. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Собрание писем. Вып. 2. – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    СОБРАНИЕ ПИСЕМ

    Вып. 2

     

    246.

    /Ответ на разные вопросы об устройстве скитского жития/

    /К Игумену О./

    Ваше Высокопреподобие,

    Достопочтеннейший о. игумен.

    Вы опять задаете мне кучу вопросов о предметах, в которых я не смыслен. И лучше бы мне было ответить вам: устрояйте, как укажет ваша многоопытная мудрость; но послушания ради скажу, что придет в голову, не как однако решительное определение, а как мнение для ваших дальнейших соображений и постановлений. Буду исходить от мысли, что скит назначается для преуспеяния тем инокам, кои дошли, после обычных подвигов внутренних и внешних, до того, что чувствуют сильное влечение внутрь, чтобы быть там с единым Господом.

    1. О саде. – На что запускать его, но так поставить дело садоводства, чтоб оно не занимало скитников. Пусть управляется с ним садовник.

     

    – 69 –




    2. Скитян не занимать садоводством. В саду устроенном редко бывает нужда во многих рабочих руках. Тогда присылать послушников из пустыни. От скитских корпусов, домов или келий – сад отделяется особою стеною, за которою не видны и не слышны работы.

    3. Келлия садовника пусть стоит где-либо в уголку, – в саду особо. Он сам и с своими занятиями ни чем не может мешать скитянам. Хата при кирпичном заводе: пусть будет вне ограды сада скитского, подальше. Ограда сада соединяется с оградою скита. Здания же скитские отделяются от сада особою стеною, с калитками.

    4. В келлии садовника жить будет садовник, какой найдется. Пустынник, скитник и даже мирянин, знающий дело, а хата кирпичная, кто гож на дело; может быть и совсем чуждый и скиту, и пустыни.

    5. Пасека удободвижна. Отдалите ее как можно дальше от скита, чтобы и помышления о ней не было.

    6. "Не лучше ли оставить все, как есть?" Тогда это будет тоже, что пустынь, только в меньшем размере, и хлопотать о ней не из чего. Скитники преимущественно должны быть послушники, и уже в летах. Кухня проста, понедельник, среда и пятница – сухоядение: ломоть хлеба и кружка воды в 3 часа. В прочие дни щи и каша. Или одни щи, а каша только в субботу и воскресенье. Для такого стола довольно двух-трех послушников. Из самих скитников можно учредить для сего череду. Хлебопеков и просфорников не нужно. Будут привозить из пустыни. – Просфоры потребуются только для литургии. Подавать на проскомидию некому. Внутрь

     

    – 70 –




    скита никого не впускать никогда. В скиту все старцы, и нет нужды строить особых келий, на особом дворе.

    7. Как не требуется двор особый, нечего определять рядом или поодаль.

    8. Это все одно, потому что одно у всех дело. Потому и келлий отдельных нет нужды строить.

    9. Внутренние стены, думаю, устроять, как обычно делаются в монастырях. Надо только, чтоб внутри могло быть довольно воздуха на одного. Разве тоненькие капитальные простенки сложить.

    10. В скиту все послушники. Иеродиаконов и иеромонахов не больше двух – по два. В келлии каждый один скитник живет и сам себе послушник. Для определения в скит требуется, чтоб поступающий был терт и перетерт в пустыне, а главное, имел тяготение внутрь. – Скитники все службы церковные, пение и чтение справляют сами, голосовито это или безгласно.

    11. Для поступления в скит. Желание поступить стороннее дело. Главное, чтоб имел позыв и тяготение к внутрь пребыванию. Это настоятель пустыни должен узнать не со слов желающего, а собственным испытанием. Настоятель же определяет: стоит ли нужду монастыря предпочесть или подчинить желания желающего поступить в скит.

    12. Боримый страстьми не может иметь сказанного тяготенья, и ему лучше излечиваться среди братства.

    13. На безмолвие можно допустить всякого, у кого образовалось сказанное тяготение. Но оно бывает по утишении страстей, следовательно сомнительно в юных.

    14. Келейныя занятия безмолвников (Ангел Божий

     

    – 71 –




    показал св. Антонию) молитва, чтение и рукоделие. Как что из этого совершать можно, предоставить всякому скитнику самому.

    Все, что я написал, прямо исходит из той мысли, что скит есть обиталище живущих исключительно внутреннею жизнью. Скитник, как перевалился чрез ограду внутрь скита, пусть считает себя похороненным. Келлия его окно на небо, туда только пусть и смотрит и там свои помышления держит. На свете только и есть, что он да Бог да братья по Богу. Я думаю, что у них волос дыбом станет, просмотрев мои строки. Но таким и доступа не будет в скит. Туда попадут только те, которые давно уже свыклись с внутрь пребыванием и вступая в скит в свою область вступят.

    Внутрь никого не надо пускать стороннего, и ворота всегда заперты большим запором. Кому что нужно по духовной части, иди в пустынь. Со временем, когда внутри скита образуются старцы высокого разума и понимания немощности и здравия душевного, тогда можно их отряжать на выслушивание нужд духовных и удовлетворение их словом. Для сего тогда построить близ привратницкой особую приемную. Но надо дождать, чтобы образовались старцы зрелые.

    Когда это будет, тогда можно сделать приспособление.

    Вам может показаться диким, что я пишу. Но я уже сказал вам вначале, что ничего разумно или опытно не знаю. Но пишу с ветру, и едва ли что из сего окажется гожим.

    Говорить так заставляет меня мысль, что если не так устроится скит, то это будет та же пустынь

     

    – 72 –




    общежительная, только маленькая. И не будет видно, чего ради хлопотать об устроении его.

    Приношу благодарность за присланное вами: книжки, соты и спутник костыль, а паче за вашу отеческую любовь. Спаси вас Господи!

    Приложите к сему и молитву о моей многогрешности, ибо она воистину многа.

    Благослови вас Господи и пустынь вашу и скит.

    Спасайтесь!

    Ваш доброхот и молитвенник Е. Феофан.

    1 ноября 1893 г.

     

     

    – 73 –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.06.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    6535 2186 752

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .