Тема – эта – для неверующих, о том, что дает религия с их материалистической точки зрения. Верующим это безразлично – плоды веры они получают, как результат, а не как самоцель.
Факт религии, даже эмпирически коренящийся в природе человека, не нуждается в утверждении такого временного и относительного явления, как европейская наука данного десятилетия. Но так как все мы живем в значительной степени по стихиям мира сего, в том числе в связях с наукой, то для многих этот вопрос не безразличен.
Образованное общество Европы давно ушло из под сводов своих храмов. Протестантство было первой к этому ступенькой, был боевой период безверия и борьбы. Потом явилось безразличие. Чехов пишет в письме к Дягилеву: "Я давно растерял свою веру и с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего". Такой взгляд уже превзойденная точка зрения. Европа прошла фазу религиобоязни, одержимости материалистическими и позитивистическими теориями. Она так далеко ушла от религии, что смогла снова повернуться к ней лицом и исследовать ее со стороны, как объективный факт, в ряду других фактов.
Теперь для науки религия – предмет изучения, с опытами по новейшим научным методам, с выводами, теориями, открытиями. И вот научная мысль делает (для себя) целый ряд открытий.
1. История культуры: открытие богатой религиозной культуры у примитивных народов. "Вся культура – из храма" (Фрэзер). Религия – обильный родник. "Суеверия" являются корнем, откуда выросли государственная
– 149 –
власть, собственность, брак, уважение к личности, все искусства и все науки. "Самое интересное и ценное в человеке, это – его идеалы и верования. Это же приложимо и к нациям и историческим эпохам" (Джемс).
Религиозное брожение – симптом жизни общества и знамение богатых жатв во всех сферах.
2. Психология. Изучение религиозной психологии. Религия – целесообразное установление, воспитательное средство. Дисциплина внимания (молитва). Ритм.
Обряды – организация эмоций и аффектов ("плакальщицы").
3. Психиатрия. Вред эгоизма. Эгоцентризм – основное явление психопатологии. Полезность объективного, как выход из себя, увлечение, идеализация. Помещение центра своей души в надеж ное место. "Я ощущаю чье-то мощное и сладостное присутствие", "Бог окружает меня, как физическая атмосфера, Он ближе ко мне, чем мое собственное дыхание" (Джемс).
Терапия, связь религии с невропатией.
Душевные болезни – от задержки эмоций. Исповедь, с точки зрения медицины – разряд эмоций. (Фрейд и его школа). Преодоление в религии эгоцентризма и солипсизма. Любовь – якорь в объективное. Эгоизм как источник болезней. "Боязнь – основное явление психопатологии" (Дюбуа). "Идеализм – физиологический фактор" (Яроцкий). "Душевный мир – единственная панацея".
Признание одного доктора: "Я предписал моей больной исповедаться, и загадочные припадки, против которых бессильно было трехмесячное пребывание в водолечебнице, прошли после одного часа исповеди".
"Лучшее лекарство от всех душевных болезней – радость" (Штокль). "Религия – лучшая профилактика" (Дежерин и Гоклэр). Практичность религии, ценность святости, вред греха. Сойти с ума – это значит потерять какую-то твердую точку, закружиться в солипсизме. Противоположение – молитва, Бог, любовь, объективное.
Таким образом, мы видим, что христианство открыто внерелигиозной Европой как могучее профилактическое средство.
– 150 –
Издание:
Ельчанинов Александр свящ. Записи. – М.: Издание Сретенского мон., 1996 (переизд.: Париж: YMCA-Press, 1978).
Первоначальный файл из krotov.info.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.06.2012.