Просвещенные христиане знают, что Св. Дух есть третье Лицо Пресвятой Троицы, источник благодатного озарения пророков и апостолов, а равно и всякого благодатного дара, подаваемого христианам во св. таинствах, особенно же в таинстве миропомазания и священства. Надо однако признаться, что самые свойства этих благодатных даров сознаются у нас довольно смутно.
Учение о третьем Лице Пресвятой Троицы с наибольшею ясностью было раскрыто в Прощальной беседе Господа со своими учениками. Никакое предубеждение не может уничтожить той ясной истины, что под Утешителем Господь разумел не какую-нибудь безличную силу Божию, а именно живое Лицо, отличное от Него и от Бога Отца, как именно "иного Утешителя." Свойство Св. Духа, как живой личности, сказывается и в том, что хотя слово дух по-гречески среднего рода, но заменяющее его местоимение употребляется в мужском: (Ин. 16:14 и проч.). Какую же мысль заключает в себе то наименование Утешителя, с которым впервые открыт догмат во всей его ясности?
С первого взгляда может показаться, что Св. Дух будет утешать апостолов в разлуке с Иисусом Христом. Однако подобное толкование опровергается Его же словами: "лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам. И Он, пришедши, обличит мир о грехе, и о правде и о суде" (16:7-10). Утешение в потере, очевидно, не может быть ценнее самого потерянного предмета; поэтому объяснения этого имени должно искать в дальнейших словах: Св. Дух будет утешать последователей Господа в их борьбе с миром и в ненависти к ним мира. Действительно, дальнейшая речь Господа раскрывает со всею ясностью значение небесного Утешителя. В то время, как мир будет презирать проповедников Евангелия, будет ненавидеть их и преследовать (15:17-21), и даже считать угодным Богу их убиение (16:2); в это же время Утешитель, пребывающий в апостолах, будет поддерживать бодрость в их, дотоле малодушных, сердцах, наставляя их на всякую истину, напоминая и разъясняя им прежние мысли их Учителя, дотоле им непонятные, — и раскрывая им будущие судьбы мира, и обличая через них этот гордый мир в грехе неверия (16:9-14). Таким образом, взамен прежнего страха перед мирской силой и оружием, взамен скорби об уничижении их Учителя, Утешитель вложил в сердца апостолов то начало нравственного удовлетворения, которое научит их торжествовать среди гонений.
Все это так и сбылось вскоре после Пятидесятницы, когда, поруганные и опозоренные темничным заключением, апостолы вознесли к Богу восторженную молитву, "и по молитве их поколебалось место, где они были собраны и исполнились все Духа Святого и говорили Слово Божие с дерзновением" (Деян. 4:31).
В таком понимании слова Утешитель – в смысле утешителя исповедников Христовой истины, в смысле подателя нравственного удовлетворения при внешних страданиях, мы убедимся, когда отыщем, откуда Господь заимствовал это наименование в области известных тогдашним иудеям религиозно-нравственных представлений, а затем проследим действие Св. Духа в жизни апостолов и строе Церкви Христовой. При этом остановим свое внимание на том обстоятельстве, что дарование радостного терпения возможно лишь от "иного Утешителя," а не от самого Иисуса Христа.
Уничижение, в котором всегда пребывает на земле дело Христово и делатели Его, постоянно будет искушать последних тем унылым сомнением, в котором коснели ученики Его, не хотевшие еще верить вести о Его воскресении и говорившие о Нем: "а мы надеялись было, что Он есть Тот, который должен избавить Израиля" (Лк. 24:21). Правда, ученики не решались назвать Иисуса обманщиком, но готовы были счесть Его за самообольщенного человека, как смотрят на Него нынешние иудеи. Посему-то нужен иной Свидетель, идущий вслед Христу, как Предтеча шел впереди Его – свидетельствующий об Иисусе (Ин. 15:26), что Он восшел ко Отцу, а князь мира сего осужден (16:11). С этим Утешителем апостолам во время их проповеди было лучше, чем с самим Иисусом Христом, ибо просветленные Его небесным учением и свидетельством об Иисусе, они становятся к Нему ближе, чем были при жизни, когда не могли вмещать Его слов, которые теперь Дух Святой напоминает и изъясняет им (16:12-13), так что они не боятся креста, но даже хвалятся им (Гал. 6:14). "Иисус, дабы освятить людей кровию Своею, пострадал вне врат. Итак, — в заключение призывает один из апостолов, — выйдем к Нему за стан, нося Его поругание" (Евр. 13:12-13), т.е. ради Него выйдем из охраняемых миром законов общежития в состояние позорных отверженников, не боясь последнего, так как его переживал и Сам Христос.
Как приблизить нашему непосредственному разумению такое действие "иного Утешителя"? – Думается, что многие испытывали нечто подобное в своих страданиях за правду. Когда за совершенно правое и святое дело приходится принимать уничижение и ненависть, иногда даже со стороны людей уважаемых и дорогих, тогда душа наша впадает в темное и беспросветное состояние. Бог Промыслитель, допустивший это, тогда нам кажется тоже карателем, а не Покровителем; состояние бывает близкое к отчаянию. Но вот встречается нам, в качестве утешителя, хотя бы простой человек, но чистый и убежденный, исполненный радостного одушевления. Тогда точно огонь возгорается в нашем сердце, и внезапно те самые обстоятельства, которые подавляли нас горем, теперь начинают воодушевлять героическим восторгом: такова сила утешителя! В истории страданий святых мучеников подобные явления происходили весьма часто. Для крепости их нужны были иные утешители, когда самый путь креста Христова подвергался искусительному испытанию в истомленной душе: нужен был внешний свидетель и утешитель, как тот Ангел, который укреплял Иисуса Христа в Гефсимании. Таковы утешители – люди и ангелы, а еще сильнее Утешитель – Дух Святой для страдальцев за Христа. Очевидно, что таким утешителем не может быть действующая в страдальцах вера Христова, а удостоверяющий в самом ее действии в те часы скорбей особый, равный Христу, Утешитель иной, не меньший, чем Сам Христос, Божественный, не тождественный с испытывающим Отцом и как бы испытуемым Сыном. Вот в чем и заключается высокое значение даров Св. Духа, Который, подавая исповедникам Христовой истины сверхъестественную радость в скорбях и внутреннюю духовную победу над торжествующею извне неправдою мира, является увенчивающим подвиги святых, как Бог, и потому называется не иначе, как именно Духом Святым.
Теперь проверим такое значение этой истины через Ветхий и Новый Завет и жизнь Св. Церкви. Господь называет Св. Духа Утешителем в смысле источника нравственного удовлетворения страдальцев. Такое понятие не чуждо было священным книгам Ветхого Завета, согласно которым располагались нравственные понятия Его слушателей и из которых черпались все богословские определения Евангелия от Иоанна, например: слово, жизнь, путь, истина, благодать, свет и пр.
Имеется ли в Ветхом Завете понятие утешение, утешитель, в смысле нравственного удовлетворения? – Имеется, и именно в совершенно тождественной связи идей, как и в Прощальной речи Спасителя. "Видел я, говорит Экклезиаст, всякие утешения, какие делают под солнцем, и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли" (4:1-2). Ужасны, по слову Экклезиаста, не столько самые страдания, сколько отсутствие при них утешения, осмысления их. Слово утешитель обозначается в греч. Библии тем выражением, как и утешитель Нового Завета, параклит, еврейским менахем, от глагола нахам. Глагол этот именно обозначает удовлетворение, например, в словах Господних у прор. Исайи: "о, Я удовлетворю Себя над противниками Моими" (1:24). От этого же глагола произведено название Ноя, этого преимущественного носителя благодати и праведности (Быт. 6:8) в допотопное время и обличителя греховного мира. Когда он родился, то отец его "нарек имя ему Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Бог" (Быт. 5:29). Равно и в других местах Ветхого Завета это слово обозначает примирение со страданиями, внутреннее удовлетворение, т.е. успокоение добрых или обличение злых. Поэтому и Нафана обличителя евреи называют менахем. Такого-то утешителя скорбящих и ожидал Экклезиаст, и, не находя его, признал всякое доброе начинание человека бессильным и бесплодным, так как кривое не может сделаться прямым (1:15), а всякий труд и всякий успех производит только зависть (4:4), и на земле одна участь бывает и праведному, и нечестивому, доброму и злому (9:2).
Если же участь праведных и грешных одна, и даже праведным скорее предлежит крест и гонения, нежели беззаконникам, то что тогда может удержать их от греха уныния? – Удержит именно тот Утешитель, Который еще не был открыт Экклезиасту, но был ниспослан от Отца Господом Иисусом Христом, так что победоносная радость в скорбях, стойкость в распространении веры Христовой продолжали называться у христиан утешением Св. Духа, как сказано в Деяниях: "церкви... при утешении от Св. Духа умножались" (9:31). Самое слово утешение, утешаться во всем Новом Завете обозначало именно внутреннее удовлетворение (напр. Матф. 5:4; Лк. 6:24; 16:25), и при том преимущественно в смысле утешения в скорбях, претерпеваемых за дело Божие в борьбе с миром или с самим собой (Деян. 20:1-2; Рим. 15:4; 1 Кор. 4:13; 2 Кор. 1:4 и 7:7-13; 1 Сол. 3:2 и 2 Сол. 2:16).
Это святое, только христианам доступное настроение, было, есть и будет даром Утешителя Св. Духа. Дары эти разнообразны, по смыслу Св. Писания, но все они имеют целью духовное совершенство. Прежде всего, усвоение Св. Духа верующими изменяет их в нового человека: "Я крещу вас в воде, в покаяние, – говорил св. Предтеча, – но идущий за мною сильнее меня; я недостоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3:11). Это второе крещение совершилось в день Пятидесятницы после вознесения Христова, сказавшего апостолам: "Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым" (Деян. 1:5). Всякий знает, насколько изменились апостолы после этого дивного одухотворения.
