. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Александр (Милеант) еп. Нищета, которая обогащает. О Добродетели смирения (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Александр (Милеант) еп.

    Нищета, которая обогащает.
    О Добродетели смирения

     

    Содержание: 

    Введение.
    Сущность смирения.
    "Черная дыра" гордыни.
    Как заболевает человек гордыней?
    Гордыня религиозных людей.
    Плоды смирения.
    Два направления воли.
    Заключение.

    Приложение.

    Рассказы на тему гордыни.
    Изречения
    на тему гордыни и смирения:
    Из Священного Писания,
    из святых Отцов.

     

     

    Введение.

    Рассказ. Игорь рос робким и пугливым ребенком. Поступив в начальную школу, он учился плохо. Чтобы помочь ему побороть нерешительность, родители стали внушать ему: "Сыночек, знай, что ты - самый умный и способный мальчик, ты все можешь, только верь в себя, и ты все сделаешь!"

    "Прекрасный" совет! Игорь начал хорошо учиться, получал даже похвальные листы. Со временем он стал одним из лучших учеников в школе. Прежняя робость и нерешительность сменились уверенностью в себе. Успехи последовали за ним не только в средней школе, но и в университете. Всюду он был душой общества. Начальство ставило его в пример, друзья обращались к нему за советами. Постепенно Игорю полюбилась роль первенца и души общества; он стал охотно давать советы, разбирать проблемы товарищей.

    Не успел он получить диплом, как уже ему предложили работу в престижной химической фирме. Работал он в исследовательском отделе, и по причине конкуренции с другими фирмами, начальство от него требовало, чтобы он печатал результаты своей работы в научных журналах. Имя его становилось известным среди ученых.

    Чувствуя себя под давлением постоянно что-то новое публиковать, он начал понемногу заимствовать из чужих, мало известных трудов, т.е. стал заниматься плагиатом. Начальство было довольно его трудоспособностью и повышало его по службе. Как-то, заканчивая очередную статью, он решил воспользоваться результатами одной малоизвестной диссертации, и опубликовал их в своем труде, скрыв источник. Когда статья была напечатано, автор этих изысканий узнал свой труд и запротестовал. Игорь стал оспаривать его авторство, утверждая, что это он, а не другой сделал это открытие. Получилась некрасивая конфронтация между ним и настоящим автором.

    Фирме, в которой работал Игорь, пришлось назначить независимую комиссию для расследования дела, которая и установила плагиат. Когда эта неприятность выяснилась, стали более внимательно расследовать труды Игоря и обнаружили, что это был не первый случай обмана с его стороны. Получился большой скандал. Игорю пришлось не только со стыдом уйти с работы, но и забыть про издание своих статей в будущем. В научном мире он опозорил себя навсегда.

    Скандал на работе еще более ухудшил его семейные проблемы. Его жена давно жаловалась на деспотичный и резкий характер Игоря. Насколько он раньше был веселым и обаятельным, - жаловалась она, - настолько с годами он становился все более раздражительным и саркастичным. Он не терпел ни малейшего возражения. Когда она пыталась что-либо предложить, он немедленно возражал. Он не упускал случая, чтобы унизить ее - даже при детях. В конце концов она развелась с Игорем и увезла детей...

    Так трагично закончился головокружительный взлет умного и талантливого ученого. В духовном плане причиной трагедии была его гордыня. Тщеславное чувство самоуверенности, которое привили ему родители сначала поднимало его все выше и выше, пока с шумом не "ударило его об землю."

     

    В этой работе мы вскроем те причины и тот путь, который ведет к гордыне; покажем преимущество смирения, как основе всех добродетелей. В приложении приведем рассказы и изречения святых отцов на эту тему.

     

    Сущность смирения.

    Согласно Священному Писанию смирение - это фундаментальная добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. С призыва к смирению Господь Иисус Христос начал Свою Нагорную Проповедь, говоря: "Блаженны нищие духом, потому что их есть Царство Небесное" (Мат. 5:3). Как обыкновенные нищие чувствуют себя нуждающимися во всем, так и нищий духовно сознает себя несовершенным и нуждающимся в Божией помощи. Это сознание, в свою очередь, привлекает к человеку Божье благоволение, которое обогащает его во всем.

    К сожалению многие "светские" люди, недооценивают и презирают добродетель смирения. Они думают, что, проповедуя смирение, христианство принижает человеческую личность и уничтожает в людях чувство собственного достоинства. Смирение, говорят они, лишает человека жизненной активности, подавляет инициативу и воспитывает в нем психологию рабского угодничества. Такое ошибочное понимание смирения вытекает из духовного невежества.

    Сущность смирения прекрасно раскрывается в ряде Евангельских рассказов. Начнем с примера исцеления слуги римского сотника. В одно из посещений Капернаума, к Иисусу Христу подошел римский сотник, по нашему офицер, с просьбой: "Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает." Не отказывая никому в просьбе, Спаситель обещал, что он придет к нему домой и исцелит его слугу. Каждый верующий человек обрадовался бы такому обещанию, но сотник реагирует совершенно необычно: "Господи! Я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой!" Глубокая вера и смирение сотника тронули Господа, так что Он не только мгновенно исцелил его слугу, но и поставил его в пример другим, говоря: "И в Израиле я не нашел такой веры!" (Мат. 8:6-13).

    Слыша о многочисленных исцелениях, совершенных Спасителем, сотник глубоко проникся верой в Его всемогущую силу. Нисколько не унижая своего достоинства, он, одновременно, сознавал, что недостоин требовать к себе особого внимания, тем более, что он - язычник и чужестранец. При этом сотник вспомнил, что если он, будучи обычным человеком, когда приказывает своим подчиненным, те беспрекословно повинуются ему, - то тем более всё подвластно воле Божьего посланника.

    Признание, с одной стороны, Божественного всемогущества, а с другой, своей недостаточности, являются основой того настроения, которое называется смирением.

    Когда человек своей глубокой верой прикасается к бесконечной мощи Творца, он не может не ощущать своей малости и немощи - он видит себя ничтожной букашкой у берега безбрежного океана. Поэтому в общении с Богом смирение - это самое естественное чувство. Тщеславиться и гордиться может только тот, кто далек от Бога и сравнивает себя с такими же ничтожными существами, как и он сам.

    Крепкая вера, по слову Спасителя, может и горы переставлять (Мат. 17:20) - не потому, что эта уверенность сама по себе обладает какой-то сверхъестественной силой, как учат некоторые сектанты, а потому, что она привлекает силу Божию - которая и творит невозможное. Вот почему все известные случаи крепкой, чудодейственной веры, одновременно являются и примерами глубоко смирения: женщина, страдавшая кровотечением (Мар. 5:25-28), мать-хананеянка (Мат. 15:22-28) и многие другие Евангельские случаи. Чем крепче у человека вера, тем он смиреннее; и, наоборот, гордец не способен глубоко верить, потому что он весь поглощен собой. Будучи духовно слабым, он поэтому неспокоен и пуглив, хотя всеми мерами старается это скрыть от других.

    Как духовная так отчасти и светская литература знает множество примеров великих и гениальных личностей. Многие весьма одаренные люди сознавали, что они далеко еще не достигли той меры совершенства или знаний, которых они могли бы достичь. Это сознание нисколько не делает их вялыми или унылыми, а, напротив, побуждает их и дальше работать над собой и совершенствоваться. Думать, что смирение убивает в человеке инициативу и делает его инертным или рабски настроенным, значит не понимать сущности христианства. Ведь отличительной особенностью христианства является то, что оно зовёт человека к совершенствованию путем восхождения от теперешнего, грехом поврежденного состояния к уподоблению Богу, как сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мат. 5:48). Самодовольный гордец - очень жалок, потому что он настолько слеп, что даже не видит своего убожества (Апок. 3:17).

