ЦЕНТР
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие..." (1 Кор. 1, 23) |
|
ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ В ЛИЦАХ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Такова краткая характеристика того чувства смирения, указания о котором мы находим в церковной литературе. Как мы видим, оно ничего не имеет общего с его вульгарным пониманием, когда подлинное чувство смирения, по недоразумению, заменяется рабским самоуничижением. Смиренный человек сознает своё несовершенство и поэтому он во всем обращается к Богу за помощью. Признавая Бога высшим Законодателем и Судьей, смиренный человек во всем повинуется Ему, покоряется Его воле и старается не грешить. Будучи озабоченным исправлением себя, смиренный человек не замечает недостатков других и охотно прощает их ошибки. Он жаждет стать лучше, приблизиться к Богу и слава Творца для него дороже всего на свете. Никто не застрахован от опасности поддаться преувеличенному мнению о себе. Желание похвал, стремление подчеркивать свои успехи, страсть поучать и командовать - нехорошие качества, с которыми надо бороться. Они ведут к тщеславию и гордыне, которые делают человека неприятным для общества и мерзким перед Богом. Смиренное устроение духа - это самое здоровое и правильное. Когда человек приближается к Богу путем богомыслия, или в молитве соприкасается с Его всесильной благодатью, он не может не чувствовать свою малость и несовершенство. Гордыня является результатом преувеличенного мнения о себе и о своих способностях. Она происходит от духовной слепоты, когда человек замыкается в себе и перестает чувствовать Бога.Христианская вера призывает нас быть скромными и смиренными, сознавая, что все доброе в нас, не наше, а Божье. Действительно, все от Бога: и наша жизнь, и этот прекрасный мир, и наше здоровье, и разные таланты и преимущества в жизни. За нашу веру, прощение многочисленных согрешений, избавление от неведомых нам опасностей, благодатные дары, за невидимые пути Его промысла, которыми Он ведет нас к Царству Небесному - за всё это, и многое другое мы должны всегда благодарить нашего Небесного Отца, подающему нам все блага ради Своего Единородного Сына, Который умер за нас, многогрешных, на кресте. Если бы мы не мешали Богу нас спасти, то все бы мы были в Раю. Губит людей их упорство и гордыня - других причин нет! Итак смирение - это та драгоценная нищета, которая поднимает человека по лестнице добродетелей, обогащает духовными дарованиями и приводит, наконец, к порогу Царства Небесного.
Закончим этот труд похвалой смирению старца Силуана
Душа смиренного, как море, брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня. Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живет; и чему уподоблю тебя? Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля. Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные. Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы. Тебя, смиренную, любит Пречистая Матерь Господа. Тебя любит и радуется о тебе Господь.
1. Один молодой инок, начитавшись рассказав о подвигах древних пустынников, захотел им подражать. Придя к монастырскому кузнецу, он попросил его выковать ему вериги - то есть металлические подвязки с цепями, которые некоторые подвижники носили для умерщвления своей плоти. Кузнецу показался странным такой заказ, и он не исполнил его просьбы. Через короткое время инок снова пришел к кузнецу с той же просьбой. Тогда кузнец спросил у игумена обители: "Что делать?" - А ты испытай его, - сказал тот, - когда он снова попросит тебя сделать ему вериги, то ударь его по щеке. Если он смолчит, то исполни просьбу, а если возмутится, то скажи ему, что он горд. И вот приходит инок в третий раз к кузнецу со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него, и ударил инока по щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же. Тогда кузнец сказал ему: - Прости меня, брат. Наместник повелел мне таким способом испытать тебя. Понял тогда инок, что причиной его желания носить вериги было тщеславие и желание уподобиться святым. Стыдно стало ему, и он ушел.
2. В одном монастыре был инок, которого невзлюбила братия. Его часто ругали, над ним подшучивали, оскорбляли. Инок же этот держал себя с большим достоинством, и на все оскорбления отвечал молчанием. Видя это, игумен монастыря подивился кротости инока, и однажды спросил его, как он достиг такого спокойствия духа и кротости. Тогда инок ответил ему: "А что мне пререкаться с этими хамами, они все равно, что псы." Услышав такой ответ, игумен отскочил от него, как ошпаренный. Такой степени гордости он еще не встречал. Этот случай иллюстрирует, как тщеславие может скрываться под самыми благовидными и святыми поступками.
3. Некий опытный старец на духу увещал своего послушника, чтобы тот не гордился; но тот, ослепленный своим умом, ответил старцу: "Прости меня, отче, но во мне гордости нет." Тогда мудрый старец ответил ему: "Да чем же ты, чадо, мог бы лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!"
4. Падший Стефан. В обители аввы Пафнутия жил некий брат по имени Стефан, который впал в постыдное распутство. Известны были и другие подобные случаи, когда люди, удалившись в пустыню ради добродетельной жизни, потом обольщались греховными помыслами и впадали в чревоугодие, распутство и другие ужасные страсти. По этому поводу многоопытный авва Пафнутий говорил: "Все, что ни случается с нами, бывает по двум причинам: или по благоволению Божию, или по Его попущению. Добрые дела, ведущие к славе Божией, совершаются по Божию благоволению; а все, что сопряжено с вредом, опасностью и бедствием - то случается по Его попущению. Попущение бывает тем, которых Бог оставляет за их неразумие и неверие, а также тем, которые совершают добродетели с нечистой целью, ради человекоугодия или по гордости своего ума. Таких Бог оставляет ради их же обращения к покаянию, чтобы предоставленные самим себе, они осознали свою беспомощность и исправили свои порочные дела.
5. Однажды блаженный Антоний молился в келье и был к нему голос: "Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии." Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному кожевнику, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец ему сказал: "Поведай мне свои дела, потому что для этого я пришел сюда, оставив пустыню." Кожевник отвечал: "Не знаю за собой, чтобы я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за мои грехи. Эти же слова повторяю в своем сердце, прежде нежели пойду спать." Услышав это, блаженный Антоний отвечал: "Поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в своем доме, стяжал Царство Божие; а я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь своими словами."
6. В Вавилоне дочь одного идолопоклонника была одержима бесом. Один знакомый монах сказал ее отцу, что никто не сможет исцелить его дочери, кроме известных ему отшельников, но и они по смирению не захотят этого сделать. Вот как поступим: когда они придут на торг продавать рукоделия, мы представимся покупателями. Когда они придут в дом за деньгами, то попросим их сотворить молитву, и я верю, что исцелится дочь твоя. Они пришли на торг; там ученик одного старца продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтобы отдать ему деньги. Когда монах вступил в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила по щеке. Следуя заповеди Спасителя, он обратил к ней другую щеку. Демон ощутил муку и завопил: "О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!" Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: "Обычно дьявольской гордыне - падать перед смирением заповеди Христовой." (92)
7. В Нитрийской пустыне (70 миль на юго-запад от г. Александрии в Египте) жил монах Валент, родом из Палестины. Он много лет изнурял себя монашескими подвигами, так что многие считали его за святого подвижника. Но, обольщенный духом самомнения и гордости, он впал в крайнее высокомерие и вообразил, что ангелы беседуют с ним и служат ему. Как-то, поздно вечером, когда уже стемнело, он, плетя корзину, уронил шило на пол. Долго он безуспешно искал его, как вдруг по бесовскому наваждению появился в келье свет, и тогда Валент сразу увидел свое шило. Это "чудо" еще больше надмило его, так что Валент стал презирать и Св. Тайны Христовы, считая, что он больше не нуждается в причащении. Однажды несколько иноков принесли плоды для раздачи братии обители. Блаженный пресвитер Макарий, начальник монастыря, разослал по кельям каждому по горсти плодов, в том числе и Валенту. Получив плоды, Валент обругал и избил принесшего их, сказав: "Ступай и скажи Макарию, что я не хуже его и нечего ему посылать мне свое благословение." Макарий, поняв, что Валент поддался дьявольскому обольщению, пошел увещевать его. "Брат Валент! Ты находишься в обольщении. Одумайся и помолись Богу," - предупредил его опытный старец. Но Валент не принял его мудрого совета, так что Макарию пришлось уйти, скорбя о гибнущем иноке. Дьявол же, убедившись, что Валент совершенно поддался ему, принимает вид Спасителя и приходит к нему ночью, окруженный сонмом демонов, принявших образ ангелов с зажженными светильниками. И вот Валент видит перед собой огненный круг, а в середине - стоящего Спасителя. Тут один из демонов, принявший вид ангела, говорит Валенту: "Твоими подвигами и святостью жизни ты так угодил Христу, что Он благоволил лично явиться к тебе. Поэтому скорее пади на колени перед Ним и поблагодари Его." Ничего не подозревая, Валент с чувством восторга пал и поклонился сатане, принявшему вид Христа. На другой день Валент пришел в храм и стал пред всеми хвалиться, что Сам Христос явился ему. Сказав это, он начал неистовствовать, кричать и бросаться на братию, так что пришлось связать его цепями. Целый год братия усердно молилась за Валента и подвергала его разным унижениям, стараясь противное уврачевать противным (смирением вытеснить гордость). И так, наконец, долгими совместными усилиями они вымолили ему двоякое исцеление - от умопомешательства и от сатанинской гордости.
"Погибели предшествует гордость, и падению - надменность" (Прит. 16:18). "Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе" (Прит. 18:13). "Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа" (Ис. Сир. 3:17-18). "Что гордится земля и пепел?" (Ис. Сир. 10:9). "Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных" (Ис. Сир. 10:18). Смотри также: Ис. Сир. 3:21; 4:7; 13:1; 20:11.
Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Псалом 33:19:).
Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение (Притчи 15:33).
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Прит. 18:13).
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь (Прит. 29:33 23).
Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57:15).
Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется (Сир. 3:19-20).
Иисус Христос: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мт. 11:29).
Апостолы спорили между собой, кто из них старше. "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больший в Царстве Небесном" (Мт. 18:2-4).
Молитва Девы Марии: Бог "призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лук 1:48 ).
Иисус спрашивает Своих учеников: "Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лук. 22:27).
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).
Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5; см Пс. 146:6).
"Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Пет. 4:10-11).
"Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью" (Иак. 3:13). "Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак. 3:17).
"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделения, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:1-10).
"Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по упрямству или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе" (Фил. 2:1-5).
Смотри также: Рим. 12:16; 1 Кор. 1:26-31, Кол. 3:12.
Преп. Макарий Великий: Господь, зная немощь человека и его склонность превозноситься, удерживает его и не дает ему быть в непрерывном подвиге совершенствования. Ибо если ты, когда приобретаешь нечто малое, надмеваешься и делаешься несносным для других, то тем более сделаешься несносным, если насытишься сразу всеми духовными дарованиями. Поэтому Бог, зная твою немощь, по Своему промыслу посылает тебе скорби, чтобы ты стал смиренным и усердно стремился к Нему. Получивший благодать считает себя хуже всех грешников. И такая мысль естественна для него. Чем глубже человек познает Бога, тем больше считает себя невеждой, и чем больше учится, тем больше почитает себя ничего не знающим. Помогающая ему благодать внушает ему такой образ мыслей, как естественный. Если же ты увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается своими дарованиями, то знай, что хотя бы он и знамения творил и мертвых воскрешал ... его обкрадывает злая сила без его ведома. Если даже и чудеса совершает он - не верь ему, потому что признаком истинного христианина является то, что удостоившиеся от Бога дарований, таят их от взора других. Имея духовные сокровища царя, верующий скрывает их, как бы говоря: "Не мое это сокровище: другой положил его здесь." Если же кто говорит: "Довольно мне того, что приобрел и больше мне не нужно," - то такой уже и не христианин, но находится в обольщении и стал орудием дьявола. Ибо наслаждение Богом неутолимо, и в какой мере кто вкушает и причащается духовных благ, в такой делается более алчущим. Такие люди имеют горячую и неудержимую любовь к Богу. Чем более они преуспевают и приобретают, тем больше сознают себя нищими.
Блаженный Диадох. Кто любит себя, тот не может полностью любить Бога, а кто не любит себя по причине сильной любви к Богу, только тот воистину любит Бога. Такой человек никогда не будет желать славы себе, но только одному Богу ... Боголюбивой душе, исполненной чувства Божия, свойственно искать единой славы Божией, относительно же себя - услаждаться смирением. Потому что Богу, ради Его величия, подобает слава, человеку же - смирение.
Преп. Илия Екдикт. Как высоко думающий о себе не замечает своих недостатков, так смиренномудрый - своих добрых качеств. У первого недостатки скрывает недоброе неведение, а у второго - богоугодное. Как без золота торговец - не торговец, хотя бы он был очень способным к торговле: так и человек, подвизающийся без смиренномудрия, не увидит благих плодов добродетели, хотя бы и очень много полагался на свой разум.
