624.
/О пресечении помыслов и плотских искушениях/
/Письма к Е. С. Б./
Милость Божия буди с вами!
N. N.
Мужайтесь, и да окрепится сердце ваше, Господь близ и помощь Его близка. Он никогда не оставляет с упованием обращающихся к Нему и себя
– 95 –
Ему предающих. Как вы действовали, так добре. И вперед так действуйте. Главное – помыслов пресечение. Когда помыслы улеглись, прочее теряет силу. Как только появится движение дурное, сейчас мысли установите на какой-либо священный предмет из Евангельских событий – преображение, страдание Господа, распятие, воскресение, вознесение, и другие. Этим все дурное отбросится назад. Или приведите на мысль, как и делаете, смерть, суд и следствия того. В след за сим установив мысль на присутствии Господа, воззывайте к Нему, – как говорите с кем-либо лицом к лицу; – и поверьте Ему уврачевание, говоря: видишь Господи, что у меня. Ничего подобного не хочу я, помоги, и отвей приражения сии, – и подоб. и начинайте творить молитву Иисусову, повторяя ее с верою. И ею одною ограничив все содержание головы и сердца.
Господь попустил и смотрит как вы поступите. Он вождь; вы – воин. Он ждет, что вы отразите врага. Не посрамите Его чаяния …
Мускулы и всего тела держите в напряжении; – в струнку, не распуская ни одного члена сибаритно.
Если вы одни, жгутом или четками отдуйте себя по плечам, до боли порядочной. Это успешнее всего злую рабу плоть обращает к покорности и смиряет. Из еды – все жирное и крепко питательное устранить надо на это время, и поменьше есть. Можно выбрать пищу не горячащую, а холодящую. Вместо мягкого кресла для сиденья – возьмите жесткую табуретку. Спать – снимите тюфяк, и постелите одно
– 96 –
одеяло. И покройтесь чем-либо прохладным. В комнате поменьше тепла. Освежаться на воздухе хорошо, но и чувства блюсти. Все же упование возверзите на Господа. В молитве пребывайте. В Добротолюбии т.2 много есть наставлений о сем. Перечитывайте и что к вам идет запоминайте или записывайте. Но никогда не робейте. И в какой бы силе ни было нападенье, – отразить напрягайтесь. Главное не допускайте сочувствия и тем паче соизволенья или сосложенья. Сочувствие вырывается и невольно; надо отбить его, и заменить отвращеньем.
Не переставайте видеть врага, злого, – в сих восстаньях – и раздражайте гнев против них. Рук не опускайте, а все боритесь. Попавший в воду болтается и руками и ногами и таким образом не дает себе погрузиться в воду. Господь буди вам помощник! Вез боренья с этим никто не обходится. И надо было ожидать. Но пройти может, если мужественно вооружитесь. Ибо всякая победа над сим дает венец. Как врагу невыгодно доставлять венцы; то он и удаляется и не нападает. – Останутся одни естественные движенья; – но они тогда вялы и бессильны и скоро прекращаются суровым обращеньем с телом.
Спасайтесь!
Ваш доброхот
Е. Феофан.
– 97 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.08.2015.