Часть I.
1.
Вообще область эсхатологии менее всего отличается движением Богословской мысли. Даже на западе, где, начиная с эпохи реформации, Богословие сдвинулось с места и, худо ли хорошо ли, проявляет новую жизнь в разных областях, менее всего это применимо к эсхатологии. Можно скорее говорить здесь об известном эсхатологическом нечувствии, которое проявляется или в традиционном повторении того, что в таком виде неповторимо, или же в легком принятии безболезненных разрешений так называемого универсализма. Преобладают два типа эсхатологического мышления: уголовный кодекс во всей свирепости, или же благодушная амнистия, являющаяся фактическим уклонением от всех трудностей проблемы. Первый: путь все более становится фактической невозможностью в наши дни, ибо утратил свою внутреннюю убедительность; второй представляешь собою не преодоление, но простое отрицание первого (не говоря уже о серьезных библейских и Богословских его трудностях). Пред лицом обоих типов: средневековой ортодоксии и гуманистического универсализма, возникает вопрос о возможности иного, третьего, пути, который, соединяя преимущества, был бы свободен от слабостей обоих, некоего tertium. Таким образом, из отрицания обоих членов эсхатологической дилеммы возникает во второй половине XIX века Богословское учение, именующее себя теорией "условного бессмертия" или кондиционализма. Оно во всяком случае заслуживает внимания уже потому, что с
– 3 –
радикальной остротой ставит вопрос о бессмертии и вечной жизни, этот предварительный вопрос всякой эсхатологии. Для одних человек – смертен, как животные, и потому смерть есть некое уничтожение; отсюда с очевидностью следует отрицательная эсхатология пустоты. Такова ныне распространенная вера атеистического неверия (ибо, конечно, и неверие здесь есть лишь разновидность
веры по характеру этого вопроса, не допускающего рационально доказуемого разрешения). Или же человек бессмертен, принадлежит вечности, и эсхатология пытается определить содержание этой вечности. В теории кондиционализма мы имеем еще третью альтернативу: человек не имеет природного бессмертия, но может получить его или же
не получить. Бессмертие обусловлено, оно
дается или же
не дается в зависимости от определенных условий. Такова постановка эсхатологической проблемы, которую мы имеем в "кондиционализме". Невозможно обойти ее молчанием, с нею отсчитавшись
1).
Теория "кондиционализма" в качестве заметного течения Богословской мысли появляется во второй половине XIX века, в Европе и в Америке, разумеется, преимущественно, даже почти исключительно, среди протестантских богословов, несвязанных традиционной ортодоксией. Оно насчитывает среди своих сторонников целый ряд видных Богословов и философов (среди последних, например, Ренувье). Руководящими основоположниками здесь являются два протестантских пастора: англичанин Е. White 2) и швейцарец Petavel-Olliff 3), к которым примыкают их многочисленные последователи 4). Сочинения обоих, при известной Богословской примитивности, отличаются тем не менее не заурядной силой убеждения, а
_______
1) В русской Богословской литературе единственное изложение теории кондиционализма попутно дает проф. H. Н. Голубовский. Благовестие aп. Павла, т. I, гл. V, стр. 571-591.
2) Edward White. Life in Christ (A Study of the Scripture doctrine of the nature of man, the object of the divine incarnation, ant the conditions of human immortality. 3-d ed. London 1878. Французский перевод Limmortalité condtionnelle ou la vie en Christ. Paris (1880 (цитаты делаются по этому переводу).
3) Е. Petavel-Olliff. Le problème de limmortalité. Vol. I-II. Paris 1891-1892.
4) Библиография, см. y White, 1. с. (англ.), у Petavel-Olliff, 1. с. Alger. A Critical History of the doctrine of a Future Life. Philadelphia 1864 (исчерпывающая библиография). G. Runze. Immortality в The New Staff. – Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, vol. V. Fulford. Conditional Immortality в Encyclopedia of Religion and Ethics by Hastings, v. III.
– 4 –
потому и убедительности. Они предлагают кондиционализм не только как богословскую истину, принятие которой указуется откровением, но и как спасительную идею, которая одна лишь способна освободить современное христианство от соблазнительной безответности относительно вечной жизни, ибо от этой безответности страдает и христианская жизнь и в особенности христианская миссия. Согласно теории условного бессмертия, уделом человечества в вечной жизни будет райское блаженство, и этим осуществится пророческое слово апостола, что будет Бог все во всех. Однако, в этом блаженстве примут участие только праведники, его достойные. Грешники же, до конца противящиеся воле Божьей, умрут, обратившись в ничтожество, не получат удела бессмертия. Такова основная мысль. Обратимся к ее Богословскому обоснованию.
2.
Человек создан был в отличие от животных, которые имеют лишь родовую жизнь ("по роду" их: Быт. 1, 21, 24-5), имеющим личную ее энергию, которая осуществляется в личном бессмертии Человек не сотворен смертным по естеству, напротив, он имеет возможность бессмертия – posse non mori, по сотворению 5). Это бессмертие свойственно человеческому духу, подобному духам бесплотных. Однако человек отличается от духовного мира сложностью своего состава, именно он сотворен не как бесплотный дух, хотя и сущий в тварном мире, но пребывающий над этим миром. Он есть дух воплощенный, связанный с миром. Возможность смерти подстерегает эту сложность не со стороны "бессмертия души", но со стороны жизни целого человека, для которого смерть не есть возвращение в небытие, но некое развоплощение, разрыв с миром, онтологическая катастрофа. Тело отнюдь не есть причина смерти, но, напротив, условие жизни человека, данное ему Богом при творении. Этой сложностью человек отличается одинаково и от бесплотного мира, не знающего воплощения, и от животного мира, не имеющего духа, но лишь "душу живу", ту животную душу, которую, вместе с ним, имеет и человек. Эту связь духа и тела, сверхприродного
______
5) Католическая доктрина (см. Scheeben. Handbuch der Dogmatik, В. II, § 165 fg.) считает posse non mori не природным, но сверхприродным, благодатным даром, ибо тело само по себе содержит начало смерти и разложения, – здесь мы имеем отголоски манихеизма и платонизма, а вместе предсказуется путь кондиционализма.