    Чтобы не быть голословными в том утверждении, что подлинное величие всегда сочетается с чувством смирения, приведем несколько примеров. Великий пророк Моисей, обученный всей премудрости египетской, который одним движением посоха производил величайшие чудеса, который беседовал с Богом "лицом к лицу," как человек беседует с другом своим, был в то же время, по свидетельству Библии, очень смиренным и кротким человеком (Числа 12:3). Царь Давид, сразивший великана Голиафа и проявлявший невероятное мужество в войнах, был также очень смиренным (Псалом 24). Пророк Иоанн Креститель, этот величайший пророк всех времен, который своей проповедью зажигал сердца тысяч людей, был тоже смиренным (Марк 1:7). Пресвятая Дева Мария, Которую христианство считает выше херувимов и серафимов, очень скромно думала о Себе, хотя и была Матерью Спасителя мира (Лук. 1:48).

    Наконец, Господь Иисус Христос, Сын Божий, сошедший с Небес, слову Которого мгновенно повиновались и природа и потусторонние духи, Который возвращал к жизни умерших, является для всех и величайшим примером смирения. Кто может быть выше Творца всего видимого и невидимого, а Он был примером послушания своим земным "родителям," повиновался гражданским властям, платил подати, кротко прощал своих врагов. Стараясь быть смиренными, мы подражаем нашему Спасителю, завещавшему нам: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мт. 11:29).

    Старец Силуан писал: "Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется. Это особое состояние, которое никто не может описать, потому что оно опытно познается только Духом Святым."

    По словам преп. Аввы Дорофея существует два вида смирения: "Начальное смирение состоит в том, чтобы ближнего своего считать разумнее и лучше себя ... Второй вид смирения состоит в том, чтобы свои достижения и преимущества приписывать Богу, а не себе - это есть совершенное смирение святых. Оно естественно рождается в душе от исполнения заповедей Божиих. Это, как ветки деревьев, когда на них висит много плодов, от тяжести их сгибаются вниз. Ветвь же, на которой нет плодов, тянется прямо вверх. Существуют деревья, которые не дают плодов, пока их ветви растут вверх; если же кто-нибудь, привесив камень к ветви, нагнет ее книзу, тогда она начинает приносить плоды. Так и душа, когда смиряется, тогда становится плодотворной, и чем более приносит плодов добрых дел, тем более смиряется. Это мы видим на примере святых: чем более они приближались к Богу, тем более сознавали себя грешными и недостойными."

    Итак, смирение это драгоценнейшая добродетель, без которой невозможно преуспеть ни в чем добром. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что "если гордыня некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают грешники, уповая на Бога!"

     

    "Черная дыра" гордыни.

    Гордыне - этой ужаснейшей духовной болезни - предшествует целая вереница сродных заболеваний, среди них: самолюбие, тщеславие, высокомерие, надменность, чванство, лицемерие, похвальба... Все они являются результатом одного основного духовного отклонения: нездоровой "обращенности к себе."

    В процессе развития, гордыне всегда предшествует тщеславие. Различие между тщеславием и гордыней такое, как между отроком и зрелым мужчиной. Святые отцы называют гордыню "безумной" потому, что болеющий ею, говорит и делает массу глупостей - при полной уверенности в своей правоте и мудрости. Гордыню еще можно уподобить галлюцинации и слепоте.

    О пагубности этой ужасной болезни свидетельствует сам родоначальник и "отец" её - дьявол, который из светлого Денницы превратился в свирепого дракона (Быт. 3:1; Апок. 12:3-9). Сколько раз в истории человечества, он, в своей безумной борьбе с Богом, терпел поражения; сколько раз воплотившийся Сын Божий обнаруживал его бессилие (Мат. 12:29, Мат. 8:31). Даже в самом его "подземном" царстве (аду) Сын Божий, сойдя туда, поразил гордого Сатану, связав его и отняв у него всякую власть над людьми (Апок. 20:2-3). Силой креста Христова даже малые дети прогоняют этого гордеца, а тот никак не хочет признать, что борьба с Творцом - бесполезна. "Кумушка, перестань срамиться!" - советовал дедушка Крылов моське, лающей на слона. Ведь, как некогда мудрейший среди ангелов, он должен понять, что Бог -всемогущ, а он - ничтожен; что своими злодеяниями он все глубже увлекает себя на дно геенны огненной. С другой стороны, видя милосердие Божие к даже самым великим грешникам, он еще может покаяться и примириться со своим Создателем. Но нет! - злобствует демон: "Унизить себя и признать себя побежденным - никогда! Пусть погибну я на веки вечные, но не уступлю! И хоть совсем мало мне осталось времени, а всё же успею еще кое-кого погубить вместе с собой..." Такова "логика" этого гордеца среди гордецов: по всем меркам - небесным или земным - она безумна! Только созидать трудно, а разрушить может каждый.

    Единственно, в чем действительно гениален он - это в обмане: он лжет, клевещет, изворачивается, притворяется, путает и дурачит наивных без устали. И тысячу раз несчастны те, которые ему верят!

    Вот, что пишет преподобный Антоний Великий на эту тему. "Дьявол, за свою гордость ниспав с небесного чина, всеми силами старается увлечь в падение и всех... тем же путем, каким и сам ниспал, т.е. через гордыню и любовь к суетной славе... Многие истинно великие подвижники понесли труды добродетельной жизни, но по неразумию погубили себя. Это же может произойти и с вами, если например, охладев в подвиге, вы будете думать, что обладаете добродетелями. Ибо вот вы уже и ниспали в эту дьявольскую болезнь (самомнение), думая, что близки к Богу и пребываете в свете, тогда как на самом деле еще находитесь во тьме. Что побудило Господа нашего Иисуса Христа снять Свои одежды, препоясаться полотенцем и умыть ноги тех, которые ниже Его, если не то, чтобы научить нас смирению? Да, - смирение Он тогда показал Своим примером."

     

    Как заболевает человек гордыней?

    Человек естественно любит добро. Примеры добродетели, случаи проявления любви во всех вызывают одобрение. Ребенку приятно, когда отец похвалит его за успех и усерднее старается делать то, что правильно. Поощрение всегда было важным воспитательным средством. Однако, как многое в нашей испорченной природе уклоняется от намеченного Творцом назначения, так и жажда похвал ради похвал может свернуть нас с правильного пути. Добиваясь похвал, человек может предпринимать великие дела - не ради самих добрых дел, а, как говорится "для экспорта," то есть ради того впечатления, которое они производят на людей. Такое настроение ведет к лицемерию и ханжеству. Чувство, которое толкает человека казаться лучше, чем он есть на самом деле, называется тщеславием.

    "Всем без различия сияет солнце, а тщеславие радуется о всех добродетелях, - пишет преп. Иоанн Лествичник, - и чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. Я тщеславлюсь, когда пощусь; если же для утаения подвига моего, скрываю свой пост - то тщеславлюсь о своем благоразумии. Когда я одеваюсь красиво, тщеславлюсь своей внешностью, если же одеваю бедную одежду, то тщеславлюсь еще больше своим мнимым смирением. Начну ли говорить - тщеславлюсь; соблюдаю ли молчание - опять ему же предаюсь. Как эту колючку ни брось, она всегда падает одним из своих концов обращенным вверх."

