753.
/Утешение в скорби о душевно-болящей/
/Письма к "неизвестному" (протоиерею)/
Милость Божия буди с вами,
Достопочтен. о. протоиерей!
Вполне разделяю горесть вашу о N. Господь да пошлет вам всякое утешение. Молитесь Господу, – а, между тем и сами ройтесь в тех источниках, где чаете обрести утешение.
Вы уже знаете их – и роетесь. Продолжайте с терпением, и обретете, – ибо всякий, ищущий с терпением и верою, обретает, если не всегда то, чего желает, то всегда то, что благоволит Бог во благо ему.
В горестях благо скрыто под скорбью сердца; – от того не ощущается и не видится, – хотя есть не думательно, а действительно. И у вас теперь оно есть и действует, как в N, так и в вас. Благодушествуйте же, смиренно веруя, что так есть и для вас, хоть не видно.
Вы чего желали бы N – временного благополучия, или вечного спасения? – Трудно вам выбирать. Скорее остановитесь на: – того и другого. Но если первого нельзя совместить с последним; то, конечно, не задумавшись, изберете сие последнее, отказавшись от первого.
Так вот и положите в уме своем и в сердце своем, – что для N, по течению событий жизни вашей и ее, – которых вы не видите и не знаете,
– 250 –
необходимо было пресечь вкушение благ видимых – на время или навсегда. И Господь так устроил. Устроив или попустив ей тяжкую болезнь, Он прикрыл ее тем от всего, что могло нехорошо действовать на ее настроение. Пройдут опасности – здравие возвратится. Не пройдут – так останется *).
Всяко опасаться за ее вечное спасение вы не имеете резонов. – Судя по указанным вами ее занятиям, ее настроение душевное было хорошее. Теперь она в состоянии болезненном. След. перейдет ко Господу, или теперь стоит пред Господом, – такая, какою застала ее болезнь. – Такова и участь ее вечная. – Умножится она вашими благодушными терпением и верою, и вашим преданием ее в десницу Божию. – Я же, сверх того, держусь той мысли, что тогда как душа расстраивается, по причине расстройства ее органа – тела, – дух остается цел, – и он зреет там – глубже сознания, все более и более, в том направлении, в каком застало его расстройство то.
Так, – вызовите благую веру в благодетельное о том промышление Божие, и ею отревайте всякие припадки скорби, возмущающие ум и сердце.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан.
9 сент. 83 г.
_______
*) По милости Божией и за молитвы спасителя, N выздоровела.
– 251 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.08.2015.