761.
/Общие наставления желающей идти по пути спасения/
/Письма к Н. А. М./
Милость Божия буди с вами!
Ваше письмо, писанное в июле, прислано в ноябре.
Думал не отвечать вам в той мысли, что с такою нерадивицей и толковать нечего.
Не знаю почему раздумываю и пишу. Немного однако ж скажу.
Потрудитесь найти там у кого-либо журнал Домаш. Беседу и прочитайте в прошлом году начатые
_______
*) В течение первых лет до полного затворничества святитель Феофан ходил ко всем службам.
**) Оригиналы приведенных писем высокопр. Исидора и Филарета, и преосв. Феофана хранятся в "приходской библиотеке имени Луки и Матфея Васильевичей Лосевых", Московской, Николаевской, в Толмочах, церкви.
– 12 –
Письма о духовной жизни по поводу писем Сперанского о сем предмете.
Там все помещено, что нужно для вас. Что найдете в них практического и удобоприменимого к вам, то возьмите себе в урок и исполнять начинайте.
Меньше толковать и больше делать лучше.
Благотворений не забывайте, и милость Божия осенит вас.
Не судите, и Бога будете иметь всегда своим защитником.
Плоти угодий не творите и в малом. Посильное самопринуждение и лишение себя чего-либо, плоти приятного есть то же, что подкладывать дров в печку.
Руки и ноги за делом, а мысль с Богом се настоящий стоячий человек.
В молитвах меньше читать, а больше поклоны класть ближе к делу.
Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют молитвенное положение; а молитва собственно идет из сердца. Когда этой нет и никакой нет.
Дела нужно так распределить, чтобы внешнее не мешало внутреннему.
Внутреннее надо налаживать с утра как глаза откроются. Хранить его весь день, вечером подогреть, и так заснуть.
Сократить внешние отношения и все наладить на один чин есть спасительная рамка жизни.
Когда придет внутренняя молитва, тогда она может заменять отчасти пребывание во храме, но внутренней молитвы ничто так не разогревает, как храм.
– 13 –
Ангельский образ хорошее дело. Но надо сделать, чтоб внешнее не упреждало внутреннего.
Всех вам благ от Господа желаю.
Ваш богомолец
Еп. Феофан.
18 дек. 71 г.
– 13 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 5. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2015.