257.
/Ободрение к течению добрым путем. О внимании к Богу и постепенном освобождении духа от земных влечений при помощи благодати. Необходимость внешнего трудоделания/
/Письма к М. Д. и ее мужу/
Милость Божия буди с вами!
Так долго я не писал к вам, что мне совестно даже за перо взяться. Прошу извинения. У вас все так идет (или шло), так хорошо, что только утешаться остается. Благослови, Господи, труды ваши над собою. Терпение и постоянство в начатом приведет наконец к искомому, и возрадуетесь!
Ведь не многое нужно, и даже одно, как и Спаситель сказал. Мария сидела у ног Спасителя и смотрела Ему в глаза, слушая слово Его. Так надобно и нам устроиться. Господь везде есть и везде можно приседеть Ему. Вопрос в том: как?
Как пророк Давид, так и мы. Предзрех, говорит, Господа предо мною выну, яко одесную мене есть (Псал. 15, 8). И будем предзревать. Что мешает? Мешает не натиск внешних впечатлений, а непостоянство ума. Так у св. отцов писано. Ум все перебегает с предмета на предмет. Чем его
– 95 –
привязать? Ничем нельзя, как чувством. Когда на сердце есть какое чувство, то оно и ум привязывает к предмету чувства. Следовательно, кто хочет привязать ум к Богу, так чтобы он непрестанно зрел Бога, надобно оживить чувство к Богу. Чувство к Богу нам натурально: оно составляет сущность духа высшей стороны нашего существа. Но по падении дух наш ослаб и подчинился душе; душа же, что Марфа, – вся занята земным и житейским и жить без того не может. Как же быть? – Надо душу свою загубить, чтобы ожил дух, или ожить духом. Так и Господь повелел. Вопрос опять: как? Благодать Божия приходить и возбуждает дух. Дух начинает предъявлять свои требования и томить человека неудовлетворенностью: – подай ему Бога, и с Богом его сочетай, тогда он замолчит, имея то, что ему потребно. Опять к тому же пришли: надо
предзреть Господа. Начало у нас уже есть. Милосердый Бог благодатию Своею возбудил дух. Дух возбужден; но душа жива; она и мешает духу. Надо добивать душу. Тем, что дух возбужден, ей уж горло перерезано; но она еще все дышит, живуча бо. Как добить душу, это долгая история. Будем на первый раз безжалостны к ней и ее требованиям, или проще: подрежем в себе сочувствия ко всему душевному, земному, житейскому, тварному и напротив, постараемся образовать сочувствие ко всему духовному, невидимому, Божескому. Не получая удовлетворения, душа будет истощаться и ближить к смерти; а дух, получая насыщение, будет крепнуть, расти, приходить в возраст. Вся сила дела сего в сочувствиях: подавлять одни, и восставлять другие. Подавление одних производится напряжением воли и энергиею духа, с призыванием
– 96 –
многомощного
имени Иисуса Христа; а восстановление других производится перенесением сознания и внимания на предметы их. Сие – есть молитва и богомыслие, или размышление о Божественных свойствах и делах. Кто долго стоит на солнце, телом согревается; так и кто о Боге и Божеском все думает, согревается в духе. Чем дальше, тем больше. Наконец загорится дух. Когда загорится, тогда не нужно никаких уроков и наставлений. Сам дух все уладит. Это состояние помазанных. Вот какой огонь возжечь пришел Господь на землю. Тогда все сердце будет занято Единым Богом, а за сердцем и ум. Вот дорога. Вы идете по ней. Дойдете. Не робейте!
Но ведь на бумаге-то так выходит коротко. Но дело не всегда скоро делается. К тому же мы представляем только труд, а дело совершает Сам Господь. Мы тоже, что те, которые возят кирпичи, известку, песок, воду и прочее. Строит же другой некто присущий в нас со времени крещения, или покаяния. А как строит, никому не сказывает, даже тому, у кого строит. Только по окончании строения вводит Он в построенное самое лице человека, а этот только охает, дивясь откуда что взялось, как из таких невзрачных материалов вышло такое дивное здание, – и чисто, и светло, и прекрасно, и великолепно. Если верим, что так будет и в нас, будем с терпением ждать, и дождем. Однако ж, ожидая, не сложа руки сидеть, а напряженно делать все, что делать обязывает нас заповедь, по нашему внешнему положению и внутреннему состоянию.
Вы получили Добротолюбие. – Добре! Потрудитесь вникнуть наипаче в то, что извлечено из св.
– 97 –
Макария Египетского, а отчасти Марка подвижника. Да и везде там рассеяны указания отеческие на дело – главное.
Без занятий или дел, телом совершаемых, нельзя пробыть. Только надобно обращать их во славу Божию. Мысленная сторона занята чтением, сердце сочувствием читаемому и молитвою, а деятельная чем? Оставьте ее не причем, – будет пустота, разленение и расслабление первых двух. Египтяне не оставляли никогда рукоделия, даже когда приходил кто, они беседовать – беседовали, а работы не прекращали. Труд – превеликое дело. Когда химия мешает, бросьте ее. Возьмите другое что. Отчего вам не заняться переводом каких-либо добрых книг? Есть много хороших книг и на французском, и на немецком, и на английском. Переводили бы, да издавали. У меня есть библиотека апологетов на французском, да и другое многое можно найти.
Где ваша супруга? Неужели все за границей? Шлю ей Божие благословение!
Спаси вас Господи и помилуй! Молите Бога о мне грешном.
Ваш богомолец Еп. Феофан.
9 июля 1877 г.
– 98 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.