Разные старцы. Если увидишь юношу, живущего по своей воле и смело восходящего на небо, то возьми его за ноги и стащи на землю, потому что такое восхождение его пагубно для него. Духовный успех человека измеряется его смирением. Насколько кто погрузится в смирение, настолько он возвысится в добродетели. Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся (Авва Пимен). Смиренномудрый даже не имеет языка, чтобы упрекнуть другого в том, что он нерадив или небрежен. Он не имеет очей, чтобы видеть недостатки других. Он не имеет ушей, чтобы слушать, как осуждают других... Он единственно заботится о своих грехах (Авва Исаия).
Преподобный Иоанн Кассиан. Седьмая борьба предстоит нам с духом тщеславия - этой разновидной, изменчивой и тонкой страстью, которую часто очень трудно заметить и узнать и от которой трудно уберечься. Другие страсти просты и однообразны, а эта - многообразна, и со всех сторон нападает на воина Христова: и пока он еще борется, и когда он уже достигает победы. Тщеславие покушается уязвить воина всеми способами: и его одеждой, и статностью, и походкой, и голосом, и чтением, и работой, и бдениями, и постами, и молитвой, и уединением, и знанием, и ученостью, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием. Она, наподобие опасного камня, скрывающегося под волнами, внезапно причиняет бедственное кораблекрушение пловцам тогда, когда они меньше всего его ожидают. Другие страсти по мере того, как мы преодолеваем и побеждаем их, увядают и с каждым днем слабеют, а иногда просто от перемены места и жизненных условий они истощаются и стихают. Кроме того, по причине их раздора с противоположными им добродетелями, нам легче бывает остерегаться и избегать их. Но страсть тщеславия, будучи поражена, с еще большим ожесточением продолжает воевать, и когда считается умершей, через саму свою смерть оживает, делается здоровой и мощной. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых они одолели, а эта теснит своих победителей еще ожесточеннее и одолевает их тщеславными мыслями по случаю победы над собой. В том особенно обнаруживается тонкая хитрость врага, что воин Христов поражает себя своими собственными стрелами. Восьмая и последняя борьба предстоит у нас с духом гордости. Страсть эта хотя по порядку изложения полагается последней, но по началу и по времени есть первая. Гордость - самый свирепый и неукротимый зверь, особенно нападающий на совершенных и пожирающий их, когда они почти достигают самой вершины добродетелей. Итак, нам нужно так стремиться к совершенству, чтобы имея усердие к посту, бдению, молитве, сокрушению сердца и тела и другим подвигам, мы не гордились, чтобы труды наши не были напрасными. Надо помнить, что одними своими усилиями и подвигами мы не можем не только достичь совершенства, но даже сами подвиги и другие духовные упражнения мы не можем совершать без помощи благодати Божией.
Преподобный Иоанн Лествичник. Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает. Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой. Гордый не имеет нужды в бесе-искусителе: он сам сделался для себя бесом и супостатом. Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен. Никакой другой помысел не бывает так трудно исповедать, как хульный помысел (по причине гордости), и поэтому некоторые люди страдают от хульных помыслов до самой старости. Надо знать, что ничто так не содействует успеху бесов, как то, что мы не исповедуем дурные мысли, но таим их в себе и этим укрепляем их. Если гордость некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают павшие, уповая на Бога. Бывает иногда, что не только от верующих, но и от неверующих отступают все страсти, оставив только одну, которая как первенствующее зло одна заменяет все прочие и которая столь вредоносна, что сильна свергнуть и с самого неба - это гордость. Нередко Бог промыслительно оставляет в духовных людях некоторые малые страсти для того, чтобы они, сознавая свои немощи, укоряли себя и так обогатились смиренномудрием. Как бедные, видя царские сокровища, еще более сознают свою нищету, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, невольно еще более смиряется в своем образе мыслей. Кто немощен телом и наделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и родственных с ним добродетелей, ибо иного спасения ему не найти. Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела или святого, открывает им, якобы, тайны, и как бы дар благодати, чтобы сии, окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.
Старцы Варсонофий и Иоанн. Будем всегда прибегать к смирению, ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Взобравшемуся же на высоту легко упасть. Если мы обратились и исправились, это не от нас, - Божий дар, ибо "Господь возводит низверженных и умудряет слепцов. Надо считать себя грешнее всех грешников и не сделавших ничего хорошего перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело. На вопрос, нужно ли пререкаться с обуревающими нас помыслами, скажу: Не пререкайся. Ведь враги именно этого и хотят и, видя такое пререкание, не перестанут нападать. Лучше помолись об этом Господу, открывая перед Ним свою немощь, и Он поможет не только отогнать, но и совершенно уничтожить эти мысли.