– 5 –
и природного бытия, которая
дана была при творении, должен был закрепить человек силою своего свободного и творческого духа, возведя свое бытие к высшему состоянию положительного бессмертия. Это было связано с определенным его отношением к Богу (что символически выражено в заповеди невкушения плодов от древа познания добра и зла), как и в определенном положительном отношении к миру (что выражено во вкушении плодов от древа жизни). Изначальное устроение не отлучало человека от мира, и мироотреченость не была ни целью, ни основанием бессмертия. Напротив, должная связь с миром, включенная в должную связь с Богом, была необходимым условием жизни человека на пути к положительному завоеванию, non posse mori, хотя мы и не знаем, как бы оно осуществилось. Но произошло грехопадение. Человек потерял неустойчивое онтологическое равновесие сложного своего существа. В мир вошла смерть,
человеческая смерть, которая глубоко отлична от смерти, господствующей в животном мире, при всем внешнем сходстве. Ибо смерть человека не есть смерть в строгом смысле, но онтологический разрыв его единого существа на два начала, в него входящая. Через смерть человек
внешне приравнивается животному миру, которому он не равен, хотя плотской стороной своего существа к нему и принадлежит; он приравнивается и бесплотному миру, к которому он также не принадлежит, хотя и сроднен с ним духовной стороной своего существа. Смерть есть не прекращение человеческого бытия, но катастрофическое как бы расчеловечение человека, утрата им своей целости.
Кондиционализм отрицает коренное различие, существующее между человеком и животным миром, как по соображениям биологии (здесь мы имеем прямое влияние дарвинизма и вообще биологического эволюционизма), так и своеобразной экзегетики. Человек сотворен, по нему, "в душу живу", одинаково с животными, и различие между ними есть не качественное, но количественное: человек имеет такую же животную душу, как животные, только обладающую известными свойствами. Именно – язык, да моральное и религиозное чувство отличают человека от животных. Таким образом, жизнь одинакова для человека и животных, также одинакова и смерть их или смертность. "В Ветхом Завете душа и жизнь, приписываемые человеку, часто приписываются и животным". "Мы должны или разделить бессмертие с нашими соседями животного царства, или же пожертвовать
– 6 –
нашими собственными надеждами и признать себя смертными, как и они"
6). "Образ Божий в человеке не есть нечто онтологическое, но "тень", l’ombre n’est pas la réalité
7), ombre de ressemblance, – l’ombre n’est pas l’identité
8). "Образ Божий в Адаме состоял в способности понимать и подражать своему Творцу, и таким образом моральным путем возвышаться к бессмертию"
9). Человек не сотворен бессмертным, но он есть "кандидат к бессмертию", бессмертие абсолютное может быть свойственно одному Богу,
условное же свойственно человеку. Сила смерти одинакова для человека и животных: это есть уничтожение жизни, разрыва жизненного единства, разложение полное и окончательное всего природного комплекса, одновременное разрушение тела и души, "аннигиляция субстанции"
10), упразднение личности. Влияние платонизма
11) с его учением о бессмертии души, как и "l’immortalité inconditionnelle et impie de religions panthéistes", извратили это прямое понимание смерти как полного уничтожения, несмотря на то, что из 600 случаев упоминания о душе в Библии ни разу не говорится о душе бессмертной
12) (но ни в одном случае не говорится и о смертной). Поэтому и угроза смерти человеку в раю в случае его непослушания означала не какую-либо "духовную смерть", но немедленное и полное уничтожение. "Смерть могла означать и для Адама лишь то, что называлось этим именем в животном царстве". "Изначальная угроза предсказывала неминуемую смерть"
13).
Итак, человеку было дано условное бессмертие. Оно было обусловлено исполнением воли Божьей. Это продолжение существования зависело от материальной пищи, вкушения плода от "древа жизни" 14), которого лишен был человек за непослушание. Человек пал, и следствием этого должна была наступить немедленная смерть, которая
_______
6) White, 1. c., 19, 89.
7) Petavel-Olliff, 11, 399.
8) Ibid., 440.
9) White, 87.
10) White, 92-3, 100-1, Petavel-Olliff, 1, 97: La suppression totale de tel ou tel individu est une notion qui se laisse très bien concevoir (!). "Бог не говорит Адаму: "твое тело умрет", но "ты умрешь" (103).
11) Petavel-Olliff, 1, 158.
12) Ibid., 1, 163; 11, 147.
13) White, 96, 107.
14) White, 87. Мифологический образ древа жизни здесь истолковывается как природно-магическое средство бессмертия. В этом же смысле сопоставляется с ним и апокалиптическое древо жизни в Новом Иерусалиме. Откр. 22, 2; 27.
– 7 –
тем самым сделала бы невозможным существование человеческого рода, ибо он пресекся бы в родоначальнике. Однако этого не последовало: исполнение смертного приговора было отсрочено. Это произошло силою искупления: "в момент падения началось искупление"
15). "Если бы фатальный приговор имел свое немедленное действие, мы все были бы мертвы в Адаме, или, вернее, мы никогда бы не были рождены. Следовательно, само существование нашего рода есть благодать"
16). Бог не исполнял своей педагогической угрозы, оказавшейся своего рода pia fraus. Смерть не только была вообще отсрочена, но оказалась не той полной смертью, которая угрожала. Именно, место разрушения личности, "при смерти индивида его дух сохранился в целости, чтобы соединиться с телом в день суда. Это выживание души мы приписываем исключительно искуплению"
17), действие которого, таким образом, предваряется во времени. "искупление же есть не что иное, как соединение человечества с Божеством, существа, нарушившего закон, с верховным Законодателем"
18).
3.
