360.
/Изъяснение Мф. XI, 11; XII, 31.32; Иоан. XVI, 7; Мф. XI, 12/
/Изъяснение Свящ. Писания в письмах/
(Мф. XI, 11).
Как понимать слова Спасителя: "Меньший в царствии Божием больше Иоанна Крестителя?"
Отв. Все отцы под меньшим разумеют Самого Спасителя: ибо кто же в рожденных женами может быть больше всех, кроме Его? Меньшим же Он назвал Себя по степени уничижения, какое Он подъял по воплощенному домостроительству. Почему Апостол и говорит: Себе умалил.
(Мф. XII, 31. 32).
Почему хула на Духа Св. не простится, а на Сына Божия простится?
Отв. Хулить Бога, яко Бога, невозможно. Бывает сие только по затмению мысли о Боге, яко Боге. Уничижение Бога – Сына нашего ради спасения может мешать узреванию в нем Бога и похулить Его не яко Бога, а как всякого человека. Дух же Божий когда являл Себя, проявлял осязательно божескими делами, и не видеть в Нем Бога нельзя. Почему кто хулит Его, хулит как Бога и за то не имеет извинения. – Слова сии сказал Господь по исцелении глухонемого, в чем явен перст Божий. И сказавшие: о веельзевуле изгоняет, хулили неизвинительно.
Почему Дух Св. не мог сойти во время пребывания Спасителя на земле, и почему для людей было лучше, чтоб сошел Дух Св., а Сын Божий вознесся бы (Иоан. 16, 7)?
Отв. Это тайна домостроительства нашего спасения. И где нам уразуметь ее? Лучше нам так рассуждать: так сказал Господь, так было, и верно иначе
– 230 –
сему быть нельзя. В Евангелии от Иоанна прежде сего сказано было: не у бе Дух Св., яко Иисус не у бе прославлен (7:39). Сошествие Св. Духа поставляется в зависимость от прославления Сына Божия. Почему? Так положено в совете Бога Триипостасного об устроении нашего спасения. Поклонимся пред таинством сим! И довольно с нас.
(Мф. XX, 12).
Почему Господь сказал, что со времени И. Крестителя царствие Божие будет браться силою, а до Иоанна разве оно бралось не силою?
Отв. Браться силою – перевод не точен. Ибо силою в божественных порядках спасения ничего не возьмешь. Славянский перевод точнее: нудится, с нуждою, с самопринуждением, с напряжением сил ищется. Греческое нудится то и значит. Мысль же: к царствию протискиваются, как протискиваются сквозь тесную толпу. На практике так и есть: самопринуждение и самопротивление неотъемлемые черты искания спасения и царствия Божия. И только те, кои таковы, достигают царствия. Льготно оно никому не дается. Почему это со дней Иоанна, или, как в другом месте, после закона и пророков, можно не искать, сознавшись в бессилии объяснить это.
– 231 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.