770.
/О самоуничижении, молитве Иисусовой и беседах/
/Письма к Н. А. М./
Милость Божия буди с вами!
И прекрасно! Так и надо. Вы себя хорошенечко браните, и чествуйте самыми непривлекательными именами. Так и следует. То уж пагуба, когда кто скажет о себе, что во всем прав и каяться не в чем. Прекрасно, прекрасно! Извольте так продолжать и более и более углубляться в самоосуждение. Только смотрите строго, 1-е не словами только самоосудительно (а сердце самодовольно) и 2-е при всем сознании своего непотребства, не теряйте упования спасения в Господе Иисусе Христе. Это последнее значительнее первого. Надо так себя чувствовать, как чувствует утопающий на море, который ухватился и лег на доску, сильную его поднимать и носить над бездной. Он постоянно чувствует, что готов погибнуть, но вместе чувствует под собой спасительную доску. Это есть настоящее изображение всякой души истинно спасающейся в Господе. Она чувствует, что
– 25 –
сама по себе гибнет; но вместе чувствует, что есть спасение Господом, веры ради в Него. Извольте восстановить в себе это чувство, если оно слабо. Ибо в этом сущность христианства личного, т. е. во всякой душе живущего.
В молитве Иисусовой углубляйтесь сколько сил есть. Она соберет вас, даст ощутить силу в Господе и сделает, что вы неотступно с Ним будете и когда одна, и когда при людях, и когда хозяйничаете, и когда читаете или молитесь. Только силу этой молитвы полагайте не в повторении слов известных, а в обращении ума и сердца к Господу при сих словах. То и другое вместе.
Уединяться вам нет разрешения. Извольте жить, как жили, только во всем со страхом Божиим, во славу Господа, в простоте сердца.
Беседы заведенные по вечерам дело хорошее. Скажу пример: Одна красавица (72 г.) (говорили о ней) имела обычай, когда кто придет к ней из монахов, иль священников, развертывать книгу и говорить: ну-т-ка прочитай да расскажи, что тут такое. Я как-то в толк не возьму. И слушала, что тот говорил. И не сморгнет, хоть бы тот врал, ибо все дело понимала ясно. Извольте дух смирения при сем хранить. И поменьше командовать. Побольше прошений о вразумлении; Египетские старцы когда вели беседы, всегда обращались прежде всего за разрешением к тем, которые были послабее, для воодушевления их и побуждения побольше заняться делом.
Извините, что не скоро ответил. Все леность! Вы не знаете, сколько у меня лености. Ой! ой! Я называю ее моей благоверной, которая взяла меня в руки и пикнуть не дает.
– 26 –
Всех вам благ от Господа желаю. Молите Бога о мне. И всех ваших прошу помолиться о моей грешности.
Ваш богомолец
Еп. Феофан.
С постом!
Душеспасительно провести желаю.
13 февр. 73 г.
– 27 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.