768.
/Надо ли вести список своих дел, добрых и худых/
/Письма к Н. А. М./
Милость Божия буди с вами!
Спешу вам сказать слово о том, что вами прислано. Хоть это не совсем пустой труд; но такой однако ж, который вести к цели не может. Когда бы нас дела спасали, то, конечно, баллы были бы у места, как ответы учеников. Но от дел какое спасение? Если же не от них, какая нужда их записывать и помнить? В деле спасения математические расчеты никуда негожи, и никакого приложения им не должно быть. Относительно того, что есть у нас доброго, или бывает, один закон: забывать то. Помнит ли кто о том, что дышит? Нет, от того, что это в порядке вещей. Так и в нравственной жизни. Что делается как следует, о том что помнить? Это в порядке вещей правильных. Но коль скоро допущено, что не доброе, о том надо помнить, и совесть изощрять, чтоб хорошенько замечала, но зачем? Чтобы поскорей исправиться. А это вот как бывает. О смертных грехах нечего говорить: они совсем неуместны у тех, которые ревнуют о спасении. Остаются грехи невзначай, слово прорвется, мысль проскользнет, чувство пошевелится, все это так, что совесть после находит то недобрым и недолжным. Об этом вот правило: как только
– 21 –
замечены, тотчас очищать их внутренним покаянием пред лицем Господа. Можно этим и ограничиться, и если не сыта совесть, то потом еще на вечерней молитве помянуть о том с сокрушением, и конец.
Все такие грехи сим актом внутреннего покаяния и очищаются. Зачем же все эти реестрики-то?! Говорят: да как же, самопознание нужно! Нужно, да оно само собою придет. Когда кто внимает себе и без опущения замечает движения сердца своего с тем, чтобы неправое отревать, а правое обсуждать и если окажется уместным исполнять; тогда у него само собою образуется ведение о том, что больше интересует его сердце, куда оно гнет, и каково, следовательно, характерное настроение его?! И тут заметки совсем лишнее дело, к тому же существенное-то знание себя, вы сводили во едино чувство и убеждение, что я никуда негож, или негожа. Это убеждение дает жизнь самонаблюдательная, но не та неточная. Та мутит дело ибо и хорошие ставит балы, и... Извольте же вы все свои тетради собрать и все в печку, а потом и мне позвольте тоже сделать с присланными листиками.
Извольте вы в жизни различать: дела видимо совершаемые, чувство и расположения невидимо в сердце лежащие и составляющие его строй, и наконец дух жизни. Последнее есть главное. Тут самое существенное предание себя в руки Господа Спасителя с воплем сокрушенным: имиже веси судьбами спаси. Ибо иного спасения нет, как в Нем. Под этой преданностью да будет сильное самоотверженное ревнование об исполнении Его святой воли, отличительная черта которой сознательно не допускать ни одного дела, слова, помышления и чувства противного
– 22 –
Господу. Это требует непрестанного внимания к сердцу и хождения пред лицем Господа. А при этом делай все во славу Божию, все что предлагается нам течением жизни нашей. Се вам кратко программа жизни. Вы не находите покоя! Восстановите веру в Господа Спасителя. Ради ее и покаяния все неисправное прощается, и все несовершенное восполняется. И при вере сей делать по силе все должное. Больше этого ничего и не требуется ко спасению. Неуяснение этого в сознании, а потому предположение: ай, не все сделано, и подавляет, и мучит, и лишает покоя.
Вникните хорошенько в прописанное, и потом пишите, что окажется вследствие того неясным.
С праздником! С праздником! Молите Бога о мне грешном; ибо ко мне очень идет: "уча других, себе ли не учиши". О, когда бы жизнь покорялась знанию!
Ваш богомолец
Еп. Феофан.
19 декаб. 72 г.
– 23 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.