. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Белорусов С. А. Христианство и интимность (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Белорусов С. А.

    ХРИСТИАНСТВО И ИНТИМНОСТЬ

     

        Я размышлял над названием рубрики, которую мне любезно предложили вести. Предполагалось что-то вроде “Секс и Христианство”… Но… не сочетаются эти два понятия, отдаются скрежещущим диссонансом. Нельзя произнести их вместе, не исказив смысла одного из них. Получается, что это разные уровни восприятия реальности… Но, что же из того, продолжал я углубляться в тему – неужели люди, исповедующие Христианство, живут без секса? Ведь нет. И тогда открылось: где начинается Христианство, там кончается секс. Но какой? Секс в профанном понимании смысла этого слова, секс с гадливой улыбочкой, секс – похоть, секс – техника, секс инструмент манипулирования другими людьми… Потому что таково свойство Христианства – в нем понятия очищаются, облагораживаются преображаются. И в этом ракурсе, в Христианстве действительно нет секса – здесь есть Любовь.
        И Христианству есть что поведать о любви. В Библии мы найдем удивительные прозрения, читая которые мы поймем не только духовное, но и наше, земное, предстанет нам светло и мирно осмысленным. Раскроем Послание апостола Иоанна – “Совершенная любовь изгоняет страх…. Боящийся не совершенен в любви”(1Ин.4:18). А разве не символично, что первое чудо – превращение воды в вино – Спаситель совершил именно на свадебном пиру (Ин.2)?
        Так вот в Христианстве интимные отношения между мужчиной и женщиной обретают свой таинственный, истинный и высокий смысл. Один из Святых отцов сказал: “Любить женщину – значит видеть ее такой, какой видит ее Бог”. Современный христианский писатель добавляет – “Сказать: я тебя люблю, значит сказать что ты никогда не умрешь”. “Полно, да так ли, – возразят мне пресно мыслящие мещане – у вас все так засушено и скучно”. Однако вдумаемся – разве добродетель целомудрия препятствует радости? В богатом языке Священного Писания глагол “познать” обозначает два действия – узнать что-то и соединиться с кем-то. Может быть именно в этом высшая радость интимности – в возносящем нас цикле – узнавание – соприкосновение – объединение – новое, непрекращающееся узнавание! А ведь наилучшие возможности для непрерывного углубления в познании любви – на телесном, эмоциональном и духовном уровне – раскрываются именно в благословляемом Церковью нелицемерно моногамном браке. И может быть в единственной из религий, в Христианстве, брак является Таинством, то есть несет в себе мистический смысл, когда “двое становятся одним”.
        На этих страницах мы поразмышляем о том, в чем может быть смысл сексуально влечения, присущего нашей природе, и как реализовать его так, чтобы согреть мир, изнемогающий от недостатка любви. Мы поймем почему известное воздержание может способствовать более полной и всеобъемлющей реализации эротически окрашенного чувства. Мы научимся тому, что настоящая любовь всегда безгрешна и свята, а жизнь слишком коротка, чтобы удовлетворять себя фальшью. И нам откроется, что же имел в виду учитель Церкви блаженный Августин, когда говорил: “Люби Бога и делай, что хочешь”. Итак, в путь…

    Интимность и духовность: влюбленность и Любовь.

        Что может быть дальше от истины, чем предрассудок о противоположности духовности и секса? Возможно вся трагедия современного человека в том, что под воздействием фарисейской культуры, он научился разделять в себе – высокое и низкое, сакральное и профанное, благочестивую торжественность и бытовое снижение нравственной планки. Зачастую, такой человек либо лжет сознательно, становясь ханжой на людях и разгорячая свое воображение в уединение, либо искренне считает себя бесстрастным, в то время как его подавленное либидо бушует, готовое затопить все окружающее в любой момент, либо лукаво извиняет себя: мол, по воскресениям я в храме, а в остальные дни – “ну, я слабый человек, а кто без греха?” Такие варианты личностного устройства не имеют ничего общего с Христианством, более того, они справедливо отвращают от Христа тех, кто мог бы стать Его верными и радостными свидетелями.
        Какое же знание об интимных отношениях между мужчиной и женщиной есть в Церкви, что Она может предложить для уврачевания больного общества? Больного? Несомненно! И жгучий интерес к сексу есть один из симптомов болезни. В медицине есть поговорка – “Здоровое сердце – это сердце которого ты не чувствуешь, которого словно нет”. То что жжет, беспокоит нарывает, болит – свидетельствует о потребности в помощи, нужде в исцелении. Секс действительно является предметом острого интереса в наши дни, да пожалуй таковым был и всегда. Это значит только одно – человек недостаточно проникся чувством своей истинной свободы и настоящей ответственности, он еще недостаточно зрел духовно, чтобы понять – интимность гармонично встраивается в духовность, становясь удивительным источником энергии, творчества и благодарности за бесценный дар нашего пребывания на Земле.
        Бог творит мир. И в сотворенном мире он создает Свой образ – человека. Это загадочное существо – человек – несет в себе черты богоподобия наряду со своей “перстностью” – причастностью к животному миру. Но человек, даже биологически существенно отличается от низших существ. Простой пример – животные способны к оплодотворению в короткие промежутки своего жизненного цикла, в то время как человек открыт для приглашения в жизнь себе подобных большую часть времени. Этот факт приводит нас к пониманию того, что человеческое стремление к интимной близости вовсе не идентично инстинкту размножения у животных. Стремление к близости, в том числе на физическом уровне, есть нечто неизмеримо большее и качественно иное. Это дар Бога нам, остается понять, в чем же смысл этого дара…
        На первом уровне понимания нам может открыться, что бережно вложенное в нас стремление к интимности есть приглашение выйти за пределы себя самого. Представим, каким механистичным, скучным, холодным был бы наш мир, если бы люди не хотели друг друга. Скольких красивых вещей, подвигов, открытий не случилось бы. Стремление открываться навстречу другим в своей привлекательности отражает нашу основную потребность в других людях. Ленивых это подгоняет действовать, богатых – делиться, талантливых – дарить удовольствия, тщеславных – все равно делать что-то хорошее. Из-за нашей нужды во внимании друг друга мир становится уютнее, разнообразнее, прекраснее.
        Святые отличались тем, что умели находить возвышенный смысл во всем. Есть повествование об одном строгом монахе – подвижнике, который однажды вместе с учениками пришел из пустыни в богатый восточный город. По пути им встретилась процессия, сопровождавшая известную куртизанку, восседавшую на носилках. Старец долго наблюдал за ней и наконец заплакал. На расспросы учеников от ответил: “Как прекрасна она в своем деле и как ничтожен я в своем. Если бы столько времени и усилий, сколько она уделяет уходу за своей внешностью, я мог бы посвятить спасению души, о как бы я приблизился к Богу”. Отметим, ни слова упрека, лишь пронзительное смирение и готовность учиться у каждого, кто встречается по пути.
        Великий христианский писатель Достоевский, много размышлявший над самыми буйными формами разврата пришел к своему кредо – “Красота спасет мир”. Стремление к красоте во всех ее проявлениях есть второй уровень понимания смысла интимности в перспективе духовности. Французский король Людовик, канонизированный Католической церковью как-то произнес своим подданным: “О жены, одевайтесь красивее, чтобы вашим мужьям было легче вас любить. Странно слышать это от святого, не так ли? Но в этом и есть смысл красоты – как преддверия любви.
        Но что же есть сама любовь? Не ждите от меня ответа на этот вопрос, лежащий в основе всего человеческого бытия. Можно только предположить, что то, что мы называем любовью не всегда таковой является. Покажем это на простом примере феномена влюбленности. Пожалуй это состояние известно всем. Напомню. Словами поэта, “влечение, род недуга”. Общая разгоряченость, внутренний дискомфорт, беспокойство. Мысли постоянно возвращаются к объекту страсти. Прежние интересы и близкие люди отступают на второй план. Время, не связанное с присутствием любимой или любимого обесценивается. Восприятие, направленное на объект влюбленности обострено до крайности, все остальное теряет свою актуальность, перестает интересовать. Все происходящее делится на две неравные части – что имеет отношение к влюбленности наделяется чрезвычайной важностью, не относящееся – отступает на второй план и обесценивается.
        Во влюбленности можно уловить несколько аспектов, имеющих действительно духовный смысл. Первое – мы выделяем человека из остального мира. Наверное, будь мы хорошими христианами, мы был бы влюблены в каждого человека в том смысле, что видели бы его прекрасным и неповторим, таким как он выглядит в глазах своего Творца. Второе – человек здесь нелицемерно готов к самопожертвованию. В христианстве самым большим грехом считается гордость, то есть непомерно раздутое “Я”, вытесняющее весь остальной мир. Так что замечательно, когда в пылу влюбленности, человек больше думает о другой личности. Как кто-то сказал, “любовь есть рокировка Ты и Я”. Подобное жертвование своим удобством, состоянием, здоровьем, временем, а подчас и самосохранением может напоминать христианский принцип: “Нет большей любви, если кто положит душу свою”. Это действительно очень подкупающий момент. Но здесь важно не ошибиться. За другого ли человек действительно готов отдать жизнь или за другого относительно себя? Иными словами, не за свое ли чувство? А если так то получается что не другого, а за себя самого, любимого, искаженно проецируемого на другого. Эта большая ловушка непросветленной влюбленности.
        Но кардинальное отличие влюбленности от настоящей любви в том, что влюбленность всегда парциальна. Частична. Она не охватывает образ другого человека целиком, а наделяет его несуществующими признаками. Для влюбленного непереносима мысль, что объект его страсти ходит, скажем, в туалет. В то время как истинная любовь принимает другого человека целиком, в его силе и немощи, красоте и страдании. И часто быт, совместность по повседневной жизни является тем реактивом, который безошибочно выявляет подлинный характер чувств: влюбленность проходит, а любовь становится богаче, чувственнее, интенсивнее, хотя может проявится в иных формах.
        Традиционный христианский брак изобразил Н.В.Гоголь в доброй повести “Старосветские помещики”. Вспомним этих милых старичков, которых прихотью писателя застаем в последней фазе их добродетельного супружества. Они так трепетны в своем отношении друг к другу и так много и разнообразно едят. Не чуждый психологии современный читатель без труда перекинет мостик в их молодые годы и позавидует – насколько изощренной, богатой, раскованной без утраты целомудрия могла быть их интимная жизнь.
        Вообще, размышляя о высотах христианской любви, мы можем понять, почему Церковь решительно против контрацептивов. Может быть именно во-первых, потому что они некрасивы. Невозможно отдаваться таинству любви натягивая презерватив или в суете торопясь в ванную. Потому что любя, ты принимаешь человека целиком и с последствиями. Ты не в ответе, за того, в кого влюблен, но до последнего отвечаешь за того, которого любишь.
        И здесь нам открылся третий уровень понимания духовного смысла в любви – преображения человека в его приближении к Богу через другого человека. В этом мистика любви. Прорыв к своему Творцу через всецелое принятие другой личности – физически, эмоционально, разумно, духовно. И может быть, по большому счету, другого пути к Богу нет…

     

     

    Текст данной работы почти совпадает с содержанием работы "Интимность и духовность: влюбленность и Любовь".

     

    Электронный файл с сайта Епифания.

    Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.

     

     

    Последнее обновление файла: 01.07.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .