260.
/О развлечениях и занятиях химиею по отношению к делу спасения. Результаты Турецкой компании/
/Письма к М. Д. и ее мужу/
Милость Божия буди с вами!
Днесь спасения нашего – главизна! С общею всех христиан радостью поздравляю и желаю вам причаститься сей радости!
Москва, говорите, немного развлекает. Да, надо остерегаться. Впрочем сие ведайте, что все, по нужде делаемое, без сочувствия, – не вредит духу. Беречь сердце надо, чтоб не прилегало к сластям мирским. Вкушение сих сластей гасит огнь духа,
– 100 –
тогда как участие в чем либо без сего вкушения, только дует на тот огонь, а не гасит. И занятия ваши по химии совсем не задувающего свойства, а только дующего. И мне пришло на мысль сказать вам: зачем же бросать это занятие? Оно может заменить рукоделия. Я, – помнится, – иначе писал, не так понимая ваше занятие. А по тому, что вы делаете, судя, не вижу тут ничего противного духовной жизни. Только увлечение разорительно; но его, кажется, можно остепенять. А мирное занятие химией ничего худого принести не может, особенно, если разные тут процедуры перетолковать в духовном смысле, или видеть в них отражение проявлений духовной жизни. И химия есть часть книги Божией – в природе. И тут нельзя не видеть Бога – Премудрейшего и Непостижимейшего.
Подходят страсти Господни, а за тем – Пасха. Приобщиться первых, и вкусить радости во вторую – желаю вам от всей души.
Война конченная будто еще вызывает войну. Англия в собственном смысле бесчинствует. Надо ухитряться – уязвить ее. Конференция или конгресс будто расплывается. Мне думается и лучше. Никому не хочется сказать на сделанное Россией: добре, добре! – И драться из-за этого никто не видит резонов. Самое лучшее – принять известие о мирном трактате и молчать. Дела между тем потекут по сему трактату и войдут в силу. И будет совершившийся факт. Кажется это лучшее будет.
Вашей супруге и детям – Божие благословение. – Будьте здоровы и веселы!
Спасайтесь! И о нас Бога молите.
Ваш богомолец Епископ Феофан.
25 марта 1878 г.
– 101 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.