"Прииде пост, матерь целомудрия,
обличитель грехов, проповедник покаяния,
жительство Ангелов и спасение человеков.
(Стихира на стиховне на утрени понедельника 1-ой седмицы Великого поста).
Вновь, дорогие отцы, братья и сестры, Господь подарил всем нам возможность вступить в особое время обновления наших сердец и всей жизни, взойти по лествице Великого поста к Свету Вечной Пасхи – Христову Воскресению.
Сегодня нам надлежит войти в необыкновенный мир, где мы сможем пережить и получить ни с чем не сравнимый опыт свободы: освободиться от оков неправды, скинуть бремя зависимости от страстей, разорвать цепи неразумения и греха, а ощутив начатки подлинной свободы человека, учиться дальше жить так, чтобы не зависеть в этой жизни ни от чего и сохранять в своем сердце мир Христов, подчиняя свою несовершенную волю всеблагой, всесовершенной и спасительной воле Бога о нас.
Пост – это не время страданий и мучительных ограничений, как пытаются его нередко представить те, кто не познал его богатства.
Посильное следование посту Христа (Мф 4:2) и послушание Господу, призвавшему Своих учеников к молитве и посту (Мф 6:16-18; 9:15; Мк 9:29; Деян 13:2-3; 14:23) приносят в наш внутренний мир бескорыстную радость, легкость и торжество духа над смиряемой плотью.
Для нас, христиан, пост всегда связан с особыми событиями в нашей жизни либо в жизни окружающих нас людей. В период Святой Четыредесятницы многие люди пытаются отойти от безумной гонки со временем, часто в корне меняют свою жизнь, в которой происходит непостижимое открытие присутствия Бога и познание Его Божественной любви. Нам, священнослужителям, нередко доводится быть свидетелями этого чуда – перерождения, внезапного изменения человека. К этому невозможно привыкнуть. Всякий раз оно – как новое творение, как неизреченная тайна. И все же ты видишь её. Каждый раз, пораженный и изумленный тем, как новые Савлы становятся Павлами, а явные грешники вдруг сбрасывают с себя неподъемный груз накопленных за жизнь пороков, начинаешь сам видеть в их покаянии пример подлинного сыновства и доверия Отцу Небесному, а себя исправлять, чтобы быть примером и для других – примером того, как Бог может действовать в жизни человека.
Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы полагаем начало великопостному поприщу. Вступить на путь познания своего подлинного состояния, исследования глубины своей веры и поиска честного ответа на вопрос: "А чем я на самом деле живу?" Церковь велит нам, начав с прощения.
Прощение говорит нам о том, что грешник – это человек, а не воплощение греха, и человек вовсе не сводится к сумме совершенных им поступков, пусть даже и злых. Прощение – это признак человечности и движущая сила становления человека. В сегодняшний вечер прощению вовсе не должно предшествовать раскаяние. Мы должны сами покаяться в своей неправоте и просить прощения, именно своим личным прощением предварить звучащее из уст ближнего: "Прости".
Притча о блудном сыне показала нам, что к покаянию ушедший на сторону далече пришел лишь в момент осознания, сколь велика любовь его отца, не прекращавшего его любить, вопреки сыновнему отчуждению. То, что сын воспринял как прощение, в действительности было ни что иное, как любовь, не способная на измену. К этой заведомо прощающей любви Церковь призывает нас в сегодняшний вечер Прощеного воскресения.
Прощение не может быть законом. Прощение является безграничной возможностью, предоставленной вере и свободной воле каждого человека. Мы не вправе навязать прощение, как закон, другим. Прощение возможно лишь там, где есть подлинная свобода и Христова любовь.
С благодарностью Богу, вновь получив возможность попросить прощения у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, за нанесенные сердцам вашим раны и обиды, за все то, чем мог вызвать у вас непонимание и нарушить ваш внутренний мир, прошу простить меня и укрепить вашими молитвами, вдохновить вашей жизнью во Христе и принять моё земное поклонение за допущенные мною неправоту и ошибки.
Вас же всех наш Небесный Отец, ниспославший, как дар, прощение человечеству – Своего Единородного Сына, да простит и благословит на предстоящий Великий пост".
Первоначальный файл с сайта spbda.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.05.2013.