. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Феофан Затворник свт. Душа и Ангел – не тело, а дух. 1867 (текст по главам). – ОГЛАВЛЕНИЕ

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Феофан Затворник свт.

    Душа и Ангел – не тело, а дух. 1867

    (текст по главам)

     



    /Предисловие/

    Печатаемые статьи получены Редакцией при следующем письме. – "Препровождаю к вам письмо ко мне доктора – католика, записанный мною разговор мой со старцем в нескольких собеседованиях, письмо сего старца ко мне, и заключительный разговор с ним. Предмет всех этих статей один – опровержение ложных мнений, выраженных в брошюрах: Слово о смерти и Прибавление к сему слову, будто душа – тело, и Ангел – тело. Полагаю, что вы не побрезгуете ими, и прилагаю мое прошение – напечатать их в ваших Ведомостях, под одним общим заглавием: Душа и Ангел – не тело, а дух".

    Есть у меня один знакомый католик, доктор на пенсии, старец, отложивший уже житейские попечения и об одном спасении души помышляющий. Он бывает у меня и берет книги для прочтения. Между другими попалось и Слово о смерти с Прибавлением к нему.

    Помните, конечно, что когда вышло Слово о смерти, где в виде примечания было сказано, что Ангел – тело и душа – тело, какой-то журнал духовный возражал, что так нельзя думать. На эти возражения сделано опровержение, напечатанное сначала тоже в журнале другом; а потом отдельною брошюркою, – под заглавием: Прибавление к слову о смерти. Здесь говорится, что мысль о духовности души и Ангела взята с Запада, где она появилась недавно; делаются выписки из Бержье, и потом его мысли опровергаются Словом Божиим, писаниями отеческими, и некоторыми соображениями. – Так, вот эти-то брошюры попались нашему знакомцу. Возвращая их, он

     

    – I –




    написал ко мне письмо, в котором защищает свою церковь и своего богослова, Бержье, затронутых в тех брошюрах. Находя сии замечания дельными, я тогда же хотел послать их к вам в Редакцию, но остановился, из опасения раздражить грустные прения, и в надежде, что мысли брошюр пройдут незамеченными. – Но когда кто-то, пиша против спиритов, в одном журнале, которого имени не прописываю, привел в подтверждение своих мыслей мнение брошюр, будто учение авторитетно уже доказанное, тогда я снова взялся за письмо доктора, чтоб, просмотревши, послать его к вам. –

    Когда я читал его, зашел ко мне известный вам старец из многоученых, и у нас зашла беседа о содержании брошюр долгая. Не довели мы ее до конца, как старец заболел, и я просил его докончить разбор брошюр письменно, что им и сделано. Когда, по выздоровлении, он зашел ко мне, мы еще несколько слов перемолвили о том же.

    Поминаю о таком ходе происхождения статей собственно за тем только, чтоб остановить внимание на последнем разговоре нашем. Известно, что автор брошюр есть лице достоуважаемое, и вами, и мною, и старцем, и многими другими. Между тем, старец мысли брошюр разбирает очень строго, можно сказать, беспощадно. Вот в последнем-то нашем разговоре старец и поставил себе цель – оградить чувства уважения к автору, несмотря на строгость к брошюрам, известным под его именем. И я смиренно прошу всех, кому придется читать строки сии, не подозревать нас, – и старца критикующего, и меня передающего его заметки, в неуважении к достойному всякого уважения лицу. Потерпите, – в конце всего увидите, что мы и манием очей не касались лица автора. Вся строгость суда падает на мысли брошюр.

     

    – II –




    Обсуждаются сии мысли с тою целью, чтоб отвратить опасность заблуждения в тех, кои стали бы понимать их, как последнюю, законченную уже мысль автора о душе и Ангелах, чего они в самом деле не представляют. Руководительницей во всем была одна любовь к истине, и предлагаемое есть плод сей любви. Забота была об одном – указать правую сторону, в надежде, что правде везде открыт радушный прием. Не дивно, что найдутся и вражеские взгляды неодобрения. Не отвратим лица от студа заплеваний. Только молчать не будем, считая молчание неуместным, после того как Сама, молчавшая в нужное время, Истина, ниспосланием огненных языков, открыла дверь немолчному провозглашению истины.

     

     

    – III –




     

     

    Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию):

    /Феофан (Говоров) еп./ Душа и Ангел – не тело, а дух: против брошюр "Слово о смерти" и "Прибавление к Слову о смерти". – Тамбов: Тип. А. А. Студенецкого, 1867.

     

    Номера страниц идут после текста.

     

    © Библиотека христианской психологии и антропологии (при использовании текста на других сайтах ссылка на первоисточник обязательна!).

     

     

    Последнее обновление файла: 01.12.2015.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .