245.
/Об уставе скитском/
/К Игумену О./
Ваше Высокопреподобие,
Достопочтеннейший о. игумен!
Приношу вам благодарность за ваше доброе внимание ко мне. О пустыне вашей я слыхал; вы подтвердили теперь все доброе, что я слышал. Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси. Да хранит его Господь в постоянно добром устроении.
Со скитом поздравляю. Он цвет иноческой жизни, свидетельствующий, что тут водятся и плоды ее. Да хранит его Господь и в нем настоящий дух скитничества. Вы прислали мне просмотреть устав скита и сделать заметки. Вы спрашиваете у слепого. Я не видел и общей монастырской жизни, а не только
– 66 –
скитской, и по опыту не знаю ни той ни другой. Скажу однако ж слово-другое по соображению.
Полный устав сразу составить едва ли можно, по этому в конце оговориться: "если впоследствии окажется что нужным прибавить к сему уставу, или что отменить и ограничить, сие можно делать с совета настоятелей и старших братий – пустыни и скита".
В первом пункте указывается цель скита – преуспеяние во внутренней жизни. В уставе потому должно быть все направлено к сей цели, – неотложно. В вашем же уставе допущено нечто не сообразное с сим. Таков крестный ход из пустыни в скит, и в самом скиту. Тут шуму не оберешься. Сотрясение скитников будет на неделю. Еще при чтении денно-ночной псалтири, на каждой славе излишне поминание многочисленное. Поминание сие пусть делается на правиле – при совершении помянника, – прибавить туда свое и довольно. Или, если желательно, поминать в конце кафисмы, или при смене чтеца. В келлии – молитва, чтение и рукоделье. Так ангел определил. Рукоделье надо обозначить и не допускать хлопотливых, – к числу коих относится пчеловодство и садоводство. Лучше те, кои можно совершать не выходя из келлий. Кроме вязанья не знаю другого у нас, древние плели корзинки и рогожи. Живопись тоже хлопотлива и увлекательна. Довольно плетенья. Оно разнообразно.
Открытие помыслов ежедневное многоплодно и надо сделать его неотложным.
Мужчина может приходить, сколько придется. За чем? Общая служба в пустыни (монастыре) есть, и литургия там всегда. За чем же? За советом?! Кто советник? Если один кто, ему тяжело, если не
– 67 –
один, скит будет походить на базар. Не лучше ли и для мужчин запереть ворота?! Или если уж это нежелательно, построить приемную для ищущих совета, особую, за воротами при привратницкой. Для назидательного чтения не назначить ли определенный час. Все присутствуют и настоятель тут. Он же избирает, что читать и кому читать. В конце чтения положить решение вопросов и недоумений и это все слушают. И братия, – знающие, – участвуют в решении.
Библиотеку и свою завести, по немногу, исключительно аскетическими книгами наполняйте ее. И образ пользования ею определить.
Позволение приходить мужчинам кто хочет, ничему доброму установиться не даст. А общение братии – скитников и пустынников – не следует ли также определить уставом?! Может быть и еще что требует определения *), это вам должно быть виднее. Вот все, что мне не знающему порядков скитской службы и жизни, пришло на ум предложить вам.
Потрудитесь отклонить все, могущее отвлекать братию от внутренней жизни. Хорошо что вы привязали N. N. Он в скиту. Гож он для скита? На время – идет. Немножко отвеется мирской дух. Но потом, мне думается, надо бы его провесть по всем послушаниям, начиная с низших, для ознакомления с ними, чтобы знал каково каждое, какие искушения в каждом, и какие способы к лучшему. Главное, думаю, это нужно ему для стяжания смирения. Если пройдет все, будет обожженный кирпич, а если не пройдет, будет сырцовой.
Приношу
_______
*) Да вот что забыл... Каждый скитник, один в келии – ничего нет у него, ни полушки денег, – столик, табурет, или скамейка, койка, на коей рогожка или войлок... и все.
– 68 –
благодарность за присланное вами.
Да поможет вам Господь в трудах ваших по просвещению меньшей братии.
Если справлюсь, теперь же пошлю вам своих книжек, а то не много после. Прошу принять.
Благослови вас Господи всяким благословением. Прошу ваших св. молитв.
Е. Феофан.
P.S. Забыл сказать: у меня нет ревматизма, есть подергивание ног, икроножные спазмы. Книжки пошли: 4 и 5 т. Добротолюбия и древние уставы, еще Путь ко спасению, и Что есть духовная жизнь. Ваши уставы с книжками положены.
30 августа 1893 г.
– 69 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.