Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Великий покаянный канон Андрея Критского – это и образец молитвы и вместе с тем очень глубокая проповедь, восхищающая образами, знанием человеческой души, изобилующая изящными поэтическими узорами. Любое иное слово на фоне Великого канона тускнеет, но покаянные слова преподобного Андрея побуждают к рассуждению, так необходимому всякому христианину и особенно священнослужителю, настоящему или будущему. Ведь без знания основ жизни духовной христианин может наделать немало ошибок, а священник принести вреда больше, чем недоучившийся или купивший диплом врач.
Сегодняшняя часть покаянного канона начиналась с таких слов: "Превзойдя Каиново убийство, я по сознательному соизволению, через оживление плоти, сделался убийцей души, вооружившись против нее злыми моими деяниями". Убийство Каином Авеля уже в веках стало образом страшного преступления братоубийства. Мы же, почти ежедневно, совершаем более страшное убийство: умерщвляем свою душу, в безрассудстве вооружаясь против самих же себя. Когда мы делаем этот шаг, закрывая свое сердце от света всепрощающей Божественной любви, тогда мы лишаем себя дара прощения и исцеления, ибо в злохудожную душу не внидет Господь. Когда мы предаем любовь к Богу, оставляем, как говорит тайнозритель Иоанн Богослов, первую любовь и заменяем ее ложной любовью к миру, который "есть похоть плоти, похоть очей и гордость житейская", мы исторгаем из своей жизни любовь Отчую, и она, не нарушает нашу волю, уходит от нас.
"Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин 2:15), – эти слова говорит человек, которого через века христиане называют апостолом любви. "Худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор 15:33) и "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста и на седалище губителей не седе" (Пс 1:1).
Однажды к авве Макарию пришли из Александрии семь братьев, чтобы испытать его, и спросили: "Скажи, отче, как нам спастись?" Старец вздохнул и сказал: "Братья, каждый из нас знает, как спастись, но мы не хотим быть спасенными". "Мы очень хотим спастись! – возразили александрийские братья, – но нам не дают покоя лукавые помыслы. Что же нам делать?" И старец им ответил: "Если вы монахи, зачем вращаетесь среди мирян и сближаетесь с мирянами? Отрекшиеся от мира и носящие святую монашескую одежду, но при этом остающиеся среди мирян, обманывают сами себя. Кто постоянно ходит к мирянам без всякой необходимости, а так, для времяпрепровождения, тот в сущности и не монах вовсе", – закончил свой ответ авва Макарий.
Кажется, эти слова относятся только к монахам. Но в отношении к миру, лежащему во зле, к миру, как к совокупности страстей и явному носителю пороков, любой христианин в каком-то смысле инок, взятый в удел Божий, получивший царственное священство. Любой христианин в этом мире – человек совсем иной жизни, нежели та, которую предлагает мир. Слова апостола Иакова относятся не к монахам только, но ко всем христианам: "Кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу" (Иак 4:4). Но ведь, братья и сестры, так часто и бывает. И вместо того чтобы улавливать души людей в евангельские сети любви, чистоты, правды, мы сами попадаем в тенеты дьявола, которые он раскидывает везде, и особенно в среде людей нечестивых, являющихся носителями и распространителями греховной заразы. И потому именно о нас еще одни слова святого Андрея Критского: "Я подражал необузданно поступившим современникам Ноя, унаследовав их жребий – потопление потопом".
Один из патериков приводит поучение святого Ефрема. Как-то два человека оделись понаряднее и в таком виде пошли на рынок. Один нечаянно споткнулся, упал в грязь и испачкал все свое роскошное платье. От зависти он тут же стал толкать и товарища в грязь, чтобы не одному было позорно. Так поступают многие: сами отпадут от добродетели и стараются других потянуть за собой, чтобы позориться не в одиночку. При этом они говорят смиренно, с елейным видом, лишь бы любыми способами совратить тех, кто им доверился. Они не только не стыдятся вести себя в скверне, но откровенно говорят ближнему: "Ну и что тут такого? Все мы грешники, с кем не бывает. Такова жизнь, не согрешишь – не покаешься". "Отвергайся таких людей, возлюбленный, чтобы они не соблазнили тебя сладкими словесами и не увлекли в вечный огонь," – заключает святой Ефрем.
"Глупый и неразумный друг, – поучает авва Исаак, – источник всякого вреда, а беседа людей разумных – сладостный родник. Сидеть рядом с неразумным – гибель для сердца".
Авва Агафон говорил: "Даже если я очень люблю кого-нибудь, но пойму, что он вводит меня в грех, то отсекаю его от себя. Нужно бежать от всех делающих беззаконие. Ведь когда мы отвергаем творящих беззаконие, то проявляем свою любовь к Богу, и Он дарует нам мужество", – утверждает святой авва. Только дружба, основанная на добродетели в высоких целях духа, общих идеалах и высоких устремлениях, изобилует жизнью. Дружба же, основанная на пороке, корысти и общих темных делах, приводит к разочарованию, крушению и может обернуться самой настоящей смертью души. Посему дорогие братья и сестры, извлекая один из уроков, который дает нам Великий пост и преподобный Андрей в своих словах великопостного покаянного канона, будем стремиться искать сообщества добрых людей, а от злых уклоняться. Пусть наставления св. Андрея Критского, побуждающие нас к рассуждению, о целеполагании на пути нашего духовного совершенства произведут в нас хотя бы небольшое изменение, о котором так замечательно сказано в Книге Притч: "Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее" (Притч 9:9). А мы, завершая благословенный вечер вторника первой седмицы Великого поста, проведенный в совместной молитве, заключительные слова обратим к своей душе и скажем ей вместе с преподобным Андреем: "Избегай, душа моя, воспламенения греха, избегай пламени всякого безрассудного стремления". Аминь.
Первоначальный файл с сайта spbda.ru.
Текст в данном оформлении из Библиотеки христианской психологии и антропологии.
Последнее обновление файла: 15.05.2013.