Боговоплощение, приятие Сыном Божьим, Логосом, человеческой плоти имеет целью искупление и примирение человека с Богом, жертвой Безгрешного, Его страданиями и крестной смертью. "Цель искупления – сделать человека бессмертным" 19). "Le chemin de limmortalité passe par Gethsémane et par Golgotha. On cherchait en vain autre route" 20).
Согласно господствующей догматике, если тело человека смертно, его душа, образующая его личность, естественно, бессмертна или вечна. Искупление не предназначено изменить природу или длительность этого духовного элемента. "Воскресение тела" во славе есть обстоятельство акцидентальное и второстепенное для спасения. Величие этого спасения состоит в избавлении души от "грядущего гнева" или вечных мук. Подобное избавление означало божественное искупление, жертву Агнца Богу. – Эти идеи кажутся нам, противными Писанию. Согласно библейскому учению, искупление имеет прямым предметом изменить
_______
15) White, 107.
16) White, 110.
17) Ibid., 111.
18) Ibid., 109.
19) White, 193.
20) Petaver-Olliff, 1, 179.
– 8 –
нашу природу, перевести нас не только от греха к святости, но
от смертности к бессмертию, от смерти к жизни"
21).
Искупление состоит в том, что прощается вина греха, но не устраняется наказание. "Иисус искупил не все, так не говорит и Писание. Каждый из нас страдая, умирая, до известной степени искупает. Но разница, существующая между нашим искуплением и сделанным Иисусом Христом, в том, что Он умер за виновных, будучи невинным... Только Его искупление имеет значение предстательства. Грешник ожесточенный испивает до дна чашу искупления, застарелые последствия греха идут до полного уничтожения его существа. Вечная смерть есть плата за его упорство: pour lui, par le fait, Jésus se trouvera navoir rien expié" 22).
Христос был воскрешен из мертвых Духом Святым. Будучи Богом, как человек, Он несомненно был "подвластен закону" и умер в качестве жертвы примирения; как Бог же Он был выше закона, наложенного на твари, и не мог умереть. Вот почему, когда смертный приговор исполнялся над смертной природой, Божественный Гость, впитывая человеческий дух в Свое собственное естество, имел власть восставить его развалины, "разрушенный храм", овладеть им и воскресить его в третий день... Он победил смерть, но не как "сын Адама", но как "Сын Вышняго", как "Господь небесный" 23). Воскресение Христа является не имманентно-трансцендентным, но всецело трансцендентным актом всемогущества Божья. Наше собственное воскресение из мертвых покоится на формальном и непогрешимом обещании Сына Божья. "Соединенные со Христом в Его страданиях и смерти, мы идем навстречу тому дню, когда наш Спаситель, участвуя во всемогуществе, преобразит наше смертное тело по подобно своего славного тела. Отец, Сын и Дух Св. соединятся в исполнении этого славного дела (Р. 8, 11). Всемогущество, которое проявилось в сотворении мира и в воскресении Христа, проявится в осуществлении и нашего собственного воскресения. Если чудо сотворения человека имеет свой raison d’être, мы можем рассчитывать с еще большим raison d’être на обещанное чудо, которое даст избранным славные органы новой жизни" 24).
_______
21) White, 108.
22) Petaver-Olliff, 1, 141-2.
23) White, 233.
24) Petaver-Olliff, 1, 195.
– 9 –
Всеобщее воскресение предваряется двумя другими действиями боговоплощения, еще прежде его совершения. Первое из них нам уже известно: это – отсрочка смерти прародителей после грехопадения, которая дала возможность произойти от них человеческому роду. Очевидно, эта отсрочка распространяется и на все греховное человечество, которое, будучи повинным смерти за грех, однако, живет, хотя и в пределах ограниченной, смертной жизни. Второе предварение силы боговоплощения, еще более поразительное, состоит в том самом бессмертии души за гробом, против которого с такой настойчивостью восстают кондиционалисты. Они принуждены признать эту загробную жизнь души, как в силу бесспорных данных откровения, так и по связи своей собственной системы 25). "Если какой-либо элемент нашей природы переживает в первой смерти, это должно быть приписано единственно искуплению, которое действует сверхприродным путем для сохранения нашего духовного существа от разрушения, для суда ли, или для вознаграждения"... "Я обязываюсь Библией верить, что души переживают смерть... Вот как позволено представлять себе их состояние: одни спят; другая суть абсолютно без сознания; иные мыслят, воспринимают, совершенствуются; иные находятся в печали и даже в муках, иные блуждают по земле в состоянии daimonia, иные низвержены в бездну, иные содержались во аде до первого пришествия Христова" 26). Загробное состояние праведников уже имеет начало вечной жизни и бессмертия. Жизнь грешников после смерти имеет целью: 1) установление личного тожества того, кто грешил здесь и пробужден будет для суда; 2) для мук в аду (11 Петр. 2, 9); 3) для исцеления от восстания против Бога, когда оно имеет извинение в неведении, чрез проповедь "духам в темнице"; 4) для принятия высшего наказания, самого торжественного и устрашающего: первая смерть умерщвляет лишь тело; умертвить душу оставлено для смерти второй 27). "Предварительное страдание есть добавление к мукам; отчасти оно имеет значение
_______
25) Некоторые кондиционалисты последовательно приходят к полному отрицанию у человека души в ином смысле, нежели она существует у животных и разлагается вместе с телом в смерти. Таков Н. Constable Hades. Дух, по К., есть частица божественного духу в душе, которая отнимается со смертью. Человек полностью умирает в смерти, и сознание пробуждается лишь в воскресении.
26) White, 278-81.
27) Ibid., 281-2.
– 10 –
наказания, частью – убеждения. Оно оставляет место для раскаяния"
28), это – род пургатория. В общем загробное состояние не останавливает на себе особого внимания кондиционалистов и понимается преимущественно как промежуточное между смертью и воскресением.
Воскресение является всеобщим, не только для добрых, которые пробуждаются в воскрешение живота, для вечной жизни, но и для злых, которые пробуждаются в воскрешение, суда, для второй и окончательной смерти, для уничтожения. В признании этого двойного исхода, бессмертия одних и полного уничтожения других, и заключается основная мысль кондиционализма.
Условием бессмертия является не какое-либо "онтологическое или физическое изменение субстанции, но моральное состояние души, в которой вообразился Христос, и тем привлечено пребывание Духа Св. 29), дар благодати. Для грешников же наступает неотвратимо вторая смерть и окончательное уничтожение чрез известное, ближе не определяемое, время после суда. Возникает общий вопрос: есть ли это уничтожение смертная казнь или самоубийство? Как ни странно, в этом основном вопросе нет полной ясности, и отдельные суждения колеблются между этими обеими возможностями. Иногда можно думать, что "вторая смерть" есть смертный приговор, который осуществляется не сразу и не в короткое время, но в течение всей оставшейся жизни, – как смертная жизнь наиболее квалифицированная 30).
_______
28) Petavel-Olliff, 11, 49.
29)White, 254-6.
30) В таком смысле развивается эта мысль у White (478-90): "Удовлетворение или обнаружение свойств Божьих есть первая и последняя цель творения и провидения. Такова здравая философия наказуемости, которая, устраняя надежду на всеобщее спасение, устанавливает торжественную доктрину воздаяния. Все нераскаянные имеют дать ответ своему Творцу в своем теле и душе, и их судьба будет определена смертным и окончательным приговором. Благо всеобщее будет принято во внимание. Но тот, кто упорствовал в непослушании, не может надеяться на средства исправления, он будет уничтожен "телом и душой в Геенны". Бог отвергнет всех выродившихся и закореневших детей, будучи верен Своей вечной справедливости, Он их уничтожит". "Великий день Его мести и мести Агнца, придет". "Страшно впасть в руки Бога Живого" (Евр. 10, 31). "Я поражу смертью детей ее (Иезавели), и уразумлю все церкви, что Я есмь испытующей сердца и внутренности" (Откр. 2, 23). "Господь Бог есть огнь поядающий, Бог ревнитель. Свидетельствуюсь вам сегодня небом и землей, что скоро потеряете землю, ее пребудете много времени на ней, но погибнете" (Втор. 24, 26). "Гнев Божий пребывает" (Ио. 3, 36) на непослушном" и т. д. (характерный произвол в цитировании и истолковании текстов).
– 11 –
Другие останавливаются, так сказать, на имманентной стороне смерти, как уничтожения. Прежде всего, смягчается самая идея воскресения для новой и окончательной, "второй" смерти, ибо она неожиданно включает в себя возможность раскаяния и исправления после воскресения 31). Вместо неумолимой справедливости мы имеем здесь горькую необходимость и род самоубийства со стороны упорствующих 32).
"Универсалисты" ставят "кондицоналистам" вопросы "если злые должны быть в конце концов уничтожены, то с какой целью премудрость Божия вызвала их к существованию"? На это дается ответ в том смысле, что Бог дал бытие существам не злым, но способным избирать добро и зло, ценный, но и опасный дар свободы. "Насильственное бессмертие связало бы эту свободу. Достойно божественного свободолюбия (il est digne du libéralisme de Dieu) не обязывать жить бесконечно существа, которые упорно отрицают рациональные условия существования...
_______
31) "Воскресение мертвых может объясняться как последнее средство благодати", "preuve", Бог не отвергает совершенно человека, который еще не совсем испорчен", и "конечное уничтожение ожидает только наиболее ожесточенных (Petavel-Olliff, 11 204). "Различные выражения Писания позволяют нам верить, что они будут подвергнуты новому испытанию, и к ним будет обращена специальная проповедь" (ibid., 5).
32) "Это есть прогрессивный и неодолимый упадок, растущее убывание двух факторов человеческого существования, – ощущения и действия" (4). "Страшная агония, а затем ночь без рассвета. Эта душа более не сознает и не реагирует. Она была, она любила, она жила; она больше не любит, она мертва, она не существует" (11). "Полное разрушение человеческой души будет, без сомнения, предшествуемо страданием, соответственным в своей интенсивности прирожденной жизненности этой души. Самые тяжкие муки будут сопровождать агонию души, наиболее богато одаренной, и разрушение наибольшей массы жизненных сил. В этом смысле "от того, кто получить более, более и взыщет" (13). "Страдание не преминет сыграть свою страшную роль в будущих муках, но это только прелиминарная фаза. Высшее наказание положить конец индивида только в болезненной гибели в загробном существовании. Согласно научному закону непрерывности, нераскаянный грешник станет добычей долгого и печального маразма. Затем придет для наиболее непокорных горестное молчание, о котором говорить Писание как о "смерти второй". "Нас спрашивают, – что же мы понимаем под anéantissement? Мы отвечаем: постепенное уменьшение способностей, которыми располагает индивидуальное я, и в конце концов угасание этой основной способности, благодаря которой, мы обладаем другими способностями". "In dieser Durchdingung des ganzen Seyns vom Tode geht die Persönlichkeit (Lk. 9, 25) im Sterben auf (apoleia) ; es ist nicht absolutes Nicht-Sein, aber absolute Passivität und Todes-unmacht und Todes-jammer (Beck) (II 16- 17), note 3).
– 12 –
Возможность самоубийства, которую Бог оставляет для каждого человека в этом мире, не есть ли аналогия, которая дает нам понимать возможность самоубийства души и условного бессмертия... Конечно, злые сотворены не для истребления, но и само их истребление, а косвенно и их изначальное сотворение, кое-чему послужит. Воспоминание о их конечной судьбе (чье и когда?) противостанет в качестве устрашающего барьера для злоупотребления свободой в будущей жизни" 33). Итак, странным образом последнее наказание смертью оказывается торжеством тварной свободы: "une immortalité absolue porterait une grave atteinte à la liberté humaine" 34). "Il est au sens tragique dans lequel lhomme nanti dune liberté véritablement sérieuse, peut être plus fort que Dieu, plus fort que son Sauveur" 35). "Грешник уничтожает сам себя" 36).
