Для всякого здравомыслящего человека сегодня ясно, что проблема алкоголизма в России существует. Но не каждому, не всегда и не в полной мере ясен масштаб этой беды. И ещё в большей мере неочевидны внутренние корни, скрытые причины этой болезни. Только осознав масштаб и причины российского алкоголизма, прочувствовав и осмыслив историю его появления, мы сможем эффективно противостоять этому недугу.
В древней Руси, вопреки распространённому мнению, пьянство не было характерным явлением общественной жизни. Пили в основном мёд – слабоалкогольный напиток. Пьяницы существовали, но это было редкое, маргинальное явление. Многовековой уклад трудовых будней и праздников простого русского человека делал его жизнь осмысленной, человек ощущал себя членом социума, тружеником. Глубокое укоренение в Церкви Христовой придавало этому социальному статусу человека духовную глубину и смысл. Ценность созидательного труда как основы жизни, в корне своём имеющая глубокую духовную основу, являлась для русского человека того времени стойким противоядием суррогатной ценности алкоголя, уводящей человека от реальной действительности в мир грёз, уводящей от ответственности за окружающий его мир.
Дорожа истинной ценностью своего христианского мира, своей общины, своего труда, человек не был склонен променять её на сомнительное "счастье" алкоголя. И дело тут было не в благосостоянии человека, но в некоей внутренней гармонии – в том сложном комплексе бытия целого государства, который, питаясь созидательными идеалами христианства, простирался до самых крайних и внешних пределов жизни общества и человека. Известное выражение "Святая Русь" во многом выражает и отражает это состояние общества Древней Руси – сообщества, хотя и не святых, но стремящихся к идеалу святости граждан. Жизнь христианскими идеалами в общем и целом определяла уклад и быт русского человека, в том числе и его отношение к алкоголю.
Такое состояние российского общества имело место не только в глубокой древности. Ещё в начале XIX века российское общество считалось одним из самых трезвых в цивилизованном мире того времени. Этот факт подтверждает, например, то, что в русской литературе XVIII – начала XIX века, не говоря о более древних произведениях, не ставится и не предлагается к осмыслению проблема пьянства, чего нельзя сказать о более позднем периоде русской литературы.
В литературе духовного содержания вплоть до середины XIX века недуг пьянства обличается как грех, но и здесь он рассматривается только как болезнь отдельного человека, но не общества. Таково было состояние дел вплоть до середины XIX века, и только в последующий период жизни российского общества становятся видны зародыши будущей проблемы общественного масштаба – тотального пьянства. Так, уже в 1859 году мы находим особое предписание Синода Русской Православной Церкви к священнослужителям, которое формулирует эту проблему, но на тот момент ещё не ставит вопрос об общественных, организованных путях её решения.
Ситуация стала быстро меняться в последней четверти XIX века. Именно в это время начинает распадаться внутренняя гармония российского общества как цельного христианского мира. Русский человек постепенно отходит от Бога, и как следствие этого, изменяется, нарушается и разрушается весь ценностный уклад человеческой жизни. На смену ценности созидательного человеческого труда приходит суррогатная "ценность" разрушительного передела мира.Трезвое участие в созидании этого мира сменяется уходом в иллюзию свободы и независимости от всех норм.
Алкоголизм становится неизбежен как следствие тех глубоких процессов, которые произошли в российском обществе в конце XIX – начале XX веков; процессов, духовных в своей основе, а затем социальных, а затем охвативших бытовой уровень человеческой жизни. Известные слова апостола Павла "пьяницы... Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:10) выражают эту страшную правду, указывают на глубокую связь между болезненным стремлением к алкогольному наслаждению и духовной жизнью человека.
Поворотным моментом в русской истории явилось убийство императора Александра II в 1881 году. Ответом на это событие стала организация в том же году "Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви". Именно в этом обществе были сделаны первые шаги по организованной борьбе с недугом пьянства, к тому времени охватившего занчительную часть русского народа и заявившего себя самостоятельной и разрушительной силою. Вдохновителем создания этого общества стал святой Иоанн Кронштадтский, а его руководителем, вплоть до 1918 года, – его друг и сподвижник, священномученик Философ Орнатский.
Святой Иоанн Кронштадтский неустанно подчёркивал внутреннюю связь порока пьянства с теми разрушительными, деструктивными процессами, которые происходили в российском обществе. О значении организованного им общества он говорил, что оно "существует и ведёт свою просветительскую деятелность вследствии густо объявшей значительную часть народа русского тьмы страстей и пагубных пороков, неверия... неповиновения Церкви и властям".
В 1889 году впервые в истории Русской Церкви Синод призвал духовенство к огранизованной борьбе с приобретшей опасный размах болезнью алкоголизма, призвал учреждать общества трезвости, приходские попечительства, братства и другие подобные учреждения. Именно к этому времени, к концу XIX – началу XX века, алкоголизм представлял укоренившееся в нашей стране явление. И именно Церковь стала инициатором последовательной борьбы с этим общественным недугом в недрах самого общества. Первой такой общественной организацией явилось возникшее в 1898 году по благословению и при непосредственном участии святых Философа Орнатского и Иоанна Кронштадтского "Санкт-Петербургское Александро-Невское общество трезвости".
Его создателем и руководителем стал священник Александр Рождественский – человек, внёсший огромный вклад в дело борьбы с алкоголизмом, разработавший эффективные методики его лечения, положивший всю свою жизнь служению этому делу. Александро-Невское общество впоследствии стало крупнейшим центром общественной трезвости и координатором всех многочисленных антиалкогольных обществ на территории России.
В последующие годы антиалкогольное общественно-церковное движение в России активно расширялось, пропорционально той угрозе, которую таил внутренний распад общества, сопровождаемый ростом пьянства и других самых низких страстей человеческой природы. Только одно Александро-Невское общество трезвости к 1905 году насчитывало 10 отделений в Санкт-Петербурге и пригородах, и более 70 тысяч своих членов по всей России! Аналогичные общества создавались во множестве губернских и уездных российских городов.
Замечательны слова одного из членов комитета Александро-Невского общества трезвости: "мы прежде других поняли, что народное пьянство занимает первое место среди других тёмных сил, которые разлагают великий дух народный, ослабляют волю народа и, наконец, расхищают и истощают жизнь, делают её пустыней, где чахнет всякое творчество... видя как с каждым годом всё в более и более непроницаемую тучу бедствий сгущается народное пьянство, как оно, точно ржавчина, гложет и поедает организм народный, постепенно подготовляя в нём перерождение государственных тканей, как оно губит и убивает душу нации, закрывая её от животворящего действия лучей евангельской правды".
Но антиалкогольное движение того времени не ограничивалось одними церковными организациями. В 1899 году, на следующий год после создания Александро-Невского общества трезвости, статский советник С. П. фон. Глазенап в Луге создаёт светскую организацию – "Лужский уездный комитет народной трезвости". С этого момента начинается активное сотрудничество церковных и светских антиалкогольных обществ, распространившееся затем по всей России.
Деятельностью обществ трезвости сотни тысяч людей были спасены от губительного недуга пьянства! Но процесс широкого народного и церковного движения за трезвость был трагически прерван и полностью прекратил своё существование. После 1917 года все многочисленные общества трезвости были принудительно закрыты новой властью.
Тотальное уничтожение обществ трезвости явилось свидетельством неприятия тех методов борьбы с этим недугом, которые смотрели в духовный корень болезни, возвращали человека к созидательной общественной жизни, останавливали деструктивные и разрушительные процессы человеческого сознания. Показательно, что священномученик Владимир Богоявленский, один из выдающихся деятелей антиалкогольного движения начала XX века, трудами которого был созван первый под кровом Церкви "Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом", был убит пьяными солдатами через несколько месяцев после последней русской революции.
Сегодня известно, что все русские революции, особенно последняя из них, были тесно связаны с алкоголем. Образ пьяного солдата, пьяного матроса – один из главных типажей большинства мемуаров очевидцев и множества литературных произведений того времени и тех событий. Впервые в российской истории образ пьяного человека приобретает такой размах и такое значение.
В последующие годы алкоголизм уверенно продолжил свой рост, за минувшие сто лет превзойдя дореволюционный уровень в 5 раз!
И теперь мы видим: несмотря на то, что антиалкогольным обществам начала XX века не хватило сил предотвратить катастрофу, они сделали огромное дело. Они накопили и передали нам, нашему поколению, опыт организованной борьбы с болезнью пьянства, передали эстафету своего дела. И сейчас, когда проблема алкоголизма в России приобрела многократно больший масштаб, когда время показало бессилие тех методов борьбы с пьянством, которые не учитывают его важнейшую, духовную составляющую, мы должны вспомнить этот бесценный опыт, прежде всего, духовной борьбы и с его помощью сделать всё возможное для нашей победы.
Этот, проверенный временем, опыт обществ трезвости представляет собой взаимосвязанный комплекс методик, который включает в себя следующие основные направления деятельности:
1). Усилия, направленные на развития целостного отношения человека к своей личности. В рамках этого направления проводились специальные тренинги по выявлению истинных жизненных ценностей. Были разработаны программы-противопоставления истинных и ложных ценностей, в ходе которых целью ставилось пробуждение в человеке веры в жизнь, показ ему светлых сторон жизни, в том числе в скорбях и несчастьях.
2). Воспитание вкуса к созидательной стороне общественной жизни, возгревание образа культуры в душе человека. В рамках этого направления проходили организованные чтения биографий людей – известных творческих личностей, деятелей науки и культуры, сопоставление своей жизни и их, вдохновление примерами их жизни. Особое внимание уделялось изучению истории Отечества, возгреванию любви к своей стране и её культуре. Проводились тренинги, развивающие интеллектуальное мышление человека. Уделялось внимание совершенствованию профессионального мастерства. Даже проводились специальные исследовательские экспедиции – этнографические, культурологические и т. п.