В послании к Коринфянам перечислены те духовные совершенства, которые сообщаются через усвоение Св. Духа: дар мудрости, веры, исцеления, пророчества и прочее (1 Кор. 12:8-11). В других изречениях Нового Завета об этих дарах говорится отдельно. Так прежде всего Дух Св. проясняет совесть человека, дает ей высшую и непререкаемую уверенность в своих показаниях: "Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом," – пишет апостол Павел. Вот почему, по слову ап. Петра, Св. Дух вселяется с особенной силой в тех, кто ради послушания совести терпит скорби: "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий, почивает на вас. Теми он хулится, а вами прославляется" (1 Петр. 4:14). Если кого влекут на допрос за Христову истину, то Св. Дух отвечает за такого праведника на суде: "не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас," предупреждает Господь своих апостолов (Мф. 10:20), и действительно, когда члены нескольких синагог вступили в спор со Стефаном, то "не могли противостоять мудрости и Духу, которыми он говорил" (Деян. 6:10). Напротив, грех против Св. Духа есть то сознательное отвержение свидетельства совести, которое поэтому и не может проститься человеку, что он пребывает в добровольном ожесточении. Как просветитель нашей совести, усваивающий нам пренебрежение к опасностям Св. Дух есть и для нас самих и для внешних всегдашний Свидетель истинности пути Христова, Свидетель Его Божества, как и обещал Господь в Прощальной беседе. Обещание это сбылось очень скоро, ибо через несколько недель апостолы говорили на суде: "свидетели Ему (т.е. Христу) в сем мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему" (Деян. 5:32). Сей Св. Дух уверяет нас в том, что Христос в нас пребывает (1 Ин. 3:24) и что мы дети Божии (Рим. 8:16). Посему Он не только вселяет в нас терпение, но и надежду с любовью (Рим. 5:5), а любовь эта вселяет в нас постоянную радость во Св. Духе (Рим. 14:17). Но такая радость вовсе не есть бесплодный пиэтический восторг, а любовь ко всем, почему и общение христиан, по слову апостола, было общением Св. Духа (2 Кор. 13:13). Как говорит апостол Павел, блюстителей стада Христова ставит именно Св. Дух пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20:28). Христос Спаситель изобразил этот дар учительства, как дар восторга и любви в следующих словах: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой". Апостол Иоанн поясняет, что "сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие во имя Его, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен" (Ин. 7:38-39).
Сохранила ли Церковь такое возвышенное учение о деятельности Св. Духа, о Его дарах? – Не могла она не сохранить уже потому, что ее богослужебные молитвы составлены, как мозаика, из слов Св. Писания. Возьмите службу на день Св. Троицы, возьмите третьи воскресные антифоны на восемь гласов, и вы найдете в них именно те мысли о Св. Духе, которые мы излагали. Или рассмотрите церковные молитвы при совершении священнодействий, в которых преимущественно подается благодать Св. Духа, т.е. при совершении Таинств; или даже разберите содержание молитвы ко Св. Духу, Царю Небесному, с которой добрый сын Церкви начинает каждое дело – и вы увидите, что везде здесь мысль о нравственной чистоте, о ясности совести, о единении с Богом и Иисусом Христом, об общении в любви со всеми.
Превратное, чуждое нравственного очищения, учение о благодати, присущее хлыстам и другим сектантам, понуждает их удаляться от Церкви и ненавидеть её, как тьма ненавидит свет. Несколько внешнее, механическое представление облагодатствования человека свойственно протестантским и католическим богословам, но, слава Богу, оно никак не может привиться к религиозной практике православных, хотя и силится оказать влияние на учебную литературу. Православное богослужение с такой силой проникнуто учением о вере, чистоте сердца, искренности и смирении, как главных условиях нашего приближения к Богу, что никакое внешнее влияние не способно заглушить просветленную ими совесть православных христиан.
Но скажут: наша православная вера свята по своему учению, но какова она в сознании её теперешних носителей? – Если мы снова обратимся к практике, то увидим, что православные люди никогда не теряют сознания, что Бог требует от них прежде всего святости, что все дары Св. Духа суть дары внутреннего освящения. Это стремление к духовной чистоте, это постоянное сокрушение о своей греховной нечистоте есть не только основное настроение нашей веры, но и нашего верующего общества и верующего народа. Благочестие он понимает, как самоотверженный и даже страдальческий подвиг за Христову истину, тот подвиг, в котором утверждает христиан Св. Дух. Ему да будет слава со Отцом и Сыном во веки.
Издание:
Антоний (Храповицкий) митр. Нравственное содержание догмата о Св. Духе // Миссионерский Листок. 2005, № 111а (интернет-издание).
Первоначальный файл с сайта fatheralexander.org.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 01.09.2013.