2. РАЗГОВОР С СТАРЦЕМ О ТОМ ЖЕ.
а) Вводный.
Когда прочитывал я эти заметки, приходит ко мне один монах, из ученых. Учился он в университете, и потом, оставя мудрость земную, посвятил себя изучению св. отцов и служению Богу в иночестве. Как внимание у меня занято было содержанием заметок, то невольно склонил я разговор на этот предмет, и пошла беседа широкая. Старца этого только затронь.
Я. Смотрите-ка, говорю, что пишет нам общий с вами знакомец – доктор! –
Старец. А что такое?
Я. Рассказываю ему все, как было и есть, – и содержание заметок. –
Старец. Дело! Какие хитрецы эти католики. Будто не его дело касаться главной мысли статьи, своих только защищает; а между тем успел выставить солидные основания духовности души и Ангелов, коими почти все пункты статьи опровергаются.
Я. Разве вы знаете статью ту?
Стар. Как же. Я читал ее. Ведь это давно было, года два если не больше, как она появилась. Неприятно было очень встретить такое учение.
Я. Да, неприятно. Но еще больше неприятно, что учение это принялось и уже теперь выставляется, как дело решенное и всеми признанное.
– 24 –
Стар. Как? где?
Я. Сказываю ему журнал и номер журнала.
Стар. Я не успел еще прочитать этого номера; был занят. – И опять тот же журнал!!! – Что же это такое? – И редактор не сделал никакой заметки?
Я. Нет.
Стар. Не понимаю. Да, ведь это просто Бюхнеровщина! Материя – сила. Что деятельнее – души или Ангела? Это – приснодвижные существа. Если они – тело, то на что лучшего доказательства, что штоф – крафт /книга Бюхнера называлась "Kraft und Stoff", "Stoff" – "материя", "Kraft" – "сила" – прим. электр. Ред./. Скажи это Бюхнеру: обнял бы и расцеловал этот журнал, как чадо свое разлюбезное. Да, чадо и по прямой линии. Ах! как досадно!
Я. Подите-ж.
Стар. Да, нет. Ведь этого нельзя так оставить. Надо говорить и говорить, писать и писать. И тогда еще меня брало ретивое, и я стал уже было готовить кое-что, но потом остановился. Пройдет, думал я, и затихнет; а подыми спор, шум пойдет на весь мир, – сколько соблазну?! На, вот, прошло!!
Я. Напрасно вы так подумали. Ведь там выставлены доводы не совсем легкие. Вы не могли не предположить, что не всякий читающий разберет, где правда, и что, стало быть, будут пристающие к сей стороне.
Стар. Не всякий читающий разберет. Так вышло. А мне-то думалось: какой читающий не разберет. Это, между прочим, и отбило охоту спорит. Что толковать о том, что день – день, и ночь – ночь.
Я. Неужто вы думаете, что духовность души
– 25 –
и Ангелов так наглядна?
Стар. Она не наглядна так сама в себе; но точно так наглядна по вере в нее и по ясности сознания ее в душах верующих.
Я. Неужели так?! – И однако ж, вот нашелся человек, принявший противную мысль, и выступивший с нею пред лицом всех.
Стар. Запутался в доводах и, не разобравши хвальши их, увлекся.
Я. А вы думаете, легко развести всю эту чащу аргументации? Припомните, сколько написано.
Стар. Написано-то много. Но, помнится, только мысли три-четыре есть, на которых стоит остановиться, – и то немного.
Я. А я иначе думаю. Вы верно забыли. Я недавно просматривал эту статью снова, и нахожу, что она не лишена веса и убеждения.
Стар. Убеждения, пожалуй, но не веса. – И убеждения-то потому только, что она ударяет для своей защиты в такие струны сердца, звуку которых мы не можем не внимать и не подчиняться. – И ударяет незаконно.
Я. Что вы под сим разумеете?
Стар. Разумею страх Божий, когда говорят, что впадешь в богохульство; наше благоговение пред голосом церкви и св. Отцами, нашу готовность признать истинным то, на что каким-либо образом подается намек от Свят. Синода, нашу нелюбовь к западным учениям, из опасения как-нибудь запутаться в них.
Я. Почему же вы думаете, что все это затронуто незаконно? Ведь все эти убеждения приложены там к особым мыслям, которые, как кажется, имеют свои основания?
– 26 –
Стар. Сколько раз уже вы повторяете: основания – основания. Какие тут основания?! Дайте-ка мне, где эта статья! Вот я вам покажу, что тут никакой нет основательности; ни одна мысль не доказана, как следует.
Я. Извольте; и я очень рад, что вы хотите это сделать. Я признаю неосновательною мысль о телесности души и Ангелов; но из доводов не все могу распутать. Вот, вы мне поможете в этом.
Стар. С удовольствием. Дайте, я пробегу эту статью снова, и кое что перелистую и поприпомню.
Я отдал ему обе брошюры, и старец распрощался.
Так кончилась наша первая беседа. –
– 27 –
Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):
/Феофан (Говоров) еп./ Душа и Ангел – не тело, а дух: против брошюр "Слово о смерти" и "Прибавление к Слову о смерти". – Тамбов: Тип. А. А. Студенецкого, 1867.
Номера страниц идут после текста.
© Библиотека христианской психологии и антропологии (при использовании текста на других сайтах ссылка на первоисточник обязательна!).
Последнее обновление файла: 01.12.2015.