    Согласно преп. Иоанну Кассиану Римлянину "существуют два вида гордости: первый тот, который поражает людей высокой духовной жизни, а другой одолевает новоначальных и плотских. И хотя оба эти рода гордости производят пагубное возношение перед Богом и перед людьми, однако же первый род прямо восстает против Бога, а второй собственно касается людей."

    Кроме того, как утверждают святые отцы, всякий произвольно согрешающий - не смиренен, потому что он свою волю ставит выше воли Божией.

     

    Как уже было сказано, гордыня зарождается из самоуверенности с непомерным превозношением всем тем, что "мое" и отвержением всего того, что "не мое." Она - источник лжи и лицемерия, раздражения, вражды, гнева, жестокости и множества преступлений. Гордость - это отказ от Божией помощи, хотя именно гордый имеет особую нужду в Спасителе, потому что его духовную болезнь никто не может излечит, кроме особого Божьего вмешательства.

     

    Проследим подробнее симптомы и путь развития этой болезни, который мы частично проиллюстрировали выше в случае с Игорем. Когда тщеславный человек принимает участие в каком-либо мероприятии, он всегда старается показывать свое превосходство.

    Счастье человеку, склонному к тщеславию, когда какие-либо внешние причины заставят его с себя переключиться на других - на свою невесту или семью, если начнут обременять его жизненные невзгоды. Или контакт с духовно настроенными людьми повлечет его по религиозному пути, и он, привлеченный красотой добродетелей, увидит свою духовную нищету и возжелает благодатной помощи. Но если этого не случится, то тщеславие его будет развиваться и дальше.

    Тщеславие породит в нем страсть поучать и повелевать. Он посягает на чужую волю, распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится напористым, неуступчивым. Свое дело - важно, чужое - пустяки. Он берется за все, вмешивается в работу других. В то же время он нередко является "душой общества," весельчак, увлекательный рассказчик, остроумный шутник.

    Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, приводит следующие признаки гордыни: "При разговоре - крикливость, в молчании - досадливость, при веселости - громкий смех, в печали - излишняя пасмурность, при ответе колкость, в серьезной беседе легкомыслие, потому что слова произносятся не обдуманно и без участия сердца. Плотская гордость не знакома с терпением, чужда любви, смела в нанесении оскорблений, малодушна в перенесении обид, тяжела на послушание, если не предваряет его собственная воля и желание; на увещания непреклонна, к отречению от прихотей неспособна, в подчинении другим крайне упорна, всегда стремится настоять на своем решении, не согласна уступить другому. Таким образом, сделавшись неспособной принимать спасительные советы, плотская гордость более верит своему мнению, чем советам опытных старцев."

    Постепенно настроение тщеславного человека портится. Озабоченный всем, кроме своего внутреннего исправления, он не замечает своих недостатков, или находит причины, чтобы оправдать себя. Свои же знания, опыт и способности он сильно преувеличивает. Жаждет признания своего превосходства, болезненно реагирует на всякое несогласие с собой и критику. В дискуссиях, всякое самостоятельное мнение он принимает за вызов себе. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; растет раздражительность и упрямство; он убежден, что другие из зависти мешают ему. Столкновения с людьми обостряются, тщеславный все больше замыкается в себя. Однако пока еще считается с высшими авторитетами и Богу повинуется.

    На последних стадиях этой болезни душа его становится все темней и холодней, в ней поселяется презрение и злоба. Помрачается ум, различение добра и зла притупляется, так как оно заменяется различением "моего" и "не моего." Он все больше тяготится глупостью своих начальников, все труднее ему признавать авторитеты. Ему необходимо доказать свое превосходство. Поэтому он огорчается, когда другой человек оказывается правым. Любой посторонний успех он воспринимает как личную обиду.

    Иногда эта сила самоутверждения оказывается направленной на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант - на творчество, и тут, благодаря своему напору, гордец может иметь некоторые победы. Но эти победы не приносят блага другим, а скорее раздор и разрушение.

    Когда человеку кажется, что никто его не ценит, но что все его преследуют и хотят причинить ему зло, то это признак мании преследования. Мания преследования, как и мания величия - тяжелые духовные заболевания, порожденные тщеславием.

    Наконец, на последней ступени, гордец разрывает с Богом. Если раньше он грешил по своей слабости, то теперь он находит оправдание свое страсти и объявляя грех законным для себя. Будучи искренне убежденным в своем превосходстве, он уверен, что свою жизнь он может устроить без посторонней помощи. Но в глубине его сердца воцаряется беспросветный мрак и чувство полного одиночества. Он провалился в "черную дыру, из которой никто не может вырваться. Бог мог бы его из нее спасти, но гордец от Него отвернулся.

     

    Гордыня религиозных людей.

    Когда гордыня поражает душу религиозного человека, то он дерзает ставить себя судьей веры и Церкви. "Этому я не верю, а это не признаю; это нахожу лишним, то ненужным, а вот это - странным или смешным..." Еще гордыня религиозных людей обнаруживает себя страстью обличать и поучать других. Зато наставления других гордец считает бесталанными и скучными повторениями.

    Слушая про святых угодников Божиих, самодовольный сектант заявляет: "Для чего я буду молиться им? Ведь они такие же люди, как и все: достаточно обращаться к одному Богу." Забывает он, что Господь Иисус Христос много раз помогал людям, именно по молитве их родных и знакомых (Иоан. 4:46-53; Мт.15:21-28; Мр. 9:17-27; Мр. 2:2-12; Мт. 8:5-13; 1 Иоан. 5:14). Этим он поощрял всех любить и заботиться о друг друге. Святые - это наши "старшие братья," которые у престола Божия ходатайствуют о нас (Апок. 5:8).

    Гордыня религиозного человека еще обнаруживается в нечувствии своих грехов и в фарисейском самопревозношении. Интересно отметить, что она может принимать самые разнообразные и как бы противоположные формы, например:

     

    • В типе уставщика - знатока церковных законов, ревнителя традиций, борца за чистоту веры (книжник-фарисей),
    • В типе реформатора - новатора, врага "мракобесия и кликушества,"
    • В типе недуховного - карьериста (саддукей),
    • В типе лжестарца (лжепророк),
    • В типе самовлюбленного проповедника,
    • В типе подвижника, возомнившего о своей святости, или самозваного старца,
    • В типе навязчевого сектанта или самозваного "пророка."

     

    Преп. Иоанн Кассиан так суммирует разрушительные действия гордыни: "Нет другой страсти, которая бы так опустошительно истребляла добродетели и лишала человека праведности, как гордость. Эта страсть, как некая зараза, поражает все существо смертельным расстройством и покушается низвергнуть в пагубу даже людей, достигающих верха добродетели. Прочие страсти имеют свои пределы и каждая из них ополчается преимущественно против одной из добродетелей. Так, например, чревоугодие нарушает строгость воздержания, похоть оскверняет чистоту, гнев прогоняет терпение. Так что побежденный одной какой-либо страстью не бывает вовсе чужд других добродетелей. Эта же страсть, когда овладеет душой, лишает человека защиты смирения, и тогда весь "город души" разрушает до основания. Сравняв и смешав с землей пороков высокие стены святости, она лишает душу всякого признака свободы. И чем более гордость пленяет одаренную душу, тем более подвергает ее игу своего рабства, обнажив ее от всего убранства добродетелей жесточайшим ограблением."

     

    Как же бороться с гордыней и как избежать ее, когда она так легко прокрадывается в сердце? - Ответ вытекает из самого вопроса - смирением и послушанием. Послушание любимым людям, близким, объективной правде, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям.

    К нашему счастью столько обстоятельств ежедневно убеждают нас в нашей несостоятельности и ограниченности, что настоящих причин гордиться - нет. Попади в наш организм, скажем, какой-то самый ничтожный вирус, и мы заболеваем и уже близки к смерти. Если мы какими-то дарованиями способнее людей с которыми общаемся, то всегда есть люди, которые гораздо совершеннее нас в этих качествах. Преуспевая в чем-то одном, мы слабеем и отстаем в другом.

     

    Плоды смирения.

    Смирение, будучи здоровым устроением души, ставит человека в правильные отношения по отношению к Богу, к самому себе и по отношению к ближним. Потому оно ведет к водворению мира между людьми, к благу и созиданию семьи и общества. Действительно:

     

    1. Смиренный сознает свои недостатки и погрешности, поэтому, вместо того, чтобы упорствовать в них, как это делают гордецы, он кается и старается стать лучше. В то же время, сознавая величие Божие, смиренный человек благоговеет перед Его волей и поэтому боится нарушать Его заповеди. Если бы все люди были смиренными, то мы жили бы в самом счастливом обществе, потому что не было бы ни грабителей, ни насильников, ни обманщиков, ни обидчиков... Словом, был бы рай на земле.

     

    2. Что ласковый и послушный ребенок по отношению к родителям, то смиренный человек по отношению к Небесному Отцу. Поэтому Бог любит смиренных и во всем помогает им, как Сам сказал: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных" (Ис. 57:15). А древний мудрец заметил, что много есть высоких и славных, но тайны открываются смиренным (Сир. 3:19-20). Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Псалом 33:19:).

    Напротив, Бог отвращается от самонадеянных и заносчивых, как сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Если же Сам Всемогущий противится горделивому, то бесполезны все его усилия. Святые отцы гордыню уподобляют медной стене, которая вырастает между гордецом и Богом: она не пропускает ни света, ни благодати и никакой помощи свыше. Поэтому гордец - это несчастный среди несчастных.

     

    3. Смирение дает человеку правильное представление о его силах и возможностях. В то время, как самонадеянный часто берется за дело, превышающее его силы и потому терпит посрамление, смиренный, призывая Бога в помощь, получает от Него вразумление и укрепление и поэтому без лишнего шума и пафоса часто делает даже больше того, что мог бы сделать в естественных условиях.

     

    4. Смирение, утверждая мир в душе, помогает устранить вражду и ссоры: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, потому что Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мат. 11:29). Праведный отец Иоанн Кронштадтский наставляет: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Когда тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой, не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящ к тем, которые недостойно ведут себя перед тобой. Если же ты смутишься и начнешь возражать с волнением, сам говорить грубо и презрительно, значит, ты сам побежден злом и тебе следует применить к себе сказанное: "Врач, исцели себя," или: "Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза" (Лук. 4:23; Мт. 7:3, 5)... Пожалей оскорбившего тебя за то, что он так легко побеждается своими страстями и болен душевно. Чем он грубее и раздражительнее, тем большую яви к нему кротость и любовь. Так ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны и легко побеждаемся страстями. Потому будь кроток и снисходителен к согрешающим против тебя. Ведь и ты болен тем же, что и твой брат. Прощай долги твоим должникам, чтобы и Отец небесный простил тебе твои долги.

     

    5. Смирение располагает человека к скромности, тихости и благожелательному отношению к людям. Действительно, если человек сознает, что всякие совершенства человеческой личности относительны, то будет ли у него основание относиться к другим людям придирчиво и недружелюбно? Ведь Бог кающегося мытаря предпочел "праведному" фарисею, как раскрывает нам Евангельская притча (Лук. 18:14). В то время, как гордец силится всем доказать свое превосходство, и потому неспокоен и агрессивен, смиренный человек, склонен ко всем относиться с пониманием и благожелательно. Это в свою очередь способствует утверждению в семье и в обществе мирных и дружественных отношений.

     

    6. Смирение, устремляя нас к Богу, является необходимым условием для духовного возрастания человека, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лук. 14:11). Преп. Исаак Сирин писал: "В качестве противодействия тонкому чувству возношения искренне исповедуй Господу в молитве свою немощь и невежество, чтобы не оказаться тебе оставленным Богом и не подвергнуться искушению скверных желаний."

     

    7. По единодушному свидетельству святых отцов, не столько святость человека, сколько его смирение творит чудеса. (Известен рассказ про блудницу, которая своей смиренной молитвой воскресила умершего ребенка).

     

    В следующей таблице суммированы отличительные качества смирения и гордыни, а также похожие и родственные им духовные состояния.

     

    Два направления воли.

     

    Смирение:

    Гордыня:

    Родственные добродетели:

    Скромность, кротость, долготерпение, сострадание, умение понять, уступить и простить, чуткость, великодушие, мужество в признании своих недостатков, покаяние, надежда на Бога, желание стать лучше, уважение к чужому мнению, уважение к личности...

     

    Мнимые преимущества:

    Волевая и сильная натура, "Байроновский герой," целеустремленный, идейный, рожденный для того, чтобы вести и повелевать, смелый, отважный, знающий себе цену, прямой, решительный... Таким он кажется, но вглядитесь в него пристальнее, и вы увидите в нем свойства, перечисленные ниже ...

    Искажения смирения:

    Раболепство, человекоугодничество, подобострастие, нерешительность, угрюмость, плаксивость, вялость, трусливость, малодушие, всякие страхи и фобии.

    Свойства гордыни:

    Высокого мнения о себе, тщеславный, лицемерный, упрямый, капризный, мнительный, неуправимый, беспокойный, щепетильный по отношению к себе, придирчивый, суетный, самовлюблённый эгоист, обидчивый, дерзкий, сумасбродный барчук, вспыльчивый, склонный критиковать и осуждать, властолюбивый, надменный, завистливый, непримиримый, злопамятный, жестокий, быстрый на оскорбления, язвительный, патологически активный, бунтарь против всякого авторитета...

    Революционный, нигилистический дух. Сатана, будучи первым революционером, прославляет всякий бунт, как борьбу за свободу.

     

     

    Заключение.

    Такова краткая характеристика того чувства смирения, указания о котором мы находим в церковной литературе. Как мы видим, оно ничего не имеет общего с его вульгарным пониманием, когда подлинное чувство смирения, по недоразумению, заменяется рабским самоуничижением. Смиренный человек сознает своё несовершенство и поэтому он во всем обращается к Богу за помощью. Признавая Бога высшим Законодателем и Судьей, смиренный человек во всем повинуется Ему, покоряется Его воле и старается не грешить. Будучи озабоченным исправлением себя, смиренный человек не замечает недостатков других и охотно прощает их ошибки. Он жаждет стать лучше, приблизиться к Богу и слава Творца для него дороже всего на свете.

    Никто не застрахован от опасности поддаться преувеличенному мнению о себе. Желание похвал, стремление подчеркивать свои успехи, страсть поучать и командовать - нехорошие качества, с которыми надо бороться. Они ведут к тщеславию и гордыне, которые делают человека неприятным для общества и мерзким перед Богом.

    Смиренное устроение духа - это самое здоровое и правильное. Когда человек приближается к Богу путем богомыслия, или в молитве соприкасается с Его всесильной благодатью, он не может не чувствовать свою малость и несовершенство. Гордыня является результатом преувеличенного мнения о себе и о своих способностях. Она происходит от духовной слепоты, когда человек замыкается в себе и перестает чувствовать Бога.

    Христианская вера призывает нас быть скромными и смиренными, сознавая, что все доброе в нас, не наше, а Божье. Действительно, все от Бога: и наша жизнь, и этот прекрасный мир, и наше здоровье, и разные таланты и преимущества в жизни. За нашу веру, прощение многочисленных согрешений, избавление от неведомых нам опасностей, благодатные дары, за невидимые пути Его промысла, которыми Он ведет нас к Царству Небесному - за всё это, и многое другое мы должны всегда благодарить нашего Небесного Отца, подающему нам все блага ради Своего Единородного Сына, Который умер за нас, многогрешных, на кресте. Если бы мы не мешали Богу нас спасти, то все бы мы были в Раю. Губит людей их упорство и гордыня - других причин нет!

    Итак смирение - это та драгоценная нищета, которая поднимает человека по лестнице добродетелей, обогащает духовными дарованиями и приводит, наконец, к порогу Царства Небесного.

     

    Закончим этот труд похвалой смирению старца Силуана

     

    Душа смиренного, как море, брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его.

    Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня.

    Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живет; и чему уподоблю тебя?

    Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех.

    Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа.

    Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь.

    Тебя любят небо и земля.

    Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные.

    Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы.

    Тебя, смиренную, любит Пречистая Матерь Господа.

    Тебя любит и радуется о тебе Господь.

     

     

     

    Приложение

     

    Рассказы на тему гордыни.

     

    1. Один молодой инок, начитавшись рассказав о подвигах древних пустынников, захотел им подражать. Придя к монастырскому кузнецу, он попросил его выковать ему вериги - то есть металлические подвязки с цепями, которые некоторые подвижники носили для умерщвления своей плоти. Кузнецу показался странным такой заказ, и он не исполнил его просьбы. Через короткое время инок снова пришел к кузнецу с той же просьбой. Тогда кузнец спросил у игумена обители: "Что делать?"

    - А ты испытай его, - сказал тот, - когда он снова попросит тебя сделать ему вериги, то ударь его по щеке. Если он смолчит, то исполни просьбу, а если возмутится, то скажи ему, что он горд.

    И вот приходит инок в третий раз к кузнецу со своей просьбой. Кузнец сделал вид, что разгневался на него, и ударил инока по щеке. Оскорбленный инок ответил ему тем же. Тогда кузнец сказал ему:

    - Прости меня, брат. Наместник повелел мне таким способом испытать тебя.

    Понял тогда инок, что причиной его желания носить вериги было тщеславие и желание уподобиться святым. Стыдно стало ему, и он ушел.

     

    2. В одном монастыре был инок, которого невзлюбила братия. Его часто ругали, над ним подшучивали, оскорбляли. Инок же этот держал себя с большим достоинством, и на все оскорбления отвечал молчанием. Видя это, игумен монастыря подивился кротости инока, и однажды спросил его, как он достиг такого спокойствия духа и кротости. Тогда инок ответил ему: "А что мне пререкаться с этими хамами, они все равно, что псы." Услышав такой ответ, игумен отскочил от него, как ошпаренный. Такой степени гордости он еще не встречал.

    Этот случай иллюстрирует, как тщеславие может скрываться под самыми благовидными и святыми поступками.

     

    3. Некий опытный старец на духу увещал своего послушника, чтобы тот не гордился; но тот, ослепленный своим умом, ответил старцу: "Прости меня, отче, но во мне гордости нет." Тогда мудрый старец ответил ему: "Да чем же ты, чадо, мог бы лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!"

     

    4. Падший Стефан. В обители аввы Пафнутия жил некий брат по имени Стефан, который впал в постыдное распутство. Известны были и другие подобные случаи, когда люди, удалившись в пустыню ради добродетельной жизни, потом обольщались греховными помыслами и впадали в чревоугодие, распутство и другие ужасные страсти.

    По этому поводу многоопытный авва Пафнутий говорил: "Все, что ни случается с нами, бывает по двум причинам: или по благоволению Божию, или по Его попущению. Добрые дела, ведущие к славе Божией, совершаются по Божию благоволению; а все, что сопряжено с вредом, опасностью и бедствием - то случается по Его попущению. Попущение бывает тем, которых Бог оставляет за их неразумие и неверие, а также тем, которые совершают добродетели с нечистой целью, ради человекоугодия или по гордости своего ума. Таких Бог оставляет ради их же обращения к покаянию, чтобы предоставленные самим себе, они осознали свою беспомощность и исправили свои порочные дела.

     

    5. Однажды блаженный Антоний молился в келье и был к нему голос: "Антоний! Ты еще не пришел в меру кожевника, живущего в Александрии." Услышав это, старец встал рано утром и, взяв посох, поспешно пошел в Александрию. Когда он пришел к указанному кожевнику, муж этот крайне удивился, увидев у себя Антония. Старец ему сказал: "Поведай мне свои дела, потому что для этого я пришел сюда, оставив пустыню." Кожевник отвечал: "Не знаю за собой, чтобы я сделал когда-либо и что-либо доброе: по этой причине, вставая рано с постели, прежде нежели выйду на работу, говорю сам себе: Все жители этого города от большого до малого, войдут в Царство Божие за свои добродетели, а я один пойду в вечную муку за мои грехи. Эти же слова повторяю в своем сердце, прежде нежели пойду спать." Услышав это, блаженный Антоний отвечал: "Поистине, сын мой, ты как искусный ювелир, сидя спокойно в своем доме, стяжал Царство Божие; а я, хотя всю жизнь мою провожу в пустыне, но не стяжал духовного разума, не достиг в меру сознания, которое ты выражаешь своими словами."

     

    6. В Вавилоне дочь одного идолопоклонника была одержима бесом. Один знакомый монах сказал ее отцу, что никто не сможет исцелить его дочери, кроме известных ему отшельников, но и они по смирению не захотят этого сделать. Вот как поступим: когда они придут на торг продавать рукоделия, мы представимся покупателями. Когда они придут в дом за деньгами, то попросим их сотворить молитву, и я верю, что исцелится дочь твоя. Они пришли на торг; там ученик одного старца продавал корзины. Они пригласили его с корзинами в дом, чтобы отдать ему деньги. Когда монах вступил в дом, беснующаяся выбежала ему навстречу и ударила по щеке. Следуя заповеди Спасителя, он обратил к ней другую щеку. Демон ощутил муку и завопил: "О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!" Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам. Они прославили Бога, сказав: "Обычно дьявольской гордыне - падать перед смирением заповеди Христовой." (92)

     

    7. В Нитрийской пустыне (70 миль на юго-запад от г. Александрии в Египте) жил монах Валент, родом из Палестины. Он много лет изнурял себя монашескими подвигами, так что многие считали его за святого подвижника. Но, обольщенный духом самомнения и гордости, он впал в крайнее высокомерие и вообразил, что ангелы беседуют с ним и служат ему.

    Как-то, поздно вечером, когда уже стемнело, он, плетя корзину, уронил шило на пол. Долго он безуспешно искал его, как вдруг по бесовскому наваждению появился в келье свет, и тогда Валент сразу увидел свое шило. Это "чудо" еще больше надмило его, так что Валент стал презирать и Св. Тайны Христовы, считая, что он больше не нуждается в причащении.

    Однажды несколько иноков принесли плоды для раздачи братии обители. Блаженный пресвитер Макарий, начальник монастыря, разослал по кельям каждому по горсти плодов, в том числе и Валенту. Получив плоды, Валент обругал и избил принесшего их, сказав: "Ступай и скажи Макарию, что я не хуже его и нечего ему посылать мне свое благословение." Макарий, поняв, что Валент поддался дьявольскому обольщению, пошел увещевать его. "Брат Валент! Ты находишься в обольщении. Одумайся и помолись Богу," - предупредил его опытный старец. Но Валент не принял его мудрого совета, так что Макарию пришлось уйти, скорбя о гибнущем иноке.

    Дьявол же, убедившись, что Валент совершенно поддался ему, принимает вид Спасителя и приходит к нему ночью, окруженный сонмом демонов, принявших образ ангелов с зажженными светильниками. И вот Валент видит перед собой огненный круг, а в середине - стоящего Спасителя. Тут один из демонов, принявший вид ангела, говорит Валенту: "Твоими подвигами и святостью жизни ты так угодил Христу, что Он благоволил лично явиться к тебе. Поэтому скорее пади на колени перед Ним и поблагодари Его." Ничего не подозревая, Валент с чувством восторга пал и поклонился сатане, принявшему вид Христа.

    На другой день Валент пришел в храм и стал пред всеми хвалиться, что Сам Христос явился ему. Сказав это, он начал неистовствовать, кричать и бросаться на братию, так что пришлось связать его цепями. Целый год братия усердно молилась за Валента и подвергала его разным унижениям, стараясь противное уврачевать противным (смирением вытеснить гордость). И так, наконец, долгими совместными усилиями они вымолили ему двоякое исцеление - от умопомешательства и от сатанинской гордости.

     

     

     

    Изречения

    на тему гордыни и смирения.

     

    Из Священного Писания.

     

    "Погибели предшествует гордость, и падению - надменность" (Прит. 16:18). "Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе" (Прит. 18:13). "Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа" (Ис. Сир. 3:17-18). "Что гордится земля и пепел?" (Ис. Сир. 10:9). "Господь вырывает с корнем народы и насаждает вместо них смиренных" (Ис. Сир. 10:18). Смотри также: Ис. Сир. 3:21; 4:7; 13:1; 20:11.

     

    Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Псалом 33:19:).

     

    Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение (Притчи 15:33).

     

    Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Прит. 18:13).

     

    Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь (Прит. 29:33 23).

     

    Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных (Ис. 57:15).

     

    Много высоких и славных, но тайны открываются смиренным, ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется (Сир. 3:19-20).

     

    Иисус Христос: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мт. 11:29).

     

    Апостолы спорили между собой, кто из них старше. "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больший в Царстве Небесном" (Мт. 18:2-4).

     

    Молитва Девы Марии: Бог "призрел на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лук 1:48 ).

     

    Иисус спрашивает Своих учеников: "Кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лук. 22:27).

     

    Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6).

     

    Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5; см Пс. 146:6).

     

    "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь" (1 Пет. 4:10-11).

     

    "Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью" (Иак. 3:13). "Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна" (Иак. 3:17).

     

    "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и не было между вами разделения, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1:1-10).

     

    "Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по упрямству или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие во Христе Иисусе" (Фил. 2:1-5).

     

    Смотри также: Рим. 12:16; 1 Кор. 1:26-31, Кол. 3:12.

     

    Из святых Отцов.

     

    Преп. Макарий Великий:

    Господь, зная немощь человека и его склонность превозноситься, удерживает его и не дает ему быть в непрерывном подвиге совершенствования. Ибо если ты, когда приобретаешь нечто малое, надмеваешься и делаешься несносным для других, то тем более сделаешься несносным, если насытишься сразу всеми духовными дарованиями. Поэтому Бог, зная твою немощь, по Своему промыслу посылает тебе скорби, чтобы ты стал смиренным и усердно стремился к Нему.

    Получивший благодать считает себя хуже всех грешников. И такая мысль естественна для него. Чем глубже человек познает Бога, тем больше считает себя невеждой, и чем больше учится, тем больше почитает себя ничего не знающим. Помогающая ему благодать внушает ему такой образ мыслей, как естественный.

    Если же ты увидишь, что кто-нибудь превозносится и надмевается своими дарованиями, то знай, что хотя бы он и знамения творил и мертвых воскрешал ... его обкрадывает злая сила без его ведома. Если даже и чудеса совершает он - не верь ему, потому что признаком истинного христианина является то, что удостоившиеся от Бога дарований, таят их от взора других. Имея духовные сокровища царя, верующий скрывает их, как бы говоря: "Не мое это сокровище: другой положил его здесь." Если же кто говорит: "Довольно мне того, что приобрел и больше мне не нужно," - то такой уже и не христианин, но находится в обольщении и стал орудием дьявола. Ибо наслаждение Богом неутолимо, и в какой мере кто вкушает и причащается духовных благ, в такой делается более алчущим. Такие люди имеют горячую и неудержимую любовь к Богу. Чем более они преуспевают и приобретают, тем больше сознают себя нищими.

     

    Блаженный Диадох.

    Кто любит себя, тот не может полностью любить Бога, а кто не любит себя по причине сильной любви к Богу, только тот воистину любит Бога. Такой человек никогда не будет желать славы себе, но только одному Богу ... Боголюбивой душе, исполненной чувства Божия, свойственно искать единой славы Божией, относительно же себя - услаждаться смирением. Потому что Богу, ради Его величия, подобает слава, человеку же - смирение.

     

    Преп. Илия Екдикт.

    Как высоко думающий о себе не замечает своих недостатков, так смиренномудрый - своих добрых качеств. У первого недостатки скрывает недоброе неведение, а у второго - богоугодное.

    Как без золота торговец - не торговец, хотя бы он был очень способным к торговле: так и человек, подвизающийся без смиренномудрия, не увидит благих плодов добродетели, хотя бы и очень много полагался на свой разум.

     

    Разные старцы.

    Если увидишь юношу, живущего по своей воле и смело восходящего на небо, то возьми его за ноги и стащи на землю, потому что такое восхождение его пагубно для него.

    Духовный успех человека измеряется его смирением. Насколько кто погрузится в смирение, настолько он возвысится в добродетели.

    Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся (Авва Пимен).

    Смиренномудрый даже не имеет языка, чтобы упрекнуть другого в том, что он нерадив или небрежен. Он не имеет очей, чтобы видеть недостатки других. Он не имеет ушей, чтобы слушать, как осуждают других... Он единственно заботится о своих грехах (Авва Исаия).

     

    Преподобный Иоанн Кассиан.

    Седьмая борьба предстоит нам с духом тщеславия - этой разновидной, изменчивой и тонкой страстью, которую часто очень трудно заметить и узнать и от которой трудно уберечься. Другие страсти просты и однообразны, а эта - многообразна, и со всех сторон нападает на воина Христова: и пока он еще борется, и когда он уже достигает победы. Тщеславие покушается уязвить воина всеми способами: и его одеждой, и статностью, и походкой, и голосом, и чтением, и работой, и бдениями, и постами, и молитвой, и уединением, и знанием, и ученостью, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием. Она, наподобие опасного камня, скрывающегося под волнами, внезапно причиняет бедственное кораблекрушение пловцам тогда, когда они меньше всего его ожидают.

    Другие страсти по мере того, как мы преодолеваем и побеждаем их, увядают и с каждым днем слабеют, а иногда просто от перемены места и жизненных условий они истощаются и стихают. Кроме того, по причине их раздора с противоположными им добродетелями, нам легче бывает остерегаться и избегать их. Но страсть тщеславия, будучи поражена, с еще большим ожесточением продолжает воевать, и когда считается умершей, через саму свою смерть оживает, делается здоровой и мощной. Прочие страсти тиранствуют только над теми, которых они одолели, а эта теснит своих победителей еще ожесточеннее и одолевает их тщеславными мыслями по случаю победы над собой. В том особенно обнаруживается тонкая хитрость врага, что воин Христов поражает себя своими собственными стрелами.

    Восьмая и последняя борьба предстоит у нас с духом гордости. Страсть эта хотя по порядку изложения полагается последней, но по началу и по времени есть первая. Гордость - самый свирепый и неукротимый зверь, особенно нападающий на совершенных и пожирающий их, когда они почти достигают самой вершины добродетелей.

    Итак, нам нужно так стремиться к совершенству, чтобы имея усердие к посту, бдению, молитве, сокрушению сердца и тела и другим подвигам, мы не гордились, чтобы труды наши не были напрасными. Надо помнить, что одними своими усилиями и подвигами мы не можем не только достичь совершенства, но даже сами подвиги и другие духовные упражнения мы не можем совершать без помощи благодати Божией.

     

    Преподобный Иоанн Лествичник.

    Господь часто скрывает от очей наших и те добродетели, которые мы приобрели; человек же хвалящий нас, или, лучше сказать, вводящий нас в заблуждение своей похвалой, отверзает нам очи; а как скоро они открылись, то и богатство добродетели исчезает.

    Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой.

    Гордый не имеет нужды в бесе-искусителе: он сам сделался для себя бесом и супостатом.

    Кто превозносится естественными дарованиями, т.е. остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума, и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ; ибо неверный в малом - и во многом неверен и тщеславен.

    Никакой другой помысел не бывает так трудно исповедать, как хульный помысел (по причине гордости), и поэтому некоторые люди страдают от хульных помыслов до самой старости. Надо знать, что ничто так не содействует успеху бесов, как то, что мы не исповедуем дурные мысли, но таим их в себе и этим укрепляем их.

    Если гордость некоторых из ангелов превратила в бесов, то, без сомнения, смирение может и из бесов сделать ангелов. Итак, да дерзают павшие, уповая на Бога.

    Бывает иногда, что не только от верующих, но и от неверующих отступают все страсти, оставив только одну, которая как первенствующее зло одна заменяет все прочие и которая столь вредоносна, что сильна свергнуть и с самого неба - это гордость.

    Нередко Бог промыслительно оставляет в духовных людях некоторые малые страсти для того, чтобы они, сознавая свои немощи, укоряли себя и так обогатились смиренномудрием.

    Как бедные, видя царские сокровища, еще более сознают свою нищету, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, невольно еще более смиряется в своем образе мыслей.

    Кто немощен телом и наделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и родственных с ним добродетелей, ибо иного спасения ему не найти.

    Когда бес гордости утвердился в своих служителях, тогда являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела или святого, открывает им, якобы, тайны, и как бы дар благодати, чтобы сии, окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума.

     

    Старцы Варсонофий и Иоанн.

    Будем всегда прибегать к смирению, ибо смиренный лежит на земле, а лежащий на земле куда может упасть? Взобравшемуся же на высоту легко упасть. Если мы обратились и исправились, это не от нас, - Божий дар, ибо "Господь возводит низверженных и умудряет слепцов.

    Надо считать себя грешнее всех грешников и не сделавших ничего хорошего перед Богом, укорять себя во всякое время, на всяком месте и за всякое дело.

    На вопрос, нужно ли пререкаться с обуревающими нас помыслами, скажу: Не пререкайся. Ведь враги именно этого и хотят и, видя такое пререкание, не перестанут нападать. Лучше помолись об этом Господу, открывая перед Ним свою немощь, и Он поможет не только отогнать, но и совершенно уничтожить эти мысли.

     

    Преп. Исаак Сирин.

    В качестве противодействия тонкому чувству возношения искренне исповедуй Господу в молитве свою немощь и невежество, чтобы не оказаться тебе оставленным (Богом) и не подвергнуться искушению скверных желаний, ибо блуд следует за гордостью.

    Добродетель есть матерь печали. От печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Награда же потом следует уже не за добродетели и не за труд ради нее, но за пришедшее через них смирение. Если же отсутствует смирение, то добродетели - напрасны.

    В смиренномудром никогда не бывает поспешности, торопливости, смущения, горячих и легких мыслей, но во всякое время прибывает он в покое. Ничего нет, что могло бы его изумить, смутить, привести в ужас, - потому что ни в печалях не ужасается он и не падает духом, ни в веселье не приходит в удивление и восторг. Но все его веселье и радость в том, что угодно Владыке его.

    Не полагайся на свою силу, чтобы Господь не попустил тебе пасть по немощи, - и тогда по горькому опыту познаешь свою немощь.

    Во всем, чем бы ни хвалился человек, Бог попускает ему изменяться, чтобы он, потерпев неудачу, научился смирению.

    Кто стремится к чести, от того она убегает вперед, а кто бежит от чести, за тем она гонится сзади.

    Человек, достигший того, чтобы познать меру своей немощи, достиг совершенства смирения.

    Истинные праведники всегда думают, что они недостойны Бога. И то, что они истинные праведники, видно именно из того, что они сознают себя окаянными и недостойными попечения Божия и признают это и тайно, и явно, будучи умудренными на это Духом Святым. Так думать располагает их Дух Святой, чтобы они всегда пребывали в труде и в тесноте, пока находятся в этой жизни. Бог же готовит им покой в будущем веке. Поэтому всякий, в ком обитает Господь, не желает жить в покое или освободиться от скорби, хотя по временам и подается ему таинственное духовное утешение.

     

    Симеон Новый Богослов.

    "Кто, будучи унижаем или досаждаем, сильно болеет от этого сердцем, о том человеке ведомо да будет, что он носит древнего змия (гордыню) в недрах своих. Если он станет молча переносить обиды, то сделает змия этого немощным и расслабленным. А если будет противоречить с горечью и говорить с дерзостью, то придаст силы змию изливать яд в сердце его и немилосердно пожирать внутренности его."

     

     

    Прав. Иоанн Кронштадтский.

    Сколько можешь будь кроток, смирен, прост в обращении со всеми, нелицемерно считая себя ниже всех, всех грешнее и немощнее. Говори себе: "Среди грешных - первый я." От гордости происходит напыщенность и холодное, неискреннее обращение с ближними.

    Внимательно наблюдай за проявлениями гордости: она прокрадывается незаметно, особенно во время огорчения на других из-за самых неважных причин.

    Если ты хочешь быть смиренным, то считай себя достойным всякой злобы и злословия от других. Не раздражайся, когда тебя порицают или злословят. Говори: "Да будет, Отче Святой, Твоя воля!" Вспоминай сказанное Спасителем: "Раб не больше Господина своего: если злословили Меня, то будут злословить и вас... Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел" (Иоан. 13:16; 15:18).

    Помни изречение Священного Писания: "Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Когда тебе грубят, тебя раздражают, на тебя дышат презрением и злобой, не плати тем же, но будь тих, кроток и ласков, почтителен и любящ к тем, которые недостойно ведут себя перед тобой. Если же ты смутишься и начнешь возражать с волнением, сам говорить грубо и презрительно, значит, ты сам побежден злом и тебе следует применить к себе сказанное: "Врач, исцели себя," или: "Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь? Вынь прежде бревно из твоего глаза" (Лук. 4:23; Мт. 7:3, 5). Не удивляйся тогда, если участятся грубые выпады против тебя: твои недоброжелатели, заметив твою слабость, начнут играть на ней. Итак, "не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12:21). Оскорбившему тебя дай понять, что он не тебя обидел, а лишь себя. Пожалей, что он так легко побеждается своими страстями и болен душевно. Чем он грубее и раздражительнее, тем большую яви к нему кротость и любовь. Так ты верно победишь его. Добро всегда сильнее зла и потому всегда победоносно. Помни еще, что все мы немощны и легко побеждаемся страстями. Потому будь кроток и снисходителен к согрешающим против тебя. Ведь и ты болен тем же, что и твой брат. Прощай долги твоим должникам, чтобы и Отец Небесный простил твои долги.

    Тебе не хочется молиться за презираемого тобой человека, но потому-то и молись, что не хочется; потому-то и прибегай к Врачу, что ты сам болен злобой и гордостью, как болен презираемый тобой. Молись о том, чтобы Господь научил тебя незлобию и терпению, чтобы Он укрепил тебя любить врагов, а не доброжелателей только, чтобы Он научил тебя молиться за недоброжелателей так же искренне, как за доброжелателей.

     

    Старец Силуан.

    Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит "Лествица." Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь легко молиться. Некоторые повредили себе сердце, потому что усиливались умом творить молитву в сердце, и дошли до того, что потом и устами не могли ее произносить. Но знай порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной, послушной душе. Кто послушлив и во всем воздержен: в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву, и она легко совершается в сердце.

    Непрестанная молитва приходит от любви, а теряется за осуждение, за празднословие и невоздержание. Кто любит Бога, тот может помышлять о нем день и ночь, потому что любить Бога никакие дела не мешают.

    Научиться Христову смирению - есть великое благо; с ним легко и радостно жить, и все бывает мило сердцу. Только смиренным являет Себя Господь Духом Святым, а если не смиримся, то Бога не узрим. Смирение есть свет, в котором мы можем узреть Свет-Бога, как поется: "Во свете Твоем узрим свет."

    Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым - все хорошо, все радостно, все прекрасно.

    Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется, и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякой судьбой будет доволен, потому что Господь его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его.

    Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: "Мир Мой даю вам." Так всякой смиренной душе Господь дает мир.

    Есть много родов смирения. Один послушлив и во всем себя укоряет, и это смирение. Иной кается во грехах своих и почитает себя мерзким перед Богом, - и это смирение. Но иное смирение у того, кто познал Господа Духом Святым. Кто познал Господа Духом Святым, у того другое познание и другой вкус.

    Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали - какой наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые - свои науки, а правители - свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость.

     

    Старец Паисий Езнепидис:

    Старец сосредотачивал всё духовное делание христианина на стяжении смиренномудрия. Он говорил: "Бог очень сильно любит человека, прекрасно знает проблему каждого и хочет помочь, прежде чем тот Его попросит, поскольку для Бога не существует трудностей, ибо Он всесилен. В настоящем случае Господь встречает трудность, исходящую от человека несмиренного! Итак, трудность, которую имеет Бог, повторяю, единственная - та, что Он "не может" помочь, пока душа человека не смирится. Тогда благой Бог некоторым образом "огорчается," потому что видит как создание Его мучается, и Он "не может" помочь, ибо знает, что просимое пойдет человеку во вред, поскольку тот не имеет смиренного разумения. То, что случается с человеком, абсолютно связано со смирением; видим, например, человека боримого и побеждаемого какой-либо страстью: Бог попускает это только лишь потому, что душа высокомудренного имеет помысел или близка к опасности принять его (т.е. имеет предрасположение к гордости). Человек может ненавидеть конкретные страсти и не желать их, и даже проливать кровь, ради удаления их, - однако у него нечего не получится, ибо Бог не помогает ему; и не будет помогать ему - пока тот не смирится (потому что, хотя он ненавидит конкретные страсти, однако он - раб гордости, которая вводит во все остальные страсти).

    Чтобы духовно преуспеть человек может просить у Бога любви, молитвы, мудрости, послушания и других добродетелей. Однако Бог хочет, чтобы мы познали - и это хорошенько вложи себе в голову, - что Он не даст нам ничего из просимого, сколько бы мы не подвизались, - если мы прежде не смиримся. Когда же имеем единственною целью - смирение, тогда Бог всё даст нам даром.

    Бог одного хочет от нас - смирения, ничего больше. Хочет только нам помочь Своей Божественной благодатью, которую прежде, чем мы что-то сделаем, прежде чем возлюбим Его, прежде нашего подвига, дал нам через святое крещение по невыразимой благости Своей. Благодать помогает нам возлюбить Господа, познать Его. Господь совершает всё - только бы нам иметь смирение, чтобы не препятствовать Божественной благодати, но позволять ей действовать. Мы ей препятствуем лишь тогда, когда не имеем смирения. Одно только противостоит Божественной благодати - высокомудрие (гордость).

     

    Оптинский старец Варсанофий Плеханков.

    Чтобы уподобиться Богу, надо исполнять Его святые заповеди, а если рассмотреть, то окажется, что ни одной-то мы по-настоящему и не исполнили. Переберем их все, и окажется, что той заповеди мы едва коснулись, другую, может, тоже несколько раз начинали только исполнять, а, например, к заповеди о любви к врагам и не приступали. Что же остается делать нам, грешным? Как спастись? Единственно - через смирение. "Господи, во всем-то я грешен, ничего нет у меня доброго, надеюсь только на беспредельное Твое милосердие." Мы - сущие банкроты пред Господом, но за смирение Он не отринет нас. И действительно, лучше, имея грехи, так и считать себя великими грешниками, чем, имея какие-нибудь добрые дела, надмеваться ими, считая себя праведными. В Евангелии изображены два таких примера в лице Фарисея и мытаря.

     

    Святитель Феофан Затворник: "Простота есть неразлучная черта смирения, потому, когда нет простоты, нет и смирения. Простота не лукава, не подозрительна, не обидчива, не видит себя, никакого себе значения не придает, не мудрствует и пр... Все сие обозначает смирение. Главная черта смирения - чувствовать, что я ничто и если что имею, - все то Божие."

    Вы говорите, что дух тщеславия нападает. Берегитесь же. Это многоглавый змей. Иногда преобразуется в самое смирение... Тщеславие тонко, но душу огрубляет. И Господь у тех, кои поблажают тщеславным помыслам, скоро отнимает благодать и попускает им падать. Долго ли до беды?

    Гордость самая пагубная страсть, и тем пагубнее, что чиста со вне. Что вам старцы говорили про гордость еще в детстве, это значит, что Бог хочет, чтоб вы сами смирились, и готов дать смирение, если взыщете...

     

     

     

    Миссионерский Листок # 125

    Свято-Троицкая Православная Миссия

    Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission

    466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА

    Редактор: Епископ Александр (Милеант)

     

     

     

     

    Edited by

    Date

    Е. М.

    1-1-02

    Т. Бражникова

    1-2-02

    А. Б. Сергеевский

    1-25-02

     

     

    Последнее обновление файла: 25.02.2011.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .