692.
/Отзывы и ответы на разные вопросы о дух. жизни/
/Письма к Н. М./
К Н. М.
Милость Божия буди с вами!
Вот теперь яснее, что у вас там деется. – По переселении вашем в Москву, окружавшие вас искусители не поимели на вас влияния. Это великая милость Божия. Благодать Божия не дала сердцу вашему ни на волос податься в ту сторону. – Что говорил сын по этому случаю, думаю, говорил потому, что его подучали родные ваши, – что вы не послушали ни его, ни родных, хорошо сделали, тут исполнение вашей молитвы: имиже веси судьбами.
Сердце ваше потребовало сделать какое-либо добро, и вы сделали его. Оно незаметно для вас принесло вам много добра душевного. Слава Богу! Не устраняйтесь от таких случаев. В них Господь обращается к вам, – чтоб потом и воздать вам здесь же. – Речь по этому случаю вашего дух. отца не умею понять. – Не смотрите на его слова.
– 147 –
Ваш духовник отказывает руководить вас. Это добросовестно с его стороны. – Уважьте его желание, и взыщите руководителя. Но как он не желает, чтоб вы совсем от него отдалились, то и с ним говорите о духовном, чему он всегда рад, как вы говорите. Духовные дела ведите по указаниям руководителя, а исповедь и причащение у него имейте.
Но куда обратиться за руководителем?! Если внимание к вам отца А. А. состоит в связи по времени с отказом вашего дух. отца от руководства, то мне приходит на мысль признать указанием Божиим сей случай на руководителя. Обратитесь к О. А. – мне думается, что это будет хорошо для вас. – Но смотрите сами.
Ваш дух. отец изъявил неудовольствие, зачем вы приняли, что предложено было вам Афонцами. – Отказавшись от руководства, ему уже не следует вмешиваться в ваши дела. – Но и без сего вы ничего худого не сделали в этом обстоятельстве.
Мне очень приятно слышать, что книги мои какую-нибудь пользу доставляют. Я большой грешник, а молиться ленив, и на другие подвиги не падок, так читающие помолятся и умилостивят Бога. – Обратите внимание на письма к разным лицам. Они начаты так, а потом пошли все к одному лицу, и пришлось говорить много такого, что и для всех пригоже, – может быть и для вас пригоже что найдется.
Вы любите молиться внутренней молитвой и желаете научиться ей. – Молитесь усерднее и научитесь. Читайте книги – о молитве. Есть сборник – о трезвении и молитве... Тут собраны великие учители как молиться. И себе перенимайте. – Вы говорите, что стараетесь всегда памятовать о Господе и все для Него делать. Это
– 148 –
прекрасное преддверие успеха в молитве. Пекитесь о сем всячески. Око Божие зрите утвержденным над сердцем вашем и туда в него зрящим, это не даст никакому духу приближаться к сердцу. – Внимание к Господу с вниманием к сердцу неразрывны. Одно другому помогает.
Причащаться часто – очень благоплодно, и делайте так. Кто вам мешает? – Любите сидеть дома. Прекрасно. Есть правило старцев: сиди в келлии и она всему тебя научит. В келлии велят отцы – молиться, читать, рукодельничать, переходя от одного к другому. Устройтесь так и будете жить как в раю, госпожою над собою и над всеми делами своими, а далее над мыслями и чувствами. Главное тут навыкнуть всегда быть в том, что есть едино на потребу.
Выходить ли? – Выходите, но только в церковь, и еще на дела неотложные, но вот найдете руководителя и с ним все порешите. Он же скажет вам и как быть с праздноречивыми посетителями.
Я писал вам назначить время для разных духовных занятий, а теперь говорю, делайте, что захотите, только в праздности не сидите.
Молитва Иисусова не спеется. Трудитесь, – и благопоспеется. – Внимание при сем держите в сердце, и к Господу любовь благоговейную приводите в движение.
Молитва – на устах при просыпании есть след хорошего сновиденья. – Это хорошо.
Бойтесь прелести. Надо бояться. Но избегайте коренной прелести и прочие места не будут иметь. – Коренная прелесть есть – думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом. Вонмите сему и возымейте самоцен
– 149 –
сей – первым врагом своим. – Не давайте ему засесть внутри, – иначе он сгубит вас. Это Апостольский урок: мнящий себе быти что, ничтоже сый, сам себе прельщает.
Благослови вас Господи всяким благословением.
Спасайтесь!
Е. Феофан.
Если вздумаете писать, всегда приписывайте адрес.
30 ноября 1892 г.
– 150 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.08.2015.