361.
/Изъяснение 1 Иоан. V, 16.17; Кол. II, 16-23; Римл. IX, 11-16. 18; XII, 20; 1 Иоан. V, 4/
/Изъяснение Свящ. Писания в письмах/
(1 Иоан. V, 16. 17).
Что есть грех не к смерти?
Отв. Грех смертный – который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а помучает или засоряет душу. Какие именно грехи того и другого рода точно определить едва ли можно. В жизни так надо: коль скоро
– 231 –
совесть обличает, кайся скорее и сила греха разрушительная сим пресечется. И нет греха, который бы противостоять мог действию покаяния искреннего. И тем удовольствоваться.
Как понимать слова Апостола во 2-й гл. к Колос, ст.16-23. Не говорится ли тут против монашества?
Отв. Нет. Это такие были еретики, которые грехом считали есть мясо, жениться и под. И у нас они есть: беcпоповцы, хлысты, скопцы, духоборцы и др.
(Римл. IX, 11-16. 18).
Господь говорит, что "царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е", а у Апост. Павла находим, что дело спасения совсем от нас не зависит (ст. 16) и Бог до нашего рождения определил ту, или другую участь. В каком отношении находится назначение Божие с нашей свободной волей?
Отв. Что нудится царствие Божие – сие предполагает собственные усилия. А когда ап. Павел говорит: сие не от нас, то значит свои усилия не дают искомого. Соединить надо и то и другое: усиливаться, и всего чаять от благодати. Ни свои усилия не доводят до цели, п.ч. без благодати усилия не далеко заходят, ни благодать не дает чаемого без усилий, п.ч. благодать действует в нас и для нас чрез наши усилия. То и другое подвигает человека вперед и приводит к цели. Предопределение непостижимо. Довольно для нас веровать всем сердцем, что оно ни в каком случае не бывает противно Божией благодати и правде и не нарушает свободы человека. Обыкновенно решается так: Бог предвидит, как будет свободно действовать человек и сообразно с
– 232 –
тем определяет, так что Божие определение опирается на жизни человека, а не жизнь на определении.
(Римл. XII, 20).
Не будет ли жестоко благотворить врагам, зная, что этим мы собираем им на голову горящие уголья?
Отв. Благотворим не с тою целью, чтоб уголья на голову их собирать, а по заповеди. А уж таково неизбежное последствие сего. Нельзя же во избежание такой неприятности для злотворцев нарушать заповедь Божию и за сие нарушение на свою голову уголья накладать.
(1 Иоан. V, 4).
Что разуметь под словом "мир," против которого следует бороться.
Отв. Тамбовские тоже спрашивали, я накричал на них: так то вы читаете мои книжки и проч. и проч. Потом сказал им – найти в книге о трезвении и молитве выписку из св. Исаака. Тут скоро в начале сих выписок и говорится, что есть мир. Тоже и вам говорю. В числе избранных моих проповедей на Господни, Богородичные и Царские дни есть одно из слов па царские дни, в коем решается что есть мир. Говорена в С. П. Б.
– 233 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.