. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Александр (Милеант) еп. Таинство Покаяния. Лекарство для больной души (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Александр (Милеант) еп.

    Таинство Покаяния.
    Лекарство для больной души

     

    Содержание

    Причина внутреннего разлада.

    Заглянем в себя.

    Значение и сила таинства покаяния.

    Пособие к исповеди.

    Молитвы таинства исповеди в русском переводе.

    Примечания.

     

     


     

     

    Причина внутреннего разлада

    Самым прискорбным жизненным парадоксом является то, что мы все инстинктивно стремимся к счастью, и в то же время мы все несчастны в той или иной мере. Философия бессильна удовлетворительно объяснить причины этого противоречия. Христианская же вера объясняет, что причина скорбных чувств и неудовлетворенности, и, вообще, мрачного настроения гнездится в самом человеке и происходит от греховной испорченности его природы. Грех – это болезнь души. Все люди рождаются с природой, нравственно поврежденной. Оставленный в небрежении, грех усиливается в человеке и все больше порабощает его. По мере того, как грех усиливается, он омрачает ум человека, вносит какую-то горечь и беспокойство в его настроение, возбуждает недобрые мысли и чувства, толкает человека на поступки, которые он не хочет делать, и обессиливает его волю к нравственно доброму образу жизни.

    Все люди в большей или меньшей мере нравственно повреждены, хотя и не все сознают это. Христианская вера учит, что Господь Иисус Христос пришел в мир именно для того, чтобы уничтожить грех в человеке и вернуть ему утраченное духовное здравие и чувство блаженства. Однако, уничтожение греха в человеке не может произойти внезапно и механически: необходимо участие самого человека в истреблении греха в себе. Грех вплелся в его подсознание, захватил все тайники его души. Поэтому неизбежна внутренняя борьба, подвиг исправления себя с устремлением воли к добру. Благодать же Христова направляет человека и помогает ему достигать духовного выздоровления.

    Именно в том и заключается великое преимущество христианской веры над прочими религиями и различными религиозно-философскими учениями, что только она дает человеку силы и средства бороться с грехом и достигать нравственной чистоты. Первым поворотным моментом в деле духовного выздоровления является таинство крещения, в котором верующий человек получает прощение грехов и духовные силы для праведной жизни. Однако, предрасположение к греху еще не полностью уничтожено. Проходит какое-то время, и человек по своей беспечности, неопытности и вследствие различных соблазнов начинает снова грешить. Уничтоженный было грех, подобно оставшимся после операции раковым клеткам, начинает снова распространяться, крепнуть и силится совсем завладеть волей человека. Человек снова оказывается нравственно больным и, следовательно, несчастным и огорченным.

    В этой трудной и упорной борьбе с грехом на помощь христианину приходят таинства исповеди и причащения. В таинстве исповеди кающийся христианин в присутствии духовника обнажает перед Богом свою больную душу и впускает в нее божественный свет для ее очищения и врачевания. В этом таинстве, как и в крещении, сокрыта великая возрождающая сила крестных страданий Богочеловека Христа. Поэтому после таинства исповеди искренне покаявшийся человек выходит очищенным и обновленным, как вновь крещенный младенец. Он получает новые силы для борьбы со злом в себе и для праведной жизни.

    Чтобы помочь нашему читателю получить наибольшую пользу от исповеди, мы объясним здесь значение и силу этого таинства, приведем пособие для приготовления к исповеди и молитвы таинства покаяния в русском переводе.

     

     

    Заглянем в себя

    Наблюдая за ходом своих чувств и мыслей, мы быстро убеждаемся, что внутри нас постоянно борются как бы два существа – доброе и злое. И вот, настоящая христианская жизнь начинается в нас лишь тогда, когда мы сознательно становимся на сторону доброго существа и стараемся победить злое.

    Пока мы относимся к нашей внутренней жизни беспечно, пассивно отдаемся своим желаниям и влечениям, каковы бы они ни были, не производя им никакой оценки, до тех пор мы еще не живем христианской жизнью. И только тогда, когда мы болезненно ощутим свои недостатки, когда мы осудим самих себя и захотим обновления, тогда только мы вступаем на путь христианской жизни. Возьмем живые примеры. Вот перед нами фарисей и мытарь (Лк. 18:9-14). Фарисей ходит в храм Божий, делает много добрых дел, но о нем мы все-таки не скажем, чтобы он был добродетельным, благочестивым. Почему? Потому что он вполне доволен собой и горд. Он хвалится своей внешней праведностью, потому что не чувствует болезненно своей нечистоты, перед ним не раскрылась еще бездна сидящего в нем греха. Мытарь, наоборот, не сознает за собою никаких добрых дел. Но он ясно видит глубину своего падения и скорбит об этом. Он одного просит у Бога – помилования, спасения. Вот истинное христианское настроение! Другим примером истинного покаяния является преп. Мария Египетская. (Она из отчаянной грешницы стала великой святой. Умерла в начале 6-го столетия. Память ее празднуется на 5-й неделе Великого поста.).

    Иногда человек не обращает внимания на свои недостатки и грехи и долго живет беспечно, а потом придет время, и глаза его откроются. У одних это происходит сразу, а у других очень медленно и с большим трудом.

    Применим теперь сказанное нами к самим себе. Проследите ряд ваших поступков, намерений, слов. Вот вчера вы тяжко обидели грубым резким словом, оскорбительным подозрением или ядовитою насмешкою вашего ближнего; третьего дня вас все время преследовало и мутило вашу душу какое-нибудь грязное, низкое желание, и вы не только не отгоняли его от себя, но как будто старались даже насладиться им; вам представился случай пожертвовать вашим покоем или удобством, чтобы оказать кому-либо услугу, но вы этого не сделали и т.п. Если вы будете внимательны и добросовестны, то увидите, что ваша жизнь представляет целую сеть, целое громадное сплетение таких, то мелких, то крупных недобрых дел, которые составляют значительную часть вашего существования. Если мы не обращаем на это внимания, думаем, что все это так и должно быть, это значит, что мы еще и не начинали христианской жизни.

    Наша христианская жизнь начнется только тогда, когда мы скажем: Нет, не хочу я, чтобы в душе моей жила такая гадость! Хочу быть чистым, добрым! Хочу быть истинным христианином!

    Но как только вы решите стать на этот путь, вы сразу же убедитесь в следующем: вы увидите, что борьба со злом в себе самом в высшей степени тяжела, мучительна и изнурительна. Вы увидите, как злы ваши чувства, как недобрые мысли и желания, часто помимо вашей воли, помимо вашего согласия, овладевают вами, толкают вас на те или другие некрасивые поступки.

    Иногда уже произнесши грубое слово, обидное для кого-то, или сделав дурной поступок, вы тогда только начинаете понимать, что этого не следовало говорить или делать; а до тех пор вы ничего не видели безобразного ни в слове, которое хотели сказать, ни в деле, которое хотели совершить. Вы начинаете чувствовать великую правду слов ап. Павла: "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Доброго, которое хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю" (Рим. 7:15).

    Но мало того, что вы становитесь игрушкой ваших дурных влечений. Вы чувствуете, что все ваше внутреннее существо оскверняется этими дурными влечениями, туманится мысль, возникают нечистые желания, слабеет воля.

    Как же, спрашивается, избавиться человеку от всей этой грязи? Как выбросить ее из себя? Неужели так с нею и оставаться? Бывает иногда, что поделишься с кем-либо своей печалью и почувствуешь себя облегченным. Но этим способом мы только разделяем свою печаль с другими, а не освобождаемся от нее совершенно. Необходимо другое, более верное средство спасения.

    Известный духовный писатель, епископ Феофан, рассказывает следующее: "Был юноша, глубоко печалившийся о том, что он своими многочисленными грехами осквернил свою душу. От печали он заснул. И вот, ему снится, будто с неба слетел ангел, который острым ножом рассек ему грудь, вынул сердце, разрезал его на части, удалил из него все испорченное и гнилое, вложил его осторожно на прежнее место, залечив потом и самую рану. Юноша проснулся и почувствовал себя чистым от грехов своих. Не правда ли, как хорошо было бы и нам испытать на себе иногда подобное целительное действие светоносного ангела!" И такой ангел нам подается. Это – благодать Св. Духа в таинстве исповеди.

    Мы знаем, что Иисус Христос принес на землю святую жизнь. Эта святая жизнь, при посредстве Церкви и св. Таинств, сообщается людям. Исповедь есть таинство святого покаяния. Она установлена для того, чтобы через нее мы очищались от всей своей греховной скверны. Исповедь – это не просто существующий обычай, который надо слепо исполнять, а это есть чрезвычайно важное и необходимое средство нравственного оздоровления и исправления, отвечающее самым необходимым требованиям нашей нравственной природы.

    Уклоняться от исповеди это все равно, как, страдая какой-нибудь телесной болезнью и зная верное от нее лекарство, по небрежности или лени не пользоваться этим лекарством и, таким образом, запускать свою болезнь.

     

     

    Значение и Сила

    Таинства Покаяния

    Следуя учению Спасителя и Его Апостолов, мы верим, что таинство покаяния врачует духовные болезни человека, совершает духовное очищение, и христианин, получив отпущение грехов, снова становится невинным и освященным, каким он был после крещения. Уничтожаются грехи человека, влекущие его вниз, притупляющие его ум, сердце и совесть, ослепляющие его духовный взор, обессиливающие его христианскую волю, и одновременно восстанавливается его живая связь с Господом Богом и с Церковью. Облегченный от тяжести грехов, человек вновь оживает духовно и становится способным укрепляться и совершенствоваться в христианской жизни.

    Таинство покаяния состоит из двух основных действий: исповедания перед пастырем Церкви своих грехов и молитвенного прощения и разрешения их, произносимого священнослужителем. "Исповедание" – т.е. произнесение вслух – есть необходимое выражение покаяния. Что же такое покаяние? Покаяние есть не только сознание своей греховности или простое признание себя недостойным; даже не только сокрушение и сожаление о допущенных падениях и слабостях и не только раскаяние (хотя все эти чувства должен испытывать кающийся). Но покаяние есть решимость бороться со своими дурными наклонностями и напряжение воли к исправлению. Покаянное состояние души соединяется с прошением помощи Божией для борьбы со своими дурными наклонностями. Такое сердечное и искреннее покаяние нужно для того, чтобы действенность этого таинства простиралась не только на снятие грехов, но чтобы в раскрытую душу входило благодатное лекарство, не допускающее ей вновь погрузиться в греховную грязь.

    Само перечисление вслух своих духовных болезней и падений перед духовником – или исповедание грехов – имеет то важное значение, что в нем преодолеваются гордыня, – главный источник грехов, и уныние от сознания безнадежности своего исправления. Выявление греха приближает нас к извержению его из себя. Приступающий к таинству покаяния готовит себя к нему молитвенным подвигом, постом и углублением в самого себя с целью увидеть свою греховность и оплакать ее.

    Навстречу кающемуся христианину идет милость Божия, свидетельствующая устами пастыря-духовника, что Небесный Отец не отвергает идущего к Нему, как не отвергнул блудного сына и кающегося мытаря. Свидетельство это заключается в словах особой молитвы и особых разрешительных словах, произносимых священнослужителем.

    Таинство покаяния Господь установил по воскресении Своем, когда, явившись ученикам Своим, сказал им: "Мир вам... и, дунув, сказал им: Примите Духа Святого, кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Иоан. 20:21-23). Кроме того, Христос Спаситель еще прежде дважды говорил об этом таинстве. Именно, в первый раз сказал апостолу Петру, когда тот исповедал Его от лица всех апостолов Сыном Божиим: "Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мт. 16:19). В другой раз засвидетельствовал всем апостолам: "Если (грешащий) и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено (Мт. 18:17-18).

    Священнослужители являются только посредниками при совершении таинства, которое невидимо совершает через них Сам Бог. Св. Иоанн Златоуст, имея в виду божественное установление власти пастырей Церкви "решить и вязать," (развязывать и связывать говорит: "Священники определяют долу (на земле), Бог утверждает горе (на небе), и Владыка согласуется со мнением Своих рабов". Священник является здесь орудием милости Божией и отпускает грехи не от себя, но во имя Божие.

    Незримые действия благодати в таинстве покаяния, по своей обширности и могуществу, простираются на все беззакония человеческие. Нет греха, который бы не мог быть прощен людям, если только они искренне в нем покаются и исповедают его с живою верою в Господа Иисуса и надеждою на Его милость. "Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мт. 9:13), говорил Спаситель, и как ни велико было грехопадение ап. Петра, простил его, когда он истинно покаялся. Известно, что ап. Петр призывал к покаянию даже тех иудеев, которые распяли истинного Мессию (Деян. 2:28-41), и потом призывал покаяться волхва Симона, родоначальника всех еретиков (Деян. 8:18-24). Ап. Павел разрешил покаявшегося кровосмесителя, подвергнув его предварительному временному отлучению (2 Кор. 2:7).

    С другой стороны, необходимо помнить, что отпущение грехов в таинстве есть акт милосердия, но не неосмысленной жалости. Он дан для духовной пользы человека, "на созидание, а не на разорение" (2 Кор. 10:8). Это накладывает великую ответственность на совершителя таинства.

    Священное Писание говорит о тех случаях или условиях, когда не прощаются грехи. В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам не в этом веке, не в будущем (Мт. 12:31-32). Также говорится о "грехе смертном," о прощении которого не заповедано даже молиться (1 Иоан. 5:16). Ап. Павел наставляет, что "невозможно однажды просвещенных и вкусивших дара небесного, и ставших причастниками Духа Святого и вкусивших благого слова Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему" (Евр. 6:4-6).

    Во всех этих случаях причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, в их нераскаянности. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать возводится хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. "Ибо, – говорит св. Иоанн Златоуст о хуле на Духа Святого, – и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено" (Беседы на Евангелие от Матфея). И Отцы Седьмого Вселенского Собора (Этот собор состоялся в 787 году в городе Никее, около Константинополя) говорят о возможности прощения грехов смертных: "Грех к смерти есть, когда некоторые, согрешая, неисправными пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить прощения греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем" (Пс. 33).

    Из Евангелия следует, что всех кающихся надо допускать к покаянию, – не только готовящихся к крещению, но и уже крещенных христиан: "На небесах будет более радости об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лук. 15:7). В Откровении св. Иоанна Богослова читаем: "Ангелу Ефесской церкви напиши... скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (От. 2:1-5) .

    Некоторые инославные христиане ошибочно думают, что одна вера делает их безгрешными и святыми и что они не нуждаются в покаянии и исповеди. Имея ввиду таких самодовольных "праведников," ап. Иаков пишет, что "мы все много согрешаем" (Иаков 3:2.). О необходимости каждому человеку очищать свою совесть Ап. Иоанн Богослов так наставляет: "Если исповедуем грехи наши, то Он (Христос), будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас" (1 Ин 1:9-10).

    Святые отцы Церкви объясняли, что отсутствие покаянного настроения происходит не из-за безгрешности, но от духовного огрубения. Ведь, чем ярче свет, тем яснее обнаруживаются на предметах пыль и разные дефекты. Подобным образом, чем больше человек приближается к Богу, тем отчетливее он видит свои прегрешения и недостатки, тем смиреннее он становится. Действительно, величайшие праведники с большим сокрушением и даже со слезами каялись в своих грехах и были очень скромного о себе мнения.

     

     

    Пособие к Исповеди

    В дореволюционном "Афонском листке" имеется следующее наставление готовящимся к исповеди. "Намереваясь исповедоваться, прежде чем идти к духовнику, уединись, возлюбленный брат мой, хоть на один только час, отложи все житейские заботы, собери свои мысли и строго испытай свою совесть: в чем ты согрешил умом, словом или делом? В чем провинился перед Богом и перед ближними твоими? Раскайся, потужи и горько оплачь свои грехи, а, главное, – положи твердое намерение впредь не повторять их. И когда таким образом себя приготовишь, иди к духовнику, и знай, что получишь прощение от Господа: ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит! Когда же придешь к духовнику, то исповедуйся без стыда, ничего не утаивая, и без оговорок. Без стыда, ибо все мы привыкли лицемерить друг перед другом и стараемся казаться лучше, чем мы на самом деле. Привыкнув лицемерить перед людьми, нередко и на исповеди стыдимся мы чистосердечно открыть свои грехи: об одних вовсе умалчиваем, другие объявляем не сполна. Помни же, брат мой, что Сам Дух Божий устами Соломона говорит: Кто скрывает грех свой, тот не получает никакой пользы. – Без оговорок, ибо нередко бывает, что, сознаваясь на исповеди в каком-либо грехе, мы тут же и выгораживаем себя, сваливая вину на других. Если ты огорчен кем-нибудь, то примирись с ним и прости его от всего сердца, следуя словам Господа: "Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших".

     

    Покаянные молитвы дома

    Приношу Тебе, милостивый Господи, тяжелый груз моих бесчисленных согрешений, которыми я грешил перед Тобой, начиная с моей ранней юности и до сегодняшнего дня.

    Мысленные и чувственные согрешения. Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

    Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи.

    Согрешения в словах. Согрешил пустословием, ненужным смехом и насмешками. Согрешил разговором в храме, напрасным употреблением имени Божия и осуждением ближних. Согрешил резкостью в словах, сварливостью, язвительными замечаниями. Согрешил придирчивостью, оскорблением ближних и бахвальством. Прости и помилуй меня, Господи.

    Согрешил неприличными шутками, рассказами и греховными разговорами. Согрешил ропотом, нарушением своих обещаний и ложью. Согрешил употреблением бранных слов, оскорблением ближних и проклятиями. Согрешил распространением порочащих слухов, клеветой и доносами.

    Согрешения делом. Согрешил ленью, напрасной тратой времени и непосещением богослужений. Согрешил частыми опазданиями на богослужения, небрежной и рассеянной молитвой и отсутствием духовного горения. Согрешил пренебрежением нуждами своей семьи, пренебрежением к воспитанию своих детей и неисполнением своих обязанностей. Прости и помилуй меня, Господи.

    Согрешил чревоугодием, объедением и нарушением постов. Согрешил курением, злоупотреблением спиртными напитками и употреблением возбудительных средств. Согрешил чрезмерной заботой о своей наружности, смотрением с вожделением, смотрением непристойных картин и фотографий. Согрешил слушанием буйной музыки, слушанием греховных разговоров и неприличных рассказов. Согрешил соблазнительным поведением, рукоблудием и блудом. Согрешил разными половыми извращениями и нарушением супружеской верности. (Здесь надо покаяться в грехах, о которых стыдно вслух говорить). Согрешил одобрением аборта или участием в нем. Прости и помилуй меня, Господи.

    Согрешил любовью к деньгам, увлечением азартными играми и желанием разбогатеть. Согрешил увлечением своей карьерой и успехами, своекорыстием и расточительностью. Согрешил отказом в помощи нуждающимся, жадностью и скупостью. Согрешил жестокостью, черствостью, сухостью и отсутствием любви. Согрешил обманом, кражей и взяточничеством. Согрешил посещением гадалок, призыванием злых духов и исполнением суеверных обычаев. Прости и помилуй меня, Господи.

    Согрешил вспышками гнева, злобой и грубым обращением с ближними. Согрешил непримиримостью, местью, наглостью и дерзостью. Согрешил– бывал капризным, своенравным и прихотливым. Согрешил непослушанием, упрямством и лицемерием. Согрешил небрежным обращением со священными предметами, святотатством и кощунством. Прости и помилуй меня, Господи.

    Еще согрешил в словах, в мыслях, в поступках и всеми моими чувствами, иногда невольно, а чаще всего сознательно по своему упорству и греховному обычаю. Прости и помилуй меня, Господи. Некоторые грехи я вспоминаю, но большинство из них по моему нерадению и духовной невнимательности я совершенно забыл. Горе будет мне, если я с ними предстану на Страшный суд Божий!

    Сейчас я искренне и со слезами каюсь во всех моих сознательных и неведомых грехах. Я припадаю к Тебе, милостивому Господу Иисусу, моему Спасителю и Пастырю, и молю Тебя простить меня, как некогда разбойника, распятого с Тобой. Прошу Тябя, Господи, очистить и удостоить меня без осуждения причаститься Твоих пречистых Таин для обновления моей души. Еще молю Тебя помочь мне возненавидеть всякое зло и всякий грех, совсем перестать грешить и в оставшиеся дни моей жизни утвердить меня в крепком желании жить по-христиански – для добра, для правды и во славу Твоего святого имени. Аминь.

    Псалом 50-й: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих, очисть беззаконие мое. Многократно омой меня от беззакония моего и от греха моего очисть меня, ибо беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе Одному я согрешил и лукавое пред Тобою сотворил, так что Ты будешь праведен в приговоре Твоем и победишь, когда Ты будешь судить. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ты же истину возлюбил: неизвестное и тайное мудрости Своей Ты явил мне. Окропишь меня иссопом (трава, употреблявшаяся при богослужениях) и я очищусь, омоешь меня, и я сделаюсь белее снега. Слуху моему доставь радость и веселье – и возрадуются кости смиренные. Отврати лице Твое от грехов моих и беззакония мои очисть. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от (пролития) крови, Боже, Боже спасения моего! И радостно восхвалит язык мой правду Твою. Господи! Открой уста мои, и они возвестят хвалу Тебе. Если бы Ты захотел жертвы, я дал бы, (но) ко всесожжению Ты не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, по Твоему благоволению, Сион, и да построятся стены Иерусалимские. Тогда будешь благоволить к жертве правды, возношению и всесожжению, тогда возложат на Твой алтарь тельцов.

    Подумай, дорогой брат или сестра, что нет греха, превышающего милосердие Божие. Ведь Сам Господь обещал кающимся: "Если будут грехи ваши, как багряница (одежда, густо-красного цвета) как снег убелю, если будут красны, как пурпур, как волну убелю" (волна – шерсть, Исаия 1:16-18).

     

     

    Молитвы читаемые священником

    на Таинстве Исповеди

    В русском переводе

    К исповеди следует приходить накануне дня причащения – лучше до или во время всенощной. Можно исповедоваться и в день причащения. Но в таком случае надо придти в церковь до начала литургии, потому что священнику не следует отлучаться от престола, когда литургия началась. Опаздывающие на исповедь должны понять, что исповедь во время литургии затягивает богослужение и заставляет ждать всех богомольцев. Священнику приходится спешить. Такая исповедь впопыхах вряд ли может отвечать назначению этого великого таинства и низводится до степени простого обряда.

    Во время таинства исповеди после начальных молитв читается покаянный 50-й псалом и следующие тропари.

     

    Тропари

    Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Не находя себе никакого оправдания, мы, грешные, приносим Тебе, Владыке, эту молитву: помилуй нас!

    Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Господи! Помилуй нас, ибо мы на Тебя уповаем. Не гневайся на нас чрезмерно и не вспоминай беззаконий наших, но склони на нас Твой милосердный взор и избавь нас от врагов наших: ведь Ты – Бог наш, а мы – Твои люди, все – творения рук Твоих, и имя Твое призываем.

    И ныне, и присно, и во веки веков. Открой нам, благословенная Богородица, дверь милосердия Божия, чтобы мы, на Тебя надеющиеся, не погибли, но избавились бы через Тебя от бед: ведь Ты – спасение рода христианского.

    Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй.

     

    Священник читает следующие молитвы

    Боже, Спасителю наш, Давиду, покаявшемуся после обличения пророком Нафаном, даровавший оставление прегрешений, и принявший молитву покаяния Манассии! Сам прими обычным Твоим человеколюбием и раба Твоего (рабу Твою) кающегося (кающуюся) о содеянных согрешениях, прощая ему (ей) все содеянное, отпуская неправды и презирая беззакония. Ведь Ты, Господи, сказал: Не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и жил; и что надо семьдесят раз по семь прощать грехи. Ибо величество Твое безмерно, и милость Твоя бесконечна. Если же будешь замечать беззакония, кто устоит! Ибо Ты Бог кающихся, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Господи иисусе Христе, Сын Бога живого, Пастырь и Агнец, взявший грех мира, простивший долг двух должников и простивший грешнице ее грехи. Ты, Владыко, ослабь, оставь, прости грехи, беззакония, согрешения вольные и невольные, осознанные и неосознанные, совершенные по преступлению и непослушанию этими рабами Твоими. И то, что они совершили, как отягощенные бренной плотью, живущие в мире и прельщенные дьяволом, словом или делом, в ведении или неведении, или нарушили священническое слово, или оказались под священнической клятвой, или нарушили свое обещание, или прокляли себя: Ты, Благий и незлобный Владыка, благоволи словом разрешить этих рабов Твоих, прощая им по великой Твоей милости и собственные их клятвы и проклятия. Владыка человеколюбче Господи, услышь нас молящихся Твоей благости о Твоих рабах, и прости, как многомилостив, все их прегрешения, избавь их от вечной муки. Ибо Ты сказал, Владыка: Что свяжете на земле, будет связано на небесах, и что разрешите на земле, будет разрешено на небе. Ибо Ты един безгрешный, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    И напоминает священник кающемуся:

    Вот, Христос невидимо стоит, принимая твою исповедь, не стыдись, и не бойся, и не скрой чего-либо от меня; но без сомнения говори все, что сделал, и примешь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и изображение Его перед нами, я же – только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним о всем, что ты сказал мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будет тебе двойной грех. Поэтому будь внимательным, чтобы, придя к врачу, не уйти не исцеленным.

    Кающийся становится перед аналоем, крестится, целует крест и евангелие и с покаянным настроением исповедует свои грехи перед священником. Священник дает нужное наставление и, иногда, накладывает соответствующую епитимью (смотри примечание ниже). Кающийся становится на колени, священник же, покрыв его главу епитрахилью, читает следующую разрешительную молитву.

    Господи боже, спаситель рабов Твоих, милостивый, щедрый и долготерпеливый, сожалеющий о наших злых поступках, не хотящий смерти грешника, но чтобы он обратился и жил. Ты сейчас умилосердись о рабе Твоем (Твоей) и подай ему (ей) чувство покаяния, прощение грехов и освобождение от них, прощая ему (ей) всякое согрешение вольное и невольное. Примири его (ее) и присоедини к святой Твоей Церкви, через Иисуса Христа, Господа нашего, с Которым Тебе подобает держава и великолепие, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Господь и Бог наш Иисус Христос благодатью и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе, сын (дочь), все согрешения твои, и я, недостойный иерей, Его властью данной мне прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

    После разрешительной молитвы кающийся встает, целует крест и евангелие, и, взяв благословение у священника, отходит, благодаря Бога.

     

    Примечания

    Епитимьями называются благочестивые послушания (2 Кор. 2:6), которые, по правилам церковным, священнослужитель, как духовный врач, назначает некоторым из кающихся христиан для врачевания их нравственных болезней. Таковы, например, пост особенный сверх положенного для всех, покаянные молитвы, соединенные с определенным числом поклонов, милостыня, чтение Священного Писания и другие благочестивые упражнения.

    Епитимьи не имеют характер наказаний, но представляют собой действия исправительные, врачебные, педагогические. Цель епитимий – углубить печаль о содеянных грехах и поддержать решение воли к исправлению. Апостол говорит: "Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть"(2 Кор. 7:10). Правило шестого вселенского собора гласит: "Приявшие от Бога власть вязать и решить должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры в том и в другом, не утратить спасения недугующего. Ибо не одинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и производит многие виды вреда, из которых зло обильно развивается и далее распространяется, доколе не будет остановлено силою врачующего".

    В древней Церкви исповедь совершалась несколько иначе, чем в современной русской практике. Тогда христиане причащались каждое воскресенье, или, во всяком случае, часто, и исповедь была необязательна. К исповеди приходили по мере надобности. Иногда, в случае серьезных согрешений, в особенности, если эти грехи могли послужить соблазном для других христиан, исповедание грехов совершалось громко в присутствии духовника и молящихся. В греческой православной церкви исповедуются не перед каждым причащением и отдельно от литургии. Исповедь происходит во время, назначенное духовником, в помещении, предназначенном для этой цели, "исповедальне". Близкий к нашему времени русский святой Иоанн Кронштадтский, не имея возможности в отдельности исповедовать всех желающих, часто совершал общую исповедь, в которой принимало участие несколько тысяч человек. Во время исповеди многие громко называли свои согрешения и всенародно каялись. Эти общие исповеди проходили с большим духовным подъемом и оставляли на молящихся неизгладимое впечатление.

    В каких бы внешних условиях ни совершалась исповедь, необходимо помнить, что она есть великое таинство и требует к себе самого серьезного и благоговейного отношения. Ее назначение – совершить благодатное врачевание души. Поэтому исповедоваться наспех за несколько минут до выноса Чаши, не есть правильное отношение к этому таинству. К исповеди необходимо прийти заранее, каяться же следует с сердечным сокрушением и верой в силу врачующей благодати Божией.

    Итак, в таинстве исповеди Господь дал нам мощное средство к борьбе с грехом. Готовясь к исповеди, мы учимся внимательнее следить за своей внутренней жизнью, лучше понимать свои слабости и хитрости нашего искусителя – дьявола. Откровенная исповедь перед духовником помогает нам побороть свою гордость и этим рассечь те нити страстей, которыми дьявол нас опутал.

    После искреннего покаяния и благодатного очищения в таинстве исповеди, как бы тяжелый камень спадает с нашего сердца, и мы чувствуем себя обновленными и просветленными. Вновь просыпаются в нас добрые чувства, желание любить Бога и ближних. Одним словом, покаявшись на исповеди, и глубоко, мы на личном опыте убедимся, как милостив к нам Господь и как действенна Его благодать. Будем же дорожить этим великим средством духовного врачевания и просить Господа вразумить нас впредь благочестиво жить, чтобы все наши мысли, слова и поступки были направлены к славе Его Святого имени!

     

     


     

     

    Миссионерский Листок 36

    Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

    Copyright (c) 1999 and Published by
    Holy Protection Russian Orthodox Church
    2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа 90068, USА

    Редактор: Eпископ Александр (Милеант)

     

     

    Первоначальный электронный файл с сайта fatheralexander.org.

    Текст в данном оформлении: Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.02.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4276 2895 847

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .