311.
/Повторение главных качеств приличествующих благочинному. Ответ о навыкновении умной молитве/
/Письма благочинному монастырей/
Милость Божия буди с вами!
Я думаю, что вы теперь уже попривыкли к делам вашего послушания. Даруй Господи, чтоб все шло лучше и лучше. Мудрость не велика! Не пылить, терпеть, исподволь понемножку все подвигать вперед. Господь того хочет и всегда в этих делах есть всесильный пособник. Только не надобно никогда допускать: "я хочу", а порядки того требуют, я же слуга ваш.
Захотели учиться умной молитве. Добре! А прежде то какая у вас была молитва?! Молитва по существу своему есть действие умное и если вы не молились умно, то и совсем не молились. А я вам скажу, что никого нет, кто бы не молился умно. Все умно молятся. Все, когда молятся, мысленно Бога представляют присущим и Ему изрекают свои потребы. Хоть и читают молитвы, все стараются мысленно к Богу возноситься. Если что следует сказать, так это то, что делают это не совершенно, не непрерывно даже и во время молитвословия и главное без чувств. Таким образом ваше желание будет: как дойти до совершенства в молитве, умно к Богу возносимой? Ответ на это: ищите и обрящете.
Как выучились вы писать? Трудом писания, с желанием писать исправно по образцам. Делайте так и в молитве, и выучитесь. Сама не придет, учиться надо.
– 174 –
1) Навыкайте ходить (жить) в присутствии Божием, пред очами Божиими с соответственными тому чувствами.
2) Как только свобода, кладите поклоны, в чувствах сокрушения и смирения.
3) Читайте книги все о молитве и размышляйте о ней.
4) Паче же: всеми силами старайтесь церковное богослужение проводить в памяти Божией, а за тем и домашнее правило. Тереть надо душу и согреется. Теплота когда придет, тогда и мысли улягутся и молитва станет чиста. Все же от благодати Божией. Почему и надо молиться Господу, чтоб даровал молитву.
Благослови вас Господи!
Спасайтесь!
Ваш богомолец Е. Феофан.
– 175 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.