. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    693.

    /Ответы о причащении, духовнике, беспокойном брате, поступлении в монастырь, шутках врага, замене руководителя и о тайном постриге/

    /Письма к Н. М./

    Милость Божия буди с вами!

    Благодарствую за поздравления и благожелания. Поздравляю и я вас, и желаю вам всего хорошего и отрадного, – паче же – преуспевания в духовной жизни вашей. Благослови вас Господи на это.

    В этом поздравительном письме вы еще поминаете только о причащении св. Христовых Таин с благотворным их на вас действием, – и о молитве Иисусовой. Св. Таин причащайтесь почаще, как дух. отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче – со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно. По привычке нам солнце ни почем, а от него всякая жизнь. Так и к св. Тайнам привыкнуть можно и стать к тому равнодушной – что очень неодобрительно. О молитве Иисусовой вы хорошие слова сказали. И держите сию молитву и вставляйте ее в свое молитвенное правило, и так произнося непрестанно между всякими делами. И молите Господа, чтоб Он утверждал вас в сей молитве, и чрез нее в постоянном умилении, сокрушении, паче же в чувстве к Нему неотходном, что составить непрестанную молитву.

     

    – 150 –




    В прежнем письме, на которое я не успел ответить, вы жалуетесь, что отца духовного не найдете никак. – Что же делать? оставайтесь одни с книгами и идите своим путем со страхом, осмотрительностью и смирением. – Если что встретите недоуменное, спрашивайте. Я буду отвечать, как сумею, а не сумею, – так и скажу. Ныне не найти настоящего руководителя, – а говорителей много, писателей еще больше, хоть те и другие не всегда попадают в такт. – Из числа последних я не последний.

    Спаси вас Господи! – Спасения ищете, – доброго дела ищите. Есть Спаситель, Который и будет вам помощником первым: ибо обетовал: ищите и обрящете.

    Вас беспокоит брат. Жалейте об нем и молитесь, чтобы Бог образумил его. Ему же скажите: если хочешь бывать у меня, говори об обычных делах, дел же религиозных не касайся, потому что ты тут ничего не понимаешь. – Если ты заговоришь когда, и по невежеству своему начнешь врать, – и тем паче, когда изрекаешь хулу на Бога и вещи Божеские, то возьму тебя за руку тотчас, выведу вон, и скажу тебе, чтоб нога твоя тут не бывала никогда. Вы хорошо делаете, что не всегда его принимаете, но если и на отрез запретите ему приходить, беды и греха не будет.

    Вас уговаривают поступить в монастырь. Если Богу угодно и Он судит то необходимым для вас; то это придет само собою. Тогда упирать ногами не станете, а потечете, как олень на источники водные. Монастырская жизнь не так трудна, как вам кажется. Не труды там тяжелы, а неимение своей воли: делать что прикажут, и сестрам и начальницам и распорядительницам надо покорствовать.

     

    – 151 –




    За это в награду Бог дает внутренний мир, покоющийся в лоне смирения.

    Самая основательная у вас причина не поступать теперь в монастырь, – это пристроенье сына. Пока он не воспитан вполне, и не пристроен, вам покоя иметь нельзя.

    Что было во время молитвы, стук, шум, будто тяжелой птицы летание, не понимаю. Не подстроил ли кто, например – сын ваш, – чтоб вас выгнать из этого дома. Слыхал я, что иногда и враг эти штуки строит. Против него орудие первое молитва как вы молились и не уступили. И бесстрашие надо являть, возложив все упование на Бога. Да хранит вас Господь от козней лукавого.

    Что говорил вам отец А., то не всегда верно бывает. Книги не окончательный учитель, но все же учитель. И они могут заменять руководителя, если присоединить к ним вопрошение старцев или братий, или если согласиться вдвоем или втроем. Двое или трое – единомысленные сходятся и спрашивают друг друга и решают вместе в чем бывает недоумение – и вам можно согласиться с какою сходной с вами женщиною и совещаться по руководству книг, живя хотя не вместе, а розно, в разных местах. Можно это; но самыми делами это устроить, надо умолить Господа. – И сына вы не больше любите; ибо любите не помимо любви к Богу, а по любви к Богу.

    Ваше духовное общение с Афонскими братиями может быть полезно. Вот при случае и они помогут вам советом.

    Что и еще прописано у вас в конце о том, как вы в разных случаях поступаете, – все то думается хорошо.

     

    – 152 –




    Со страхом и трепетом свое спасение содевайте, и паче всего прибегайте к Господу и докучайте Ему молитвой.

    Благослови вас Господи!

    Спасайтесь!

    Е. Феофан.

    P.S. Пропустил одно – вы поминали о тайном постриге, и что вам очень этого желается. Это можно. Постриг этот вашему пути не помешает; напротив придаст вам энергии, так примите. Бог благословит!

    Но попекитесь хранить сие в тайне.

    12 января 1893 г.

     

     

    – 153 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .