247.
/Убеждение к неленостному проповеданию слова Божия/
/Заветное слово пастырям церкви/
Память праведника с похвалами (Прит. 10, 7); он во веки живет (Премуд, Солом. 5, 15) Архипастырь наш Тамбовский святитель Александр, при посещении Вышенской Пустыни 6-8 сентября сего года, почтил молитвенным поклонением почившего в Бозе, живаго у Него праведника, святителя и учителя мудрого Феофана: служил на его гробе панихиду с собором многих священно-служителей; приносил и бескровную жертву Господу Богу за упокой души со святыми святителями епископа Феофана.
Думаем и уверены, что и все богомольцы пастыри св. церкви Тамбовской, не имея многие возможности и досуга помолиться лично на гробе святителя Феофана, поминают его во святых своих молитвах, особенно при совершены бескровной жертвы, яко наставника, глаголавшаго в слух уха их Слово Божие (Евр. 13, 7) и как своего бывшего архипастыря. – Да и есть
– 73 –
за что поминать сего святителя, спасительно молиться за того, кто во всю свою праведную жизнь
сердце свое вдавал утренневати ко Господу, пред Вышним умно
молился, отверзая уста свои в молитвах, молениях и воздыханиях неизглаголанных, мирно
воздевал преподобныя свои руце, принося Господу ежедневно бескровную жертву
о своих грехах и за всех ближних, коим всем желал и искал спасения. Восхваляют и
восхвалят разум, вдававшего душу свою святителя Феофана
в разумление о законе Вышнего (Начерт. христиан. нравоучения),
исследывавшего сокровенный смысл Слова Божия (Толк. Пс. 33 и 118, апост. посланий, мысли на кажд. день по чтениям Слова Божия),
изложившего премудрые сказания древних святых мужей (Добротол. 5-ть томов) и т.п.
Не изгладится память сего учителя премудрого не из чьей памяти, любящей поучаться в законе Божием, и имя его святое
поживет в роды родов. Премудрость его поведят православные христиане и хвалу его исповесть святая церковь (Сирах. 39, 1-13; 2 Тим. 2, 2) Всероссийская, за то неоцененное сокровище премудрости небесной, которое святитель Феофан завещал сынам ее благочестивым, а наипаче пастырям ее, в многочисленных богомудрых своих творениях.
На сей раз, из сокровищницы творений святителя учительного, заимствуется краткое и весьма спасительное заветное его слово пастырям церковным.
Господь Иисус Христос сказал: благовестити Ми подобает царствие Божие, яко на се послан есмь (Лук. 4, 43). Это – яко на се послан есмь – священству нашему надобно принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: проповедуй слово, настой благоременне и безвремете, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением
– 74 –
(2 Тим. 4, 2). Истину на землю принес Господь и Дух Святый, исполнивший апостолов в день Пятидесятницы, и ходит она по земле. Проводники ее – уста иереев Божиих. Кто из них затворяет уста свои (забывая о долге благовествования и ожидающем горе за неблаговестие (1 Кор. 9, 16), тот преграждает путь истине, просящейся в души верующих (Лук. 11, 52). От того и души верующих томятся, не получая истины, и сами иереи должны ощущать томление от истины, которая не получая исхода, тяготит их. Облегчись же, иерей Божий, от сей тяготы, испусти потоки божеских словес (Иоан. 7, 38) в отраду себе и в оживление вверенных тебе душ. Когда же увидишь, что и у тебя самого нет истины, возьми ее: она в святых писаниях (Иоан. 5, 39) и, исполняясь ею, препровождай ее к детям твоим духовным: только не молчи. Проповедуй, ибо на это ты призван (См. Мысли на кажд. день года по церков. чтен. из Слова Божия, понедел. 18-й недел. по пятд. стр. 318, 319).
Господи Иисусе, Свете мира (Иоан. 8, 12), истина (14, 6) небесная, воссияй свет Твоего Богоразумия в умах и сердцах учеников Твоих, делателей на жатве Твоей (Лук. 10, 1. 3), да будут они умным светом мира, творцами и учителями словес Твоих, учащими пасомых ими блюсти вся, елика заповедал Ты им (Мат. 5 14. 19; 28, 20) Отверзи умы разумети писания (Лук. 24, 45) благовестникам, пастырям и учителям церковным (Ефес. 4, 11); сотвори их всех пресвитерами, добре прилежащими своему званию и делу, тружениками в слове и учении (1 Тим. 5, 17), добрыми служителями Твоими, питаемыми словесы веры и добрыми учением (– 4, 6), обучающими себе и пасомых по благочестию (–7), всяким писанием
– 75 –
богодухновенным и полезным к учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде, да совершени будут Божии человеки, на всяко дело благое уготовани (2 Тим. 3, 17), могущие научить спасению и пасомых. Слово Твое Божие, Господи,
живое и действенное, острейшее паче всякаго меча обоюдуостра и проходящее до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительное помышлениям и мыслям сердечным, пред которым
вся нага и объявлена (Евр. 4, 12, 13), да будет им зерцалом духовным,
светильником ногам их и светом стезям их (Псал. 118, 105),
поучаясь в коем
день и нощь (Псал. 1, 2) и творя повеления Господни, да
спасутся сами и послушающии их (1 Тим. 4, 16).
– 76 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.