4.
Кондиционалисты ищут для своих идей подтверждения и в церковном предании, в частности в патристике. В особой главе Petavel-Olliff вслед за White, приводит целый ряд ранних церковных писателей, преимущественно апостольских и после-апостольских мужей, у которых он находит следы более или менее определенного кондиционализма. Сюда относятся: Варнава, св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, Эрм, св. Поликарп, св. Иустин Философ, Тациан, Феофил Антиохийский, св. Ириней, Климент Александрийский, Арнобий, Лактанций, св. Афанасий Вел. (de incarnatione), Немезий. Большинство из этих цитируемых текстов отличаются наивным морализмом, свойственным эпохе, и, конечно, эти ранние писатели чужды проблематике кондиционализма, определенное выражение которого находим лишь у Арнобия. Когда эсхатологическая проблема возникает, мы наблюдаем в ранней церкви (до V века), два основных течения, которые одинаково исходят из признания бессмертия души: универсалистическое (с Оригеном и св. Григорием Нисским во главе) и анти-оригенистическое с принятием "вечных мук", представляемое на западе блаж. Августином, на востоке Юстиниановским анти-оригенизмом. Признание
_______
33) Ibid., 120-1.
34) Ibid., 151.
35) Ibid., 346.
36) Ibid., 410.
– 13 –
условного бессмертия свойственно иудаизму, как ортодоксальному во влиятельных течениях Талмуда, так и мистическому, в Кабале, и философскому у Маймонида (также у Спинозы).
Таким образом, кондиционализм умеет найти для себя известные опорные пункты и в предании. Однако главная его сила – и, нужно сказать, сила немалая, заключается в его экзегетике, в умении и настойчивом желании находить для себя подтверждение в Свящ. Писании Ветхого и Нового Завета. В этом отношении его сторонниками произведена большая работа, и их библейская аргументация требует для себя более внимательного рассмотрения, нежели то, которое она до сих пор встречала 37), как со стороны самого изучения текстов, так и их Богословской экзегезы. В настоящем очерке ограничимся лишь необходимым минимумом. Кондиционалисты прежде всего, делают статистический и текстуальный учет тех библейских текстов, как Ветхого так и Нового Завета, в которых говорится вообще об уничтожении, гибели, смерти: в 100 текстах Ветхого, и Нового Завета говорится о том, что грешники будут истреблены. В еврейском языке существует 50 корней слов, означающих уничтожение живых существ 38). Petavel-Olliff составил целую синоптическую таблицу различных выражений в Библии, еврейских, греческих, для выражения notion dune destruction complète (1, 349-356), тоже 546, 552). Кроме этой общей сводки 39), оба автора приводят обширные сопоставления ветхозаветных и новозаветных текстов, в которых говорится о конечной погибели грешников и вообще противящихся воле Божьей. Более всего таких текстов имеется, конечно, в Ветхом Завете, в псалмах и пророчествах. Однако даже и поверхностное знакомство с ними убеждает, что при всей щедрости псалмопевцев и пророков на эти угрозы, чаще всего они носят относительный и, так сказать, образный характер 40) и с
_______
37) Глубковский, 1. с. Salmond. The Christian doctrine of immortality. Edinborough 1895.
38) Petavel-Olliff, 1, 105; 11, 150.
39) White делает сопоставление этих выражений как απόλλυμι, όλεθρος и под., в их значении у Платона в Федоне, где они по смыслу прямо означают уничтожение, и у LХХ и в Новом Завете, с тем чтобы и здесь применить экзегезу Платоновского словоупотребления (конечно, совершенно произвольно).
40) Вот несколько примеров: Пс. 72, 19, 27: "ибо вот удаляющие себя от Тебя гибнут, Ты истребляешь всякого , отступающего от Тебя". Ис. 1, 28: "всем же отступникам и грешникам погибель, и отставшие Господа истребятся. Ср. Пс.
– 14 –
трудом поддаются эсхатологическому истолкованию (ср. White, 158-162)
41). Гораздо важнее тексты новозаветных писателей
42).
Вот общий список новозаветных выражений об участи грешников (White, 324-5).
Умереть: "если живете по плоти, то умрете" (Рим. 8, 13).
Смерть: "ибо возмездие за грех смерть" (Рим. 6, 23).
Погибель : "широки врата и пространен путь, ведущий в погибель" (Mф. 7, 13).
Вечная погибель: "подвергнутся наказанию, вечной
_______
29, 20. Наум. 1, 15: "празднуй, Иудея, праздник твой, ибо не будет проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен". (И однако, Ис. 28, 9: "ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления зла"). Вообще в псалмах и пророчествах необыкновенно много говорится о погибели нечестивых, причем очень часто, если не всегда, имеется в виду не столько эсхатологическая, сколько историческая погибель.
41) Edward Whitе доказывает, что нигде в В. З. и в частности Бытии, нет прямых свидетельств о бессмертии человека, а только о смерти его многосложного состава, и что после грехопадения Адама человек не умер лишь силою предварения будущего боговоплощения, которое есть лекарство бессмертия. Он приводит следующие тексты относительно смертности человека: Иов., гл. 18, 20, 21; Псалтырь: I, II, IX, XXIV, XXXVII, X, IX, XCII, CIII, 9, CIV, CIXII; Прем. Сол. X, 24, XIII, 13, XIV, 12, XV, XXI, 16. Статья H. W. Fu1fогd. Conditionnai imortality (E. R. E. Haslings, v. III). Главные тексты, приводимые в пользу 1 С.: Быт. 2, 16-17; 3: 4, 19, 22-4; Второз. 30: 15, 19, 20; Пс. 21, 4; 37, 10, 20; 49, 20; 73, 19-20; 92, 7; 94, 23; 145, 20; Пр. Сол. 8, 35-36; 11, 19; 12', 28; 24, 20; Ис. 51, 8; Иезек. 18, 26-32; Мал. 4, 1-3; Mф. 7, 13-19; 10, 28; 13: 30, 40, 48, 49; 16, 26; Лк. 13, 4-5; Ио. 3, 6, 16; 5, 24, 40; 6, 33-5; 8, 51; 10, 28; 11, 25; 14, 6, 19; 15, 6; Рим. 6, 21-3; 7, 5; 8: 6, 11, 13; 1 Кор. 3, 16-17; 2 Кор. 2, 15-16; 4, 3; Гал. 6, 7-8; Фил. 3, 18-19; 1 Тим. 5, 3; 2 Тим. 1, 9 (όλρθρος οιώνιος – единственная фраза в Н. 3.); 1 Тит. 6, 9, 19; Евр. 10, 26-39; 12, 29; Иак. 1, 15; 5, 20; 1 Пет. 1, 23; 4, 18; 2 Пет. 1, 4; 2, 12; 3, 9; 1 Ио. 3, 15; 5, 11-12; Откр. 2, 7, 11; 3, 5; 20, 11-15; 21, 6; 22, 1, 4. Эти места имеют доказать, что человек не бессмертен, бессмертие есть свойство Бога (1 Тим, 6, 16), смерть в буквальном смысле есть следствие падения, а бессмертие есть дар лишь для праведных, что оно условно. Библия нигде не говорит о бессмертии души. Что нераскаянные грешники часто угрожаются смертью, и о них говорится, как об уничтоженных, и что смерть означает бессмертие души и тела (824). Весь вопрос сосредоточивается около понимания библейского выражения смерть.
42) Цитаты из Н. 3. об участи грешников в смысле уничтожения в смерти (378 сл.): Mф. 3, 12; 5, 25; 10, 28; 16, 25; (Лк. 9, 25; 17, 23; Ио. 12, 25). Лк. 9, 56; 13, 1-5; 20, 18; 20, 35; Ио .8, 34-6; 8, 51; 10: 10, 27; 11: 49, 50; Д. А. 3, 22-3; 8, 20; 20, 26; Р. 1, 32; 2, 6-7; 8, 13; 1 Кор. 14; Гал. 6, 8; 1 Тим. 6, 9; Евр. 10, 26-31; 2 Пет. 2, 12; 1 Ио. 2, 17; Иуд. 5, 7; Откр. 2, 7; 3, 5; 21. 8. Ср. таблицу соотв. слов и выражений: 387-90.
– 15 –
погибели от лица Господа и от славы могущества его" (1 Фес., 1, 9).
Тление: "Сеющий в плоть свою пожнет тление" (Гал. 6, 8). "Они как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся" (2 Пет. 2, 12).
Истребление: "и будет, что всякая душа... истребится от народа своего" (Д. Ап. 3, 35).
Смерть: "И детей ее (Иезавели) поражу смертью" (Откр. 2, 23) и т. д. 43).
В 12 местах Нового Завета место нераскаянных грешников называется геенной. В ста местах Ветхого и Нового Завета Писание учит, что злые будут совершенно уничтожены. Сторонники условного бессмертия собирают все тексты, где только упоминается смерть и жизнь в их взаимоотношениях 44). Ограничимся некоторыми, наиболее трудными, текстами 45). Рим. 1, 32: "язычники знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти". Рим. 6, 23: "ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем". Рим. 8, 13: "ибо если живете во плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете". Гал. 6, 8: "сеющий в плоть свою пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную". 2 Тим. 6, 9: "похоти... погружают людей в бедствие и пагубу". Евр. 10, 26-31. "...страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников". 2 Пет. 2, 12: "... они, как бессловесные животные..., рожденные на уловление и истребление... в растлении своем истребятся". Иуд. 5, 7: "...Содом и Гоморра, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример".
(Но этим и подобным текстам, где говорится о смерти и гибели в более или менее неопределенном смысле
_______
43) У Petavel-Olliff имеется еще огромная сводка библейских текстов разного содержания на тему о бессмертии: 1, 368-392. Конечно, в такой огромной сводке можно встретить случаи и произвольного включения тех или других текстов.
44) "Двадцать раз ап. Павел повторяет нам, что смерть есть плата греха, la mort sans phrases" (1, 16).
45) Интересно наблюдать как они справляются с текстами, неудобными для кондиционализма. Таким, бесспорно является 1 Кор. 3, 13-15: " у кого дело сгорит, тот потерпит урон, впрочем, сам спасется, но так как бы из огня". Whitе по этому поводу приговаривает (350), чего нет в тексте: грешник, если не захочет отделиться от дела. тоже сгорит.
– 16 –
слова, можно противопоставлять иные тексты, где говорится о смерти, несомненно, не в смысле уничтожения: Рим. 7, 10-11: "
я умер, и таким образом заповедь, данная мне для жизни, послужила
к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и
умертвил ею". 13: "грех причиняет мне
смерть Ср. Гал. 2, 19; Еф. 2, 1, 5; Кол. 2, 13; Иак. 5, 20; 1 Ио. 3, 14; 1 Тим. 5, 6: заживо умерла – ζωσα τέθνηκεν.
Однако и самим собирателям текстов приходится считаться с существовавшем таких, которые не могут быть благоприятны для кондиционализма. Таковыми являются или те тексты, где говорится о вечных муках (Мф. 25, 41, 46; Мр. 3, 29; Апок. 14, 9-11; 19, 20; 20, 10) или же где говорится о Божественном милосердии и спасении мира и людей (таковы по White, 416-18, следующие тексты: Ио. 3, 17; 1, 29; 12, 32; Рим. 5, 15, 18; 1 Кор. 15, 18; Еф. 1, 10; Фил. 2, 9-11; Кол. 1, 19; 1 Тим. 2, 4, 6; 1 Тим. 4, 10; Тит. 2, 10; 1 Ио. 2, 2; 1 Кор. 15, 22; 2 Кор. 4, 13; Откр. 4, 13). Конечно, эти мешающие тексты подвергаются у кондиционалистов соответствующему истолкованию.
5.
Итак, греховное и противящееся Богу человечество умирает и обращается в ничто, забывается. Его нет так, как будто и не было. Оно забывается одинаково в памяти Божьей, как и памяти человеческой (как, очевидно, и в памяти духовного мира, o котором кондициoнализм в своем богословии вообще более или менее забывает). Остается нерушимой лишь свобода твари, которая принимает свое определение к жизни в Боге, или к возвращению в дотварное ничто. Уцелевшие остатки человечества (причем нет оснований думать, что их будет большинство) получают вечное блаженство и собою являют оправданье творенья. Про уцелевшую его часть можно будет сказать, что "будет Бог всяческая во всех". Этот продырявленный мир и просеянное человечество и составляют последнюю цель творенья, есть его тeодицея. Здесь упраздняется наличие вечного ада, к которому трудно применить текст, что будет Бог все во всех, иначе как в смысле палящего огня. Здесь дается как будто ясный, математически рациональный ответ на проблему вечной жизни, c cогласием Творца признать ошибку в творенье, наличие пустых номеров, как и согласие человечества на cебялюбивое забвенье казненных cамоубийц. Нельзя отрицать простоту и понятность такого
– 17 –
– 18 –
имевшему дело с эсхатологическими текстами. И конечно, язык апокалипсический резко отличается от параноэтических текстов, духовных увещаний апостольских, которые имеют дело преимущественно с идеями нравственного порядка. Кроме того, трудная задача в эсхатологической экзегезе состоит и в том, чтобы различить разные планы и ракурсы в эсхатологических образах, которые наслаиваются один на другой по образу горных цепей в перспективе. Поэтому буквальное толкование текстов часто вообще невозможно, а та догматическая экзегеза, которую дают кондиционалисты, отнюдь не бесспорна и отнюдь не есть единственно возможная. Она обусловлена определенными Богословскими предпосылками, которые и нужно выделить и проверить в свете более основных и общих, а вместе с тем и уже установленных Церковью догматических истин.
В частности основные понятия, которыми оперирует теория условного бессмертия: жизнь, смерть, погибель, истребление, разрушение и т. д., также не однозначны, но многозначны. В частности и то понятие смерти, как и жизни, из которого исходит кондиционализм, вовсе не самоочевидно. Это явствует уже из того факта, что так, как понимались они в теории последнего, раньше их никто не понимал. Кондиционализм упрощает понятие жизни и смерти до простого биологического сопоставления. Зоологический биологизм есть общая схема этого Богословия. Жизнь и смерть здесь одинаковы для человека и животного. Человек есть животное, которое отличается от животного мира лишь некоторыми свойствами, не тем, что ему самому принадлежит, но что дает ему Бог, именно условное бессмертие. (Это несколько напоминает католическую схему: natura u donum supernaturale). Оно дается ему сначала чрез вкушение плодов древа жизни, т. е. физическим средством, а затем восстановляется чрез физическое же соединение Бога с человеком в боговоплощении, которому так усвояется именно такое биологическое значение. Им дается физическое бессмертие, и этим оно исчерпывается, так что нет и речи о преображении, обожании, прославлении человека. С этой точки зрения становится даже непонятным, почему боговоплощение совершилось именно в человеке, раз он не отличается от животного мира, а не в каком-либо из животных, если это понимается лишь как физическое лекарство бессмертия. И, с другой стороны, является необъяснимым то предварительное действие боговоплощения, которое оно оказывает прежде своего свершения в сохранении жизни
– 19 –
человека на земле и за гробом. Излишне говорить, что загробное существование теряет здесь всякое самостоятельное значение в судьбе человека и представляет собой только
промежуточное состояние между смертью и воскресением. Здесь существенный пробел в эсхатологии кондиционализма.
Человек для него есть одно из живых существ в этом мире, имеющее и относительную жизнь. В этом основном определении со всей очевидностью проявляется отсутствие в богословии кондиционализма одинаково как антропологии, так и космологии, что в данном случае одно и то же. Человек не есть для него тварный бог, и не есть центр и владыка мира. Характерно здесь это поверхностное истолкование образа Божьего в человеке. За ним не признается онтологического значения в смысле богоподобия и причастности Божества. Недостаточно оценивается и тот факт, что Бог сотворил человека в исполнении предвечного совета во Св. Троице по образу Нашему (Быт. 1) и, творя человека из земли, сам дыханием Своим, т. е. из Себя Самого, вдунул в него "душу живу", которую кондиционалисты отожествляют с "душою живою" животных. Справедливо говорят кондиционалисты, что человек не имеет, как особого начала, бессмертной души, временно заключенной в смертном теле, как темнице или футляре, и ждущей от него освобождения. Такова восточно-платоническая доктрина. Человек имеет дух, предназначенный для бессмертной жизни в теле, которая, хотя и нарушена относительно смертью вследствие греха, но будет восстановлена в воскресении. Однако, кондиционалисты делают отсюда то ошибочное заключение, что человек вовсе не имеет в себе бессмертного божественного начала, и даже видят в признании его ересь пантеизма 46). Однако мы имеем слово Откровения, что Бог вдунул в человека из Себя дыхание жизни. Это значит, что человек в духе своем имеет нетварное начало Божества, которое однако имеет для себя сотворенную Богом по образу
_______
46) Как ни странно, они имеют здесь предшественника в своем главном антагонисте – блаж. Августине, который в качестве церковного учения выставляет положение, что дух (душа – anima ) человека создана богом из ничего (De anima et eius origine, lib. III-V. Minge Patr. s. 1. t. 44. Noli ergo credere, noli docere, quod non de nihilo, sed de sua natura fecit animam Deus, si vis esse eatholicum (1. III. c. V., 7, col. 5, 16). В этом бл. Августин становится в прямое противоречие с Библией, свидетельствующей, что Бог, создав из земли тело человека, из Себя вдунул в него дыхание жизни.
– 20 –
Своему ипостась
47). Таким образом, человек имеет в себе нетварно-тварное начало, принадлежит вечности божественного мира
48), хотя самобытное личное бытие получает лишь в тварности своей. К этому же надо присоединить, что человек, как центр творения, предназначенный господствовать над ним, имеет в духовной своей природе причастность Божественной Софии, в мире же, тварной Софии, он есть человекомир, и "радость" Божественной Премудрости "в сынах человеческих". Чрез это человек стоит в центре мира, но также и над миром. Принадлежа к тварноживотному миру, он вместе с тем есть и Бог по благодати
49). И здесь нечего пугать пантеизмом, как это делается нередко, в частности, и в данном случае. Пантеизм в дурном смысле означает
тожественность мира Богу, а не одну лишь причастность его Божеству. Если человек сообразен Богу, то это значит, что и Бог сообразен человеку. Богочеловечество соединяет Бога и человека, есть Богочеловечество вечное, небесное, как есть и Богочеловечество тварное. Только на основании этой
сообразности Бога и человека может быть онтологически понято боговоплощение, как усвоение Логосом человеческой природы, соединение в одной ипостаси двух природ, или двух воль, божеской и человеческой. В христологии кондиционализма боговоплощение принимает характер онтологического абсурда: Бог воспринимает... животное естество человека, не имея с ним никакой онтологической связи. Отсутствие антропологии в кондиционализме необходимо ведет и к отсутствию христологии.
Итак, человеку принадлежит, по божественному его происхождению, природное бессмертие. "Бог единый имеет бессмертие" (1 Тим. 6, 16) в Себе, но человек имеет бессмертие в Боге. Нельзя не отдать справедливости кондиционалистам
_______
47) У Petavel-Olliff (1, 171) находим следующее невразумительное определение духа: L’esprit est exclusivement l’origine (!!) qui percoit le divin, c`est le sens moral et religieux, ce qu`on pourraler en un seul mot spiritualiste ... Dans le plan divin l`esprit de l`homme en communion vivante aves l’Esprit de Dier devait penetrer l’âme , et par elle reigner sur le corps et sur tous ses organes.
48) Напротив, в кондиционализме мы имеем следующее заключение относительно образа Божия в человеке: Il portait en lui un fragile miiroir de la divinité, le miroir est brisé, et l`homme n’est plus que l’enfant de la poudre. Tire de la terre, le premier homme n’était que poussière, dit l’apôtre (ibid., 164).
49) Развитие всех этих мыслей, см. в Агнце Божьем.
– 21 –
в их критике рациональных доказательств бессмертия души, начиная с Платоновского
Федона (что сделано было еще Кантом)
50), ибо бессмертие подлинно присуще одному Богу, но и тому, что
богопричастно, как человек
51).
Это парадоксальное антиномическое понятие живого образа Божия, как сотворенного Бога, именно и характеризует человека. Как творение, человек имеет осуществить то задание, которое вложено в него его богопричастностью и в этом смысле несотворенностью, она же есть сила бессмертия. Это бессмертие в тварности его изначала есть потенцианальное бессмертие, которое начинается с posse non mori. Это фактическое бессмертие вследствие грехопадения нарушается смертью, хотя и не абсолютной, а лишь относительной, но восстановляется в Христовом воскресении уже как non posse mori, как положительная сила бессмертия. Она дана Богочеловеком, но могла быть принята человеком как ему сообразная.
Полнота образа Божия в человеке есть личность, живущая в своей собственной природе, причастная тварной Софии, включенная в мир, в полноту творения. Личность, понятая в этой полноте жизни, есть ens realissimum в творении. Полнота образа Божия в человеке, коренящаяся в личности, выходит и за личность, как монаду, в многоединство всего человечества. Можно сказать, что образ Божий в полноте принадлежит даже не человеку в его единоличности, но человечеству в его соборности, в любви, по образу единосущного триединства Божия.
Вот эта то изначальная богопричастность человека, делающая его нетварно-тварным, и содержит в себе силу бессмертия, в сверхвременности или вечности человеческой личности, сознание чего дано ей в непосредственном акте
_______
50) Ср. очерк проф. С. Н. Трубецкого: Бессмертие души. Сочинения, т. III (Вопр. фил. и псих., №№ 63, 70, 71, 72).
51) Богопричастность принадлежит не одному лишь человеку, но и ангельскому миру. Для кондиционализма характерно отсутствие внимания к ангелологии (которая существует для него лишь как сатанология). Иначе он должен был бы стать перед вопросом о природном бессмертии ангелов, именно в силу их богопричастности, в которой ангелы н е отличаются от человека. Проблема ангелологии должна была бы необходимо привести к пересмотру и учению о бессмертии человека. Ангелам свойственен образ Божий, как и человеку. В отношении к богопричастности своего духа человек не отличается от ангелов, будучи отличен от них в том, что, имея тело, в нем становится причастен миру, как его центр и господин.
– 22 –
самосознания:
я есмь я. В этом качестве я, я сам себе принадлежу, сам собою полагаюсь, хотя вместе с тем, как сотворенное я, я сам себе и дан. И это не пантеизм, но это, конечно,
панэнтеизм, исповедуемый апостолом: "ибо все из Него, им и к Нему" (Р. 11, 36).
(Окончание в следующем номере)
Протоиерей С. Булгаков.
Лето 1935 года.
– 23 –
Издание:
Булгаков Сергий прот. Проблема "условного бессмертия" (Из введения в эсхатологию) // Путь. № 52. 1936-1937, с. 3-23; № 53, 1937, с. 3-19.
Текст в данном оформлении с сайта www.xpa-spb.ru.
Последнее обновление файла: 01.07.2019.