Осуществлялось активное участие общества трезвости в делах благотворительности и общественной жизни.
3). Особое внимание уделялось тому, чтобы дать почувствовать трезвеннику силу воодушевления множества людей одной идеей, одним стремлением. В рамках этого направления было важным совместное общение, проводились чаепития, встречи, пастырские беседы. Организовывались круглые столы, дебаты, дискуссии, литературные вечера, концерты. Осуществлялось проведение торжеств, крестных ходов, совместных паломничеств.
4). Важной задачей было также популярное и ненавязчивое разъяснение губительного действия пьянства на организм человека. Организовывали показы юмористических картин, сцен о воздействии на человека алкоголя. Особенное значение уделялось художественному изображению вреда пьянства, его действия на душу человека; была создана даже специальная форма занимательных рассказов, посвящённых этой тематике.
5). Раскрытие греховной сути пьянства. Возгревание любви к церковной жизни, к духовным и нравственным ценностям. Особенное значение и нравственная сила воздействия на человека полагались в личном примере трезвой во всех отношениях жизни – священника, наставника, всякого члена общества, преодолевшего алкогольную зависимость.
6). Практика так называемых малых обетов, когда зависимым от алкоголя человеком давались обеты трезвости на небольшие сроки. Предполагалась терпеливая работа с человеком; делалась ставка на его собственное свободное желание исцеления. Уважение к человеческой личности полагалось залогом успеха всего дела трезвости и на практике действительно приносило многий плод, будучи соединено с другими принципами и направлениями антиалкогольной работы.
7). Широкая общественно-просветительская деятельность обществ трезвости. Издательство газет и журналов. Лекции медиков о трезвости и здоровье в школах и на заводах.
8). Особым направлением антиалкогольной работы было воспитание детей алкоголиков с иммунитетом к пьянству. Действовали детские загородные лагеря, где через беседы, игры, театральные представления, встречи со священником, в души детей вселялась любовь к трезвому образу жизни.
Таков далеко не полный перечень деятельности дореволюционного трезвенного движения, и эта программа в значительной мере востребована и осуществлена в наши дни.
Сегодня, после долгих лет вынужденного молчания, Русская Православная Церковь вновь возглавляет антиалкогольное движение российского общества. Возрождены многие общества трезвости – часть того наследия, которое оставили нам прежние поколения; они идут по стопам своих предшественников, хотя масштаб их деятельности пока что далёк от небывалого размаха дореволюционного трезвенного движения. На базе монастырей и храмов созданы десятки реабилитационных центров, в которых медицинская помощь больному человеку соединяется с активным вовлечением его в церковную и общественную жизнь, где человек получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества, обрести утраченный смысл жизни, почувствовать вкус творческого, созидательного труда.
Работают епархиальные отделы по противодействию наркомании и алкоголизму, которые координируют работу обществ, центров и всех церковных антиалкогольных учреждений. Церковная проповедь, специальные печатные издания, даже занимательное направление в литературе – вооружились против общей беды нашего народа.
Тот комплекс мер борьбы с алкоголизмом, который был разработан обществами трезвости конца XIX – начала XX века, уникален, прежде всего, тем, что предполагает консолидацию всех здоровых сил общества, всех его институтов. Сегодня, когда наметились концептуальные сдвиги общественного сознания в отношении проблемы алкоголизма, общество, впервые после почти столетнего перерыва, во-многом готово к такому пониманию, такой постановке вопроса.
И заслуга Церкви в этих переменах имеет решающее значение. Видимым результатом этого процесса стало учреждение в марте сего года Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, образованного по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Другой важный шаг Церковно-общественных антиалкогольных инициатив связан с работой XIII Всемирного Русского Народного Собора, проходившего в мае сего года и поставившего алкогольную угрозу в России одним из программных вопросов своей деятельности.
Важное значение имеет проект "Общее дело", в рамках которого осуществляется показ на телевидении фильмов, действенно раскрывающих перед человеческим сознанием губительную суть пьянства. Само название этого проекта символично, оно отражает те позитивные перемены, которые произошли и происходят в общественном сознании в наши дни.
Благодаря этой деятельности всё большее и большее число русских людей осознаёт ту простую истину, что алкоголизм – сила деструктивная во многих планах человеческого бытия, сила, противостоящая Церкви, государству, обществу, самому человеку. Алкоголизация молодого поколения способна не только отторгнуть его от Бога, но и сделать жизнь государства мучительным существованием, способна разрушить общество и все социальные институты, погубить миллионы человеческих жизней.
Церковно-общественному антиалкогольному движению сегодня только предстоит дорасти до уровня и масштаба трезвенного движения начала XX века, во главе которого стояли святые Русской Церкви – Иоанн Кронштадтский, Философ Орнатский, Александр Рождественский, Владимир Богоявленский и многие другие. Но и то, что сейчас сделано, – громадный шаг на этом необходимом и спасительном пути для всего российского общества.
Первоначальный файл с сайта spbda.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.05.2013.