Преп. Исаак Сирин. В качестве противодействия тонкому чувству возношения искренне исповедуй Господу в молитве свою немощь и невежество, чтобы не оказаться тебе оставленным (Богом) и не подвергнуться искушению скверных желаний, ибо блуд следует за гордостью. Добродетель есть матерь печали. От печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Награда же потом следует уже не за добродетели и не за труд ради нее, но за пришедшее через них смирение. Если же отсутствует смирение, то добродетели - напрасны. В смиренномудром никогда не бывает поспешности, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время прибывает он в покое. Ничего нет, что могло бы его изумить, смутить, привести в ужас, - потому что ни в печалях не ужасается он и не падает духом, ни в веселье не приходит в удивление и восторг. Но все его веселье и радость в том, что угодно Владыке его. Не полагайся на свою силу, чтобы Господь не попустил тебе пасть по немощи, - и тогда по горькому опыту познаешь свою немощь. Во всем, чем бы ни хвалился человек, Бог попускает ему изменяться, чтобы он, потерпев неудачу, научился смирению. Кто стремится к чести, от того она убегает вперед, а кто бежит от чести, за тем она гонится сзади. Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения. Истинные праведники всегда думают, что они недостойны Бога. И то, что они истинные праведники, видно именно из того, что они сознают себя окаянными и недостойными попечения Божия и признают это и тайно, и явно, будучи умудренными на это Духом Святым. Так думать располагает их Дух Святой, чтобы они всегда пребывали в труде и в тесноте, пока находятся в этой жизни. Бог же готовит им покой в будущем веке. Поэтому всякий, в ком обитает Господь, не желает жить в покое или освободиться от скорби, хотя по временам и подается ему таинственное духовное утешение.
Симеон Новый Богослов ."Кто, будучи унижаем или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордыню) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его."
Прав. Иоанн Кронштадтский. Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: "Среди грешных - первый я." От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними. Внимательно наблюдай за проявлениями гордости: она прокрадывается незаметно, особенно во время огорчения на других из-за самых неважных причин. Если ты хочешь быть смиренным, то считай себя достойным всякой злобы и злословия от других. Не раздражайся, когда тебя порицают или злословят. Говори: "Да будет, Отче Святой, Твоя воля!" Вспоминай сказанное Спасителем: "Раб не больше Господина своего: если злословили Меня, то будут злословить и вас... Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел" (Иоан. 13:16; 15:18). Помни изречение Священного Писания: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Когда тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой, не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящ к тем, которые недостойно ведут себя перед тобой. Если же ты смутишься и начнешь возражать с волнением, сам говорить грубо и презрительно, значит, ты сам побежден злом и тебе следует применить к себе сказанное: "Врач, исцели себя," или: "Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза" (Лук. 4:23; Мт. 7:3, 5). Не удивляйся тогда, если участятся грубые выпады против тебя: твои недоброжелатели, заметив твою слабость, начнут играть на ней. Итак, "не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Оскорбившему тебя дай понять, что он не тебя обидел, а лишь себя. Пожалей, что он так легко побеждается своими страстями и болен душевно. Чем он грубее и раздражительнее, тем большую яви к нему кротость и любовь. Так ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны и легко побеждаемся страстями. Потому будь кроток и снисходителен к согрешающим против тебя. Ведь и ты болен тем же, что и твой брат. Прощай долги твоим должникам, чтобы и Отец Небесный простил твои долги. Тебе не хочется молиться за презираемого тобой человека, но потому-то и молись, что не хочется; потому-то и прибегай к Врачу, что ты сам болен злобой и гордостью, как болен презираемый тобой. Молись о том, чтобы Господь научил тебя незлобию и терпению, чтобы Он укрепил тебя любить врагов, а не доброжелателей только, чтобы Он научил тебя молиться за недоброжелателей так же искренне, как за доброжелателей.
Старец Силуан. Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит "Лествица." Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь легко молиться. Некоторые повредили себе сердце, потому что усиливались умом творить молитву в сердце, и дошли до того, что потом и устами не могли ее произносить. Но знай порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной, послушной душе. Кто послушлив и во всем воздержен: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце. Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание. Кто любит Бога, тот может помышлять о нем день и ночь, потому что любить Бога никакие дела не мешают. Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть Свет-Бога, как поется: "Во свете Твоем узрим свет." Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым - все хорошо, все радостно, все прекрасно. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется, и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякой судьбой будет доволен, потому что Господь его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его. Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: "Мир Мой даю вам." Так всякой смиренной душе Господь дает мир. Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким перед Богом, - и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус. Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали - какой наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость.
Старец Паисий Езнепидис: Старец сосредотачивал всё духовное делание христианина на стяжении смиренномудрия. Он говорил: "Бог очень сильно любит человека, прекрасно знает проблему каждого и хочет помочь, прежде чем тот Его попросит, поскольку для Бога не существует трудностей, ибо Он всесилен. В настоящем случае Господь встречает трудность, исходящую от человека несмиренного! Итак, трудность, которую имеет Бог, повторяю, единственная - та, что Он "не может" помочь, пока душа человека не смирится. Тогда благой Бог некоторым образом "огорчается," потому что видит как создание Его мучается, и Он "не может" помочь, ибо знает, что просимое пойдет человеку во вред, поскольку тот не имеет смиренного разумения. То, что случается с человеком, абсолютно связано со смирением; видим, например, человека боримого и побеждаемого какой-либо страстью: Бог попускает это только лишь потому, что душа высокомудренного имеет помысел или близка к опасности принять его (т.е. имеет предрасположение к гордости). Человек может ненавидеть конкретные страсти и не желать их, и даже проливать кровь, ради удаления их, - однако у него нечего не получится, ибо Бог не помогает ему; и не будет помогать ему - пока тот не смирится (потому что, хотя он ненавидит конкретные страсти, однако он - раб гордости, которая вводит во все остальные страсти). Чтобы духовно преуспеть человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей. Однако Бог хочет, чтобы мы познали - и это хорошенько вложи себе в голову, - что Он не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы не подвизались, - если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью - смирение, тогда Бог всё даст нам даром. Бог одного хочет от нас - смирения, ничего больше. Хочет только нам помочь Своей Божественной благодатью, которую прежде, чем мы что-то сделаем, прежде чем возлюбим Его, прежде нашего подвига, дал нам через святое крещение по невыразимой благости Своей. Благодать помогает нам возлюбить Господа, познать Его. Господь совершает всё - только бы нам иметь смирение, чтобы не препятствовать Божественной благодати, но позволять ей действовать. Мы ей препятствуем лишь тогда, когда не имеем смирения. Одно только противостоит Божественной благодати - высокомудрие (гордость).
Оптинский старец Варсанофий Плеханков. Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди, а если рассмотреть, то окажется, что ни одной-то мы по-настоящему и не исполнили. Переберем их все, и окажется, что той заповеди мы едва коснулись, другую, может, тоже несколько раз начинали только исполнять, а, например, к заповеди о любви к врагам и не приступали. Что же остается делать нам, грешным? Как спастись? Единственно - через смирение. "Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие." Мы - сущие банкроты пред Господом, но за смирение Он не отринет нас. И действительно, лучше, имея грехи, так и считать себя великими грешниками, чем, имея какие-нибудь добрые дела, надмеваться ими, считая себя праведными. В Евангелии изображены два таких примера в лице Фарисея и мытаря.
Святитель Феофан Затворник: "Простота есть неразлучная черта смирения, потому, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и пр... Все сие обозначает смирение. Главная черта смирения - чувствовать, что я ничто и если что имею, - все то Божие." Вы говорите, что дух тщеславия нападает. Берегитесь же. Это многоглавый змей. Иногда преобразуется в самое смирение... Тщеславие тонко, но душу огрубляет. И Господь у тех, кои поблажают тщеславным помыслам, скоро отнимает благодать и попускает им падать. Долго ли до беды? Гордость самая пагубная страсть, и тем пагубнее, что чиста со вне. Что вам старцы говорили про гордость еще в детстве, это значит, что Бог хочет, чтоб вы сами смирились, и готов дать смирение, если взыщете...
Миссионерский Листок # 125 Свято-Троицкая Православная Миссия Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА Редактор: Епископ Александр (Милеант)
Последнее обновление файла: 25.02.2011.
(код баннера)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||