в Боге. Средства же? Ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам. Кузнец знает, что если он будет бить молотом, то выйдет гвоздь. Ревнующий же о духовном никак не может сказать: то и то сделаю и получу вот что. Бейся как рыбка об лед, ища; а получишь, что Господу угодно будет дать и когда будет угодно: эту грамотку напишите на сердце.

     

    – 28 –




    Искать, вопиять с сокрушением сердца, с край ним самоунижением и с несомненною верою, что Господь все нужное даст; когда же что получится. Это не наше. Если и ничего не даст Господь и то слава Богу! Все свое спасение отдать надо в руки Господу, самый верный, надежный, благий и мудрый путь.

    Красавица будет у вас. Ну что же? Благослови Господи! Я ничего не умею сказать, смотрите сами и что видите подходящим, то делайте и говорите. Господа просите вразумить. Время очень благоприятное сделать что-либо для этой души. Но мне думается, лучше ничем ей не докучать, дать ей полную свободу, чтоб она у вас отдых чувствовала. Осеняйте ее молитвой. Если она в детстве знала молитву, то она теперь подымится из под пепла. Разве иногда коротенькой фразой бросайте будто невзначай.

    А то пожалуй вот что можно сделать. Пусть выскажет вам свои убеждения на чем она стоит. Вы их мне сообщите, может быть, я что-нибудь придумал бы написать. Только надобно, чтобы она вполне высказалась. Все опоры свои объявила. Тогда подрубить эти опоры, и здание все рушится. Это лучше делать не скрываясь от нее, хоть скрытно от других.

    Что вы не поехали на Вышу, хорошо сделали. И бросьте это из головы.

    Всех вам благ от Господа желаю.

    Молите Бога о мне грешном.

    Ваш богомолец

    Еп. Феофан.

    2 мая 73 г.

     

    – 29 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.09.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .