312.
/Разные ответы и наставления желающему установиться на пути духовной жизни/
/Письма благочинному монастырей/
Милость Божия буди с вами!
Дать вам правило не умею. Да на что правило? Одно то данное (навыкновение Иисусовой молитве) исполняйте и все тут. К тому прибавить только: мало-мало что расстраивает и ослабляет действие внимания к Богу, удалять то без жалости. Делать же только то, что способствует удержанию его и укреплению. К сему направлять: и чтение, и размышление, и поклоны.
Всякий род и порядок занятий хорош, коль скоро способствует сему (вниманию к Богу). Нечего и расписывать занятия. Коль скоро одно занятие не питает молитвы, оставить его надо и взять другое. Наприм., развернули книгу и стали читать, – нейдет.
– 175 –
Оставьте ее, берите другую. Если та нейдет, берите третью. Если и эта нейдет, бросьте чтение и кладите поклоны или размышляйте. Надо иметь не развлекающее внимания рукоделие. Египтяне древние весь день сидели за рукодельем, не бросая его даже и тогда, когда кто-либо приходил; по временам только клали поклоны. Главную же молитву совершали ночью. У одного написано: помолись с вечера два часа, потом поспи шесть часов, а там встань и молись до света.
Когда внимание к Богу живо и внутренне молитва идет, тогда лучше ничего не начинать делать (дома-то), а сидеть или ходить, или лучше стоять пред иконами и молиться; когда начнет слабеть, подогреть его чтением или размышлением. Правила нужны для поступающих в монастырь, чтоб они навыкли деланиям или занятиям монастырским. Потом же, когда они дойдут до внутренних некиих ощущений и особенно до сердечной теплоты, правила и им не строго нужны. Вообще к правилам не следует пристращаться, а быть свободну в отношении к ним, одно имея в намерении, как бы внимание к Богу благоговейное не отходило.
Тело надо держать постоянно в струнку, как солдат на параде, никак не позволяя себе распускать членов, не только при хождении и сидении, но и при стоянии и лежании.
Дела все – большие и малые – делать так, как бы око Божие смотрело, как что делается. Всякого приходящего или всякого встречаемого надо принимать как посланца Божия. Первый вопрос да будет у себя внутри: что хочет Господь, чтобы я сделал с сим или для сего лица. Всех принимать, как образ Божий, с почтением и желать сделать добро
– 176 –
ему. В принятии пищи немного оскудить питание; равно и у сна отнимать кое-что. Как что, сами смотрите. Не нужно вязать себя, а свободно действовать, иногда так, иногда иначе, одно имея в виду – плоти угодия не творить и ни в чем не самоугодничать. И спать, или бодрствовать тоже разумно можно, имея одну меру не засыпаться крепко. Вам дал Бог слезы. Это добре. Но временные слезы не все еще. Надо, чтоб постоянные были. Есть слезы в сердце, которые лучше текущих из глаз. Из глаз текущие питают червь тщеславия, а те сердечные Богу Единому ведомы. На людях лучше удерживать слезы, оставаясь с сердечным сокрушением.
Читайте препод. Варсануфия и Иоанна. Там определены все случайности и можно находить указание на все, в чем ни окажется нужда. Извольте содержать в мысли, что учитель всякому добру один есть Господь – Спаситель наш. В час размышления или при поклонах внезапно проявляться будут мысли спасительные или руководительные или пояснительные, надо их замечать и записывать. Если будете предавать себя Господу вседушно, то Он Сам преподаст вам или чрез Ангела-Хранителя всю науку христианскую.
Выучите несколько псалмов на память, таких, которые больше по сердцу. И потом, во время поклонов, можете читать их и из каждого стиха составлять свою ко Господу молитву. Мне сказывал это один человек, который начинал с начала утрени: "Помилуй мя Боже", и не успевал кончить ее (свою молитву) до конца утрени. Этот способ больше всякого развивает дух молитвенный.
Безжалостность к себе, готовность на всякую услугу другим и предание себя всецело Господу, с
– 177 –
молитвенным в Нем пребыванием, се производители жизни духовной.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан.
– 178 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.