. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Александр (Милеант) еп. Христианское учение о конце мира и будущей жизни (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Александр (Милеант) еп.

    Христианское учение о конце мира и будущей жизни

     

    Содержание

    Ожидание второго пришествия Христова.

    Признаки приближения конца мира.

    Антихрист.

    Второе пришествие Христово.

    Воскресение мертвых.

    Конец физического мира.

    Страшный Суд.

    Будущая жизнь.

    Заключение.

    Несостоятельность хилиазма.

    В приложении: О конце мира Священномученика митрополита Вениямина (Федченкова).

     

     


     

    Предисловие

    Богу было угодно сделать нас свидетелями знаменательного события на нашей многострадальной родине, когда после 70-тилетнего гнета, без всякой войны или народного восстания, "сама собой" рухнула богоборческая власть! Об этом, как и об ужасах коммунизма, предсказывали последние оптинские старцы и некоторые праведники дореволюционной России. (Оптинские старцы Анатолий (Потапов, 1922) и Нектарий (Тихонов, 1928), иеросхимонах Аристоклий Московский (1918), старец Алексей (Засимовский) и др. Важно отметить, что согласно их предсказаниям духовное возрождение России должно было произойти незадолго до конца мира, хотя они и не уточняли, сколько времени это "незадолго" продлится. Тем не менее, современные мировые события – перенаселение земного шара, катастрофическое загрязнение природы, истощение земных ресурсов и исполнение многих предсказаний Священного Писания, относящихся к последним временам, – наводят на мысль, что конец мира действительно не за горами.

    Когда две тысячи лет тому назад Господь Иисус Христос изгонял бесов, они вопили устами одержимых: "Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий. Пришел Ты прежде времени мучить нас!" Небезынтересно отметить, что теперь при попытках изгнания бесы тоже кричат, но совсем другое: "Оставьте нас! Ведь скоро Господь придет!" Об этом свидетельствует протестантский ученый Dr. Кurt Коch, написавший несколько серьезных трудов в области демонологии, парапсихологии и ложных чудес. Смотри его книги: "Bеtwееn Christ аnd Sаtаn," "Оccult Bоndаgе аnd Dеlivеrаncе," "Dеmоnоlоgy Pаst аnd Prеsеnt" и др., (Кrеgеl Publicаtiоns, Grаnd Rаpids, Мichigаn, USА). Таким образом, все указывает на то, день Второго пришествия Христова близок.

    В этой статье мы приведем основные признаки приближения конца мира и некоторые черты личности Антихриста, опишем второе пришествие Христово, воскресение мертвых, Страшный суд и будущую жизнь, как об этом учит Священное Писание, и раскроем необходимость всегда быть готовыми к встрече с Господом. В приложении покажем несостоятельность сектантского учения о Тысячелетнем царстве.

     

     

    Ожидание второго

    пришествия Христова

    Цель нашего земного существования – одна: подготовиться к вечности. Христианская мудрость заключается в том, чтобы драгоценный талант времени максимально использовать для обеспечения будущей жизни. Господь Иисус Христос в целом ряде поучений призывал Своих учеников дорожить временем и жить в постоянной готовности предстать перед Богом для отчета в своих делах. (Смотри, например, описание суда Божия в Евангелии от Матфея (25:31-46); притчи Спасителя о плевелах (Мт. 13:24-30); о рабах, ожидающих господина (Лк. 12:35-40); о неверном домоправителе (Лк. 16:1-13); о званных на брачный пир (Лк. 14:16-24); о талантах (Мт. 25:14-30); о работниках, получивших равную плату (Мт. 20:1-16); о десяти девах (Мт. 25:1-13) и другие). "Бодрствуйте, – повторял Спаситель, – потому что в который час не думаете придет Сын Человеческий" (Мт. 24:42), т. е. в самый неожиданный момент жизнь ваша может оборваться. То будет для вас концом мира, днем суда и началом вечности.

    Все люди в большей или меньшей мере боятся смерти. Тем не менее, апостолы наставляли христиан помнить о предстоящей встрече с Богом, потому что размышление об этом содействует исправлению жизни. "Пришествие Господне приближается," – писал ап. Иаков. – "Вот, Судья стоит уже у дверей" (Иак. 5:8-9).

    Ранняя христианская письменность свидетельствует, что еще с апостольского времени христиане напряженно ожидали скорого возвращения на землю Господа Иисуса Христа. Это ожидание поддерживалось, с одной стороны, той атмосферой гонений и мученичества, которыми была окружена их жизнь. Интенсивность преследований порой напоминала предсказания Спасителя о последних временах, когда нельзя было поручиться ни за один день спокойного существования. Достаточно вспомнить архидиакона Стефана, апостолов Петра и Павла, мучениц Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию, великомученицу Варвару, Победоносца Георгия и других мучеников, чтобы убедиться, что жизнь верующих в первые века христианства постоянно была в опасности. В римских императорах Нероне, Домициане, Декии и Диоклетиане и подобных им гонителях христиане видели образ апокалипсического зверя.

    С другой стороны, многие христиане раннего периода настолько горели верой и усердием к праведной жизни, что возращение Христа на землю воспринималось не как время суда и отчета, а как радостная встреча со Спасителем, Которого они любили всем своим сердцем. Они действительно желали скорого пришествия Христова.

    С крушением язычества в начале 4-го века и прекращением гонений ослабело в христианах и горение духа, а ожидание второго пришествия Христова стало менее напряженным. Более систематическое изучение Писания убедило богословов, что до наступления великого "дня Господня" в жизни человечества должны завершиться определенные духовные и социальные процессы.

     

     

    Признаки

    второго пришествия Христова

    Не открывая точного срока второго пришествия Христова, Священное Писание, тем не менее, сообщает ряд определенных признаков, по которым можно судить об относительной близости этого дня. Господь Иисус Христос в заключение Своей беседы о конце мира сказал: "От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее уже становятся мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях" (Мт. 24:32-34), – т.е. сами события покажут вам насколько близок конец мира. В беседах Спасителя и в наставлениях апостолов мы находим следующие "знамения" приближения второго пришествия Христова:

    а) Повсеместное распространение Евангелия. "Проповедано будет сие Евангелие Царства по всей вселенной во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мт. 24:14).

    б) Крайнее ослабление веры. Хотя христианское учение и будет общеизвестным, но люди станут к нему равнодушны, так что "Сын Человеческий придя найдет ли веру на земле?" (Лк. 18:8). По словам ап. Павла, то будет время, "когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4:3-4). То есть, люди будут интересоваться не тем, что истинно, но тем, что любопытно и приятно слушать.

    в) Появятся лжепророки и лжемессии, которые будут совращать людей во всевозможные секты и дикие культы, потакая развращенным нравам толпы. Относительно лжеучителей Господь предупреждает верующих в таких словах: "Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: Я – Христос, и многих прельстят. Не ходите в след их... Тогда восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных. Вот я наперед сказал вам" (Мт. 24:4-5; 24:24; Мр. 13:6.). Книга Откровения описывает чудеса последнего лжепророка, а ап. Павел объясняет, что то будут ложные, кажущиеся чудеса (От. 13:13-15; 2 Фес. 2:9).

    г) Обращение ко Христу еврейского народа. Согласно апостолу Павлу возвращение ко Христу еврейского народа совпадет с процессом стихийного отступления от христианства других народов: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, что ожесточение (неверие) произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет (в Церковь) полное число язычников, и так весь Израиль (последних времен) спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова... О, бездна богатства, и премудрости, и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его, и неисследимы пути Его!" (Послание к Римлянам 10-11 главы).

    Надо отметить, что это предсказание ап. Павла начало исполняться вскоре после Второй мировой войны, когда в Нью-Йорке несколько уверовавших евреев начали распространять среди своих братьев по крови веру в Господа Иисуса Христа. Отлично зная ветхозаветное Писание, они ясно и убедительно доказывали, что Иисус Христос есть обещанный их отцам Мессия. В результате их проповеди в нескольких больших городах США начали возникать общины, состоящие из евреев-христиан. В 1990 году количество таких крещенных евреев достигло нескольких десятков тысяч. (Их литературу на английском языке можно выписать из: Веth Sаr Shаlоm Publicаtiоn, 250 . 57 St. Nеw Yоrk NY 10023).

    д) Зло и беззакония крайне усилятся. Утрата веры повлечет за собой еще большее падение нравственности. Ап. Павел так характеризует людей перед концом мира: "В последние дни, наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели Боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим. 3:1-5). "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мт. 24:12).

    Из совокупности предсказаний Св. Писания следует заключить, что наступлению последнего и страшного дня конца мира будет предшествовать все усиливающееся нравственное разложение, в результате которого духовная жизнь человечества придет в глубокое расстройство. Интересы плоти возобладают над интересами духа. Христом перестанут интересоваться и перестанут думать о Нем. Его жизнь и Его учение отойдут для многих в область воспоминаний. Повторится предпотопное состояние человечества, о котором мы читаем в Библии: "И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были злы во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека... ибо земля растлилась пред лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями" (Быт. 6:5-17)..Подобное состояние человечества будет и перед вторым пришествием Христовым.

    ж) Распространятся колдовство, служение нечистой силе и другие языческие мерзости. Само мировоззрение людей будет отравлено дьявольской ложью: "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (1 Тим. 4:1). Книга Откровения предсказывает чрезвычайное проникновение дьявольской силы в жизнь людей. Эта потусторонняя сила, подобно дыму, наполнит и отравит самую атмосферу, которой дышат люди, как пишет ап. Иоанн: "Когда был отворен кладезь бездны, из нее вышел дым, как из большой печи, и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладезя. И из дыма вышла саранча на землю... Царем над собой она имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Апполион (губитель)" (От. 9:2-3 и 11). И хотя Господь и будет призывать людей к покаянию разными бедствиями, но грешники "не раскаются в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам ... и не раскаются они в убийствах своих, ни в чародействах, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем" (От. 9:20-21; От. 16:13; 18:23).

    з) Возрастут взаимная вражда и ненависть, усилятся гонения на верующих. Имя христиан сделается ненавистным для людей, отвергших всякую религиозную культуру, всякую память о Боге, всякое к Нему обращение и всю свою надежду возложивших только на самих себя, на свой ум, на свои знания, на свое умение. Число христиан очень сократится, и врагами для верующего человека иногда окажутся его собственные родственники, как Господь предсказывает: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас, и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... И друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга" так, что даже "брат брата предаст на смерть, и отец – детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их... Но и волос с головы вашей не пропадет, – утешает в заключение Спаситель. – Претерпевший же до конца спасется" (Мт. 24:9-10; Мр. 13:12-13; Лк. 21:18).

    е) Кровопролитные войны и разные бедствия в природе примут катастрофические размеры. Люди будут изнемогать от тяжести переживаемых бедствий. Они не в силах будут преодолеть их собственными усилиями, но и искать помощи у Бога не подумают по причине своего неверия. "Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство... И будут большие землетрясения по местам, и глады и моры и ужасные явления, и великие знамения на небе... И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле – уныние народов и недоумение, и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются" (Мт. 24-я гл.; Мр. 13-я гл. и Лк. 21-я гл.). Последние слова этого пророчества, очевидно, относятся к самому концу мира. Но за несколько лет до него произойдет нечто еще более страшное в жизни человечества: воцарится Антихрист.

     

     

    Антихрист

    Наименование "антихрист" употребляется в Священном Писании в двояком смысле. В широком смысле оно обозначает всякого противника Христова (приставка "анти" значит против. В таком смысле о нем говорит ап. Иоанн Богослов в своем 1-ом и 2-ом посланиях. В узком смысле оно указывает на определенную личность, на "антихриста," который все свои усилия направит к искоренению веры в Христа. Появление на мировой сцене этого определенного Антихриста является последним и решительным признаком приближения второго пришествия Христова.

    Все возрастающее в человечестве отвращение от Бога к концу мира сосредоточится в определенном "человеке греха," который и возглавит последнюю отчаянную борьбу с христианством. О качествах и о действиях этого Антихриста читаем у ап. Павла:

    "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот ("День Господень") не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... Ибо тайна беззакония уже в действии, только (не совершится) до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, (Сила Божия, которая через законных правителей, препятствует его воцарению)– и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить всякой лжи" (2 Фес. 2:3-11).

    Что будет содействовать успеху Антихриста, в чем будет заключаться секрет его огромной власти и влияния? Очевидно, он будет ярким выразителем своей материалистической и богоборческой эпохи. Но его усилению и пришествию к власти будут содействовать и внешние факторы. Возможно, что в его время над человечеством нависнет угроза всемирной атомной и биологической войны или ужасного политического и экономического кризиса. Правительства будут на краю краха, а народы – в состоянии смут и революций. Тогда на мутных волнах мировой бури всплывет "гениальный" вождь, как единственный, кто может спасти человечество. За его спиной будет стоять мощная организация, стремящаяся к мировому господству. Опираясь на нее, Антихрист выступит с готовой программой социально-экономических преобразований, которые наперебой будут поддерживать и рекламировать средства массовой информации.

    Должно думать, что иудеи, не признающие Христа, увидят в Антихристе долгожданного мессию, большинство же людей окрылится надеждой, что он положит конец войнам и кризисам и принесет всеобщее благоденствие. Вероятно, имея в виду такую слепоту людей, не видящих нависшую над ними катастрофу, ап. Павел писал: "Придет День Господень, как тать (вор) ночью. Ибо, когда будут говорить: мир и безопасность, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут" (1 Фес. 5:1-6).

    Антихрист не удовлетворится одной политической властью и внешними преобразованиями. Восхваляемый всеми, он возомнит о себе, как о сверхчеловеке и даже божестве, и выдвинет новое мировоззрение – новую веру и новую мораль взамен "отжившему" и "не удавшемуся" христианскому учению. Одержимый манией величия, он начнет выдавать себя за бога, и воссядет в храме (возможно – Иерусалимском, вновь перед тем построенном), требуя себе поклонения. По слову ап. Павла деятельность Антихриста, поддерживаемая сатаной и сопровождаемая знамениями, ложными чудесами и всякими неправедными обольщениями погибающих, будет весьма успешной. Под знамениями и чудесами Антихриста можно понимать не только мнимые чудеса, приводящие всех в восторг фокусы, но и высшие достижения науки, которые будут обращены на укрепление его власти. Не является ли телевидение или нечто ему подобное "духом, вложенный в образ зверя" (От. 13:15)? Будет применена самая усовершенствованная система слежки за людьми и контроля их поступков. Желающие что-либо купить или продать должны будут предъявить официальное разрешение на это ("начертание зверя" (От. 13:17). Радио-телевизионные программы и пресса будут направлены к непрерывному укреплению культа вождя и к созданию общественного мнения, выработанного властью. Люди, дерзнувшие сомневаться в гениальности Вождя или несогласные с его мероприятиями, как враги человечества будут энергично уничтожаться.

    Образ грядущего Антихриста представлен у пророка Даниила в виде "малого рога," который носит черты сирийского царя Антиоха Епифана – жестокого гонителя верующих иудеев (царствовал в 175-164 гг. до Р.Хр., см.: Дан. 7-11 гл. и первые две Маккавейские книги). В Откровении св. Иоанна Богослова Антихрист представлен в образе чудовища, вышедшего из моря (От. 13 гл.; 19:19-21) ,носящего черты римских императоров Нерона (Нерон царствовал в 54-68 гг. после Р.Хр., закончив жизнь самоубийством. При нем пострадали в Риме апп. Петр и Павел) и Домициана (Домициан царствовал в 81-96 гг. Он издал указ о повсеместном преследовании христиан, отказывающихся почитать его, как бога. При нем ап. Иоанн Богослов был сослан в заточение на о. Патмос. Многие считали Домициана за ожившего Нерона, что могло послужить основанием для характеристики Антихриста: "Зверь, который имеет рану от меча и жив" От. 13:14) современников ап. Иоанна. Надо пояснить, что в Откровении под зверем надо понимать не только самого Антихриста, но и весь государственный аппарат его антихристианской империи.

    При ознакомлении с историческими прообразами грядущего Антихриста бросаются в глаза некоторые общие у них черты. Все они, в сущности, были людьми ничтожными, как в интеллектуальном, так и в государственном отношении. Власти они достигли не по своим заслугам или способностям, но в силу удачно сложившихся обстоятельств. ("Власть валялась на дороге, и мы ее подобрали" – говорил богоборец Ленин). Они были больше заговорщиками, чем людьми широкого государственного ума. Все они страдали непомерной манией величия; в личной жизни они были лживы, развратны и жестоки. (Нерон, например, убил собственную мать). Можно предполагать, что подобными же свойствами будет отличаться и последний мировой Вождь.

    Если понимать указания Священного Писания буквально, то деятельность Антихриста продлится три с половиной года и закончится пришествием Христовым, всеобщим воскресением мертвых и Страшным судом (Дан. 7:25; От. 11:2-3; 12:13; 13:5). Характер личности Антихриста и образ его действий предположительно, но подробно изображает св. Кирилл Иерусалимский в Огласительных поучениях (5 и 15) и св. Ефрем Сирин в "Слове на пришествие Господне и антихристово". Известный русский философ Владимир С. Соловьев пытался изобразить время пришествия Антихриста и его облик в своей "Повести об Антихристе," но его изображение и его иногда шутливый тон совсем не передают всего ужаса и беспросветности, какие нависнут над человечеством в последний период его существования. Его повесть – это наивная идиллия по сравнению с ужасом, какой будет господствовать над людьми, потерявшими Бога.

    В Откровении Иоанна Богослова указывается на появление в период деятельности Антихриста "двух свидетелей" (Предполагают – пророка Илию и патриарха Еноха (Быт. 5:24). которые будут прорицать истину, творить чудеса, и когда окончат свидетельство свое, будут умерщвлены Антихристом (От. 11:3-12).

    Таково свидетельство слова Божия о грядущих временах, о понятиях и настроениях общества перед вторым пришествием Христовым. Хотя эти все признаки явные и очевидные, однако способность увидеть и понять их зависит от духовного уровня человека. Грешники неспособны будут понять ни того, что на их глазах происходит, ни куда мир катится. Поэтому Спаситель предупреждал Своих учеников: "Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному" (Лк. 21:34-36).

     

     

    Второе пришествие

    Сына Человеческого

    Духовный взор христиан должен быть направлен к грядущему радостному событию – второму пришествию Христа на землю: "Когда же начнет это сбываться (последние бедствия), тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лк. 21:28). Действительность этого пришествия со всей определенностью засвидетельствована Самим Господом Иисусом Христом, с указанием ряда подробностей (Мт. 16:27; Мт. 24 гл.; Мр. 8:38; Лк. 12:40; Лк. 17:24; Иоан. 14:3). Об этом событии возвестили ангелы при вознесении Господа (Деян. 1:11) и часто напоминали апостолы (ап. Иуда (Иуд. ст. 14-15); ап. Иоанн (1 Иоан. 2:28); ап. Петр (1 Петр. 4:13); в том числе и ап. Павел (1 Кор. 4:5; 1 Фес. 5:2-6 и др.).

    Сам Господь изобразил Свое пришествие в следующих чертах: оно будет внезапным и для всех явным"Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мт. 24:27..). Перед Его вторым пришествием на небе явится знамение Сына Человеческого, увидев которое "восплачутся все племена земные". Это будет, по общему мнению свв. отцов Церкви, знамение животворящего Креста Господня.

    Господь придет окруженный бесчисленными сонмами ангелов, во всей славе Своей: "И увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою, со святыми Ангелами" (Мр. 8:38). Тогда "Он сядет на престоле славы Своей" (Мт. 25:31). Из этих слов Спасителя видно, что Его второе пришествие будет совсем иным, чем первое, когда Он добровольно смирил Себя, придя в образе простого человека, жил в нищете и терпел всякие унижения.

    Он придет, чтобы праведно судить вселенную (Деян. 17:31) и воздать каждому по делам его (Мт. 16:27). Этим отличается по существу цель второго пришествия Его в мир от цели первого пришествия, когда Он приходил не судить мир, но спасти мир, приходил положить душу Свою для спасения многих.

     

     

    Воскресение мертвых

    В великий день пришествия Сына Человеческого совершится всеобщее воскресение мертвых, которые восстанут в преображенном виде. О нем Господь так говорит: "Наступит время, когда все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия" (Иоан. 5:28). Когда саддукеи выразили неверие в возможность воскресения, Господь укорил их, сказав: "Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мт. 22:29).

    Несомненность истины воскресения и важность веры в воскресение ап. Павел выразил в таких словах: "Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом же мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, что Он воскресил Христа, Которого он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают... Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших... Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (1 Кор. 15:13-15, 20, 22).

    Воскресение мертвых будет всеобщее и одновременное, как праведников, так и грешников: "И пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения" (Иоан. 5:29; Деян. 24:15). При этом, несомненно, что вид воскресших праведников будет иной, чем воскресших грешников: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их," – сказал Господь о праведных (Мт. 13:43). Поясняя это, св. Ефрем Сирин говорит, что тогда "одни уподобятся свету, а другие – тьме".

    Из слова Божия надо заключить, что воскресшие тела останутся в своей сущности те же, какие принадлежали душам в земной жизни: "Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие" (1 Кор. 15:53). Но при этом они восстанут преображенными – нетленными и бессмертными. Они будут совершенно свободны от изнеможения и от немощей нынешней жизни. Они станут одухотворенными и небесными, свободными от телесных потребностей. Жизнь после воскресения уподобится жизни бесплотных ангелов, по слову Господа (Лк. 20:35-38). Что касается грешников, то и их тела, без сомнения, восстанут в новом виде, но, получив бессмертие, они в то же время отразят на себе безобразие их нравственного растления.

    В качестве примера предстоящего преображения тел апостол Павел ссылается на общеизвестный факт: "Но скажет кто-нибудь: Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Безрассудный! То, что ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело" (1 Кор. 15:35-38). С той же целью Отцы Церкви указывали на то, что в мире вообще ничто не уничтожается и не исчезает, но изменяется; что Бог силен восстановить то, что Он Сам созидает. Обращаясь к природе, они находили в ней подобия воскресения, каковы: прорастание растений из семени, брошенного в землю и разложившегося; ежегодное обновление природы весной; обновление дня; пробуждение от сна; первоначальное образование человека из праха земного и другие явления.

    Что касается тех людей, которых пришествие Господне застанет живущими на земле, то, по слову апостольскому, с ними произойдет мгновенное изменение, такое же, как и с воскресшими мертвыми: "Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие" (1 Кор. 15:51-53).О встрече верующих с Господом, которая произойдет после этого, ап. Павел так писал: "Не хочу оставить вас братия в неведении... что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господне на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1 Фес. 4:13-18).

    Всеобщее воскресение, "восхищение" праведников и следующие за ним Страшный суд и вечная жизнь – составляют явления, которые мы не в состоянии ни вполне понять, ни представить, так как ничего подобного не переживалось нами. Не можем мы и разрешить те вопросы, которые при этом встают перед пытливым умом.

     

     

    Конец физического мира

    Вследствие грехопадения человека все творение невольно покорилось "рабству тления" и "стенает (стонет) и мучится доныне" (Рим. 8:22). Наступит время, когда человечество и весь вещественный мир очистятся от греха и обновятся. Это произойдет в "последний день," после Всеобщего суда, – и совершится оно посредством огня. Допотопное человечество было очищено от греха посредством потопа, "а нынешние небеса и земля, – наставляет ап. Петр, – содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков" (2 Петр. 3:7). "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3:10 и 13).

    О том, что нынешний мир не вечен, предсказывал еще псалмопевец, говоря: "В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса есть творение рук Твоих. Они погибнут, Ты же пребываешь всегда. Все они, как риза, обветшают, и, как покрывало, свернешь их, и изменятся" (Пс. 101:26-27). Конец мира будет состоять не в уничтожении его, а в полном обновлении.

     

     

    Всеобщий суд

    Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда (Ин. 5:22, 27-29; Мт. 16:27; 7:21-23; 11:22 и 24; 12:36 и 41-42; 13:40-43; 19:29-30; 24:30; 25:31-46; Деян. 17:31; Иуд. 14-15; 2 Кор. 5:10; Рим. 2:5-7; 14:10; 1 Кор. 4:5; Еф. 6:8; Кол. 3:24-25; 2 Фес. 1:6-10; 2 Тим. 4:1; От. 20:11-15), наиболее полное описание этого события содержится у евангелиста Матфея (Мт. 25:31-46).

    По этому образцу можно заключить и о свойствах Суда. Он будет – всеобщий, т.е. простирающийся на всех людей – живых и умерших, добрых и злых, а по иным указаниям слова Божия – и даже на самих падших ангелов (2 Петр. 2:4; Иуды 6), торжественный и открытый, ибо Судия явится во всей славе Своей, со всеми святыми ангелами, пред лицом всего мира; строгий и страшный, совершаемый во всей правде Божией, и "день тот будет днем гнева и откровения праведного суда Божия" (Рим. