211.
/О своих трудах по истолкованию Писаний. Ответ на желание, чтобы Святитель воротился на старую службу/
/Письма к одному священнику в г. Киеве (Прот. Ник. Ф.)/
Милость Божия буди с вами!
Примите и от меня усердные вам благожелания и на праздник, и на новый год. Помогай вам, Господи, трудиться в благовестии слова. Если
_______
*) Т. е. книгу преосв. Филарета, ректора Киев. Академии, писаную им на степень доктора богословия.
– 10 –
успеете иных из ваших слушателей настроить хоть малу толику, то это уже очень много.
Упокой, Господи, преосвященнаго Александра *)!
Владыка ваш – в Питере уже. Ваше желание, чтоб и мне опять воротиться на старое, неудобоисполнимо. Может быть, вся остановка за самим мною. Ибо жизнь эта – рай. Кто же захочет бросаться в тяжелую работу?!
Я работаю, – и очень много. Спешу кончить толкование Посланий св. ап. Павла. Идет шестое – 1 Коринф. – Помолитесь, чтоб Господь помог это окончить. Это если кончу, Соборные Послания надо протолковать. А если те Бог поможет протолковать, – надо будет взяться за Евангелия, – и широкою рукою писать. Того, что нужно о Евангелиях, – и на том свете не кончить.
Писать – это служба Церкви, или нет?! Если служба, – подручная, а между тем Церкви нужная; то на что же искать или желать другой?
Писавший про Афон не великую конечно мудрость показал. Но и беды отсюда для Божией истины еще мало. Ведь это такие предметы, что кто как хочет. Вот если подальше зайдет, да заговорится, то – увы и ах!
Здоровье мое не-што. О. Митрофан писал. Он благодушествует, хоть монастыришка плохенький. Поклонитесь знаемым. Молите Бога о мне грешном.
Ваш богомолец.
Епископ Феофан.
P. S. Жаль, что Иосифа не приняли. Он очень хороший монах, – трезвый, послушный, певец. Но у
_______
*) Епископа Полтавского (Павловича).
– 11 –
него одна немочь – места не найдет. Что у него в духе – не знаю.
4 января 1875 года.
– 12 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
Феофан /Говоров/ еп. Собрание писем. Вып. 2. – М.: Типо-Литогр. И. Ефимова, 1898 (репр. переизд.: М.: Правило веры, 2000).
Номера страниц идут после текста.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.06.2015.