217.
/Забота Святителя о читателях духовно-нравственных книг. Известия и отзывы: о своем больном глазе, о кончине Преосвященного, о Шипке и новом лжеучителе Редстоке/
/Письма к одному священнику в г. Киеве (Прот. Ник. Ф.)/
Христос Воскресе!
Достопочтеннейший отец протоиерей!
Поздравляю и вас с светлым праздником и шлю вам полные мои благожелания. Даруй вам
– 17 –
Господи мир душевный, довольство житейское и благоприятное течение дел ваших.
Что пишете вы о читающих книги, приятно читать, потому что видишь, что есть еще лица, любящие такое чтение. Сколько раз приходится жалеть, что не умею так писать, чтобы всех затрагивать. Когда бы умел, составил бы такую книгу, что всякий читающий непременно решился бы начать содевать свое спасение. У нас большой недостаток в такого рода книгах. Нет у нас – ни изложения догматов краткого, ни полного и впечатлительного, – ни нравственной жизни изображения, чтоб все было видно, как на ладони.
Я стал слепнуть на один глаз. Катаракта растет на правом глазе. Дурно конечно; но беда эта не велика.
Слышали, сколько новостей? Преосвященный Иустин скончался. За ним поспешил Московский владыка *). Тверской отошел не много прежде обоих. Видите, как подбираются? Теперь за Вышенским черед.
Как-то Гурко возьмет эту Шипку и перешагнет Балканы? И всю армию Сулейманову надо раздавить так, чтоб и дух ее не пах.
Господи, помилуй нас! До чего мы дожили? В Питере гласно и явно образуется сектаторская община – редстоковщина. Это что-то похожее на молоканство, – только иноземное и дворянское. Вот и знайте. Священников, вишь, и видеть не хотят, а не только слышать и следовать им. О сем подобает подумать. В Питере есть молодцы из иереев, которых совестно слушать; но есть и образцовые иереи. И всюду так. Увы и ах!
_______
*) Филарет (Дроздов).
– 18 –
Будьте здоровы и веселы. Поклонитесь всем знаемым.
Ваш богомолец Епископ Феофан.
24 апреля 1879 г.
– 19 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.