. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 4. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 4

     

    563.

    /О болезни святителя в 1891 г. Искушение от прислуги и как избежать серчания/

    /Письма к г-же NN/

    Милость Божия буди с вами!

    Письмо ваше от 25 октября лежит безответно. Однако ж не спешите произносить обвинительный на меня приговор, в непозволительной лености.

    Недели за четыре до праздника я простудился очень, – и доселе хвораю, хоть хворость сия уже на кончике. Начало болезни конец ноября, и вина моя простирается на время, около месяца. Теперь у меня только слабость маленькая.

    Вы мои недомогания производите от недостатка воздуха, движения и усиленных занятий. Целое лето я провожу почти на балконе, а обитель наша в лесу, тотчас за оградою лес. Зимою редко хожу на балкон – боюсь простуды: тут и простудился я теперь. Но комнаты проветриваются кроме форток отворением двери наружу, причем воздух весь переменяется – это почти каждый день. Движение не скупо. Больше хожу, когда читаю; сидя только пишу, что бывает не больше двух, трех часов в день. Усиленные занятия, прошло уже для них время. А когда они были, тогда не чувствовалось утомления. Лучше всего все производить от того, что время силы прошло; настала старость, которая очень податлива на недомогания.

    Приношу вам благодарность за вашу заботу о моем здоровье!

    А у вас все тоже искушение от прислуги, это

     

    – 27 –




    у вас похоже на то, что было у св. Апост. Павла: пакостник, и молился, и боролся, все не отходил, и остановился на терпении. Вот вам пример. Но мне приходит на мысль, разве вы так связаны с настоящей прислугой, что уж и переменить не имеете власти? А если имеете, отчего не переменить? Одна, другая, третья негожа, четвертая может быть попадется добрая. Вот и покой.

    Но вы желаете знать духовное против неудовольствия на прислугу врачевство? Кажется у Лествичника написано: первый прием против серчания – молчание уст. Не говорите, когда душа не спокойна; но наперед успокойтесь и тогда потолкуйте, указывая как следует что делать. Устраните мысль, будто прислуга нарочно не хорошо делает, или не хочет делать вам угодное; а думайте, что и хочет, и старается, но что уменья не достает, то не намеренно ошибка, или опущение проскальзает.

    Положите не всякий раз взыскивать, а на третьем, или пятом разе. А другое дело вот что: духовное врачевство не механично, а все от произволения, от определений личных и напряжения своих сил. Установившись в таком убеждении, не будете инуды ждать избавления, а все от себя с Божью помощью и от напряжения своих усилий, и напрягайтесь не серчать хоть бы что. Благослови вас Господи на труд сей. Несерчание свидетельство о великом усмирении самости и о силе смирения.

    Какое доброе письмо о. арх. Михаила! что-то ему Бог дал в Афинах. Спаси его Господи!

    Прошу молитв! Молюсь о вас.

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот Е. Феофан.

    13 генваря 91 г.

     

    – 28 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 4. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1899 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.08.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .