3 августа 1986 г. Мф 9:1—8
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Когда мы читаем евангельские отрывки о том, как Христос воскресил мертвого
или исцелил тело человека, мы редко задумываемся о том, что человеческое
тело означает для Самого Бога, с любовью создавшего его для вечной жизни, и что
оно должно бы означать для нас самих. Если бы наше тело не было Богу
дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и вечная наша душа, Бог не стал бы
исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых.
И когда мы задумываемся о человеческом теле, будь то в связи с вечностью или
с временной жизнью, в связи ли с земным или с небесным, мы можем поставить себе
вопрос: разве мы не получаем все наше знание о Боге или о тварном мире через
тело?
С младенчества, с самого рождения нашего мы познаем нежность и любовь
посредством нашего тела, задолго до того, как можем постичь что-либо умом. А
затем мы возрастаем в познании, мудрости, опытности; все, чем владеет наш ум,
все, что делает наши сердца такими богатыми, достигает нас через наши чувства. Апостол
Павел сказал: вера от слышания, а слышание от слова Божия
(Рим 10:17). Красоту человеческого лица и окружающего мира, всего, что
человек сумел создать прекрасного и значительного, мы воспринимаем через
зрение. И можно перечислить и дальше все наши чувства, которые, как дверь,
открываются к созерцанию красоты и смысла тварного мира, а через него — к
созерцанию вечности: вечной красоты Божией, сияющей во всем Его творении.
Вот почему с такой любовью Христос совершал исцеление тела: этими
исцелениями Бог со всей силой являет вечность воплощенного бытия. Поэтому
также, когда кто-то умирает, мы окружаем его или ее тело такой нежностью и
благоговением. Это тело сотворено Богом, в это тело Он вложил всю Свою любовь.
И больше того: Он Сам стал Человеком, Сам Живой Бог облекся в плоть и явил нам
не только, что человек так просторен, так велик, так глубок, что может
соединиться с Богом, стать участником Божественной природы, но что само тело
наше способно быть духоносным, поистине богоносным. Какое это диво!
И мы также видим, что Свою вечную жизнь Бог сообщает нам через вещество
земли: через крещальные воды, которые становятся источником вечной жизни; через
хлеб и вино, пронизанные Его Божеством, — и вот нашим телом мы приобщаемся
Самому Богу в Его Таинствах. Как дивно наше тело, и с каким благоговением мы
должны относиться к нему! Первоначально тело свято: оно призвано к вечному
общению с Богом, так же как и душа. Оно любимо Богом. Не напрасно апостол Павел
говорит: прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших (1 Кор 6:20).
Прославляйте: дайте Богу сиять через ваше тело, как Он может сиять через вашу
душу; пусть тело ваше будет таким, что соприкосновение с ним было бы
соприкосновением с Воплощением, с тайной Бога, ставшего Человеком.
Задумаемся над этим, потому что часто — о, как часто! — мы не
отдаем себе отчета о вечной красоте и величии нашего тела. И так часто мы
думаем о смерти как о мгновении, когда бессмертная душа вступает в Божественную
жизнь, а тело распадается в прах. Да, оно обращается в прах, но у него вечное
призвание: оно поистине воскреснет, как воскрес Христос. И все мы однажды
предстанем перед Богом воплощенными, с телом преображенным, как преображенное
тело Христово, с душой, обновившейся вечностью, и будем общаться с Богом в
любви, в вере и в молитве не только душой, но вместе со всем сотворенным станем
причастниками Божественной природы (2 Пет 1:4) — и душой, и
телом, когда, по обетованию Божию, как говорит Павел, Бог будет все во всем (1 Кор 15:28)
и ничто не останется вне Божественного общения, Божественной Славы.
Какое это диво! Какая дивная тайна: тело — такое как будто хрупкое,
такое временное — может первоначально принадлежать вечности и уже сияет
вечной славой во святых. Аминь!
* Публ.: «Во имя Отца и Сына и
Святого Духа», 2-е изд.
Публикация:
Антоний митр. Сурожский. О теле // Его же. Труды. – М., 2002, с. 1006-1007.
Первоначальный электронный файл из библиотеки Митрополит Антоний Сурожский.
Текст в данном оформлении: Библиотека сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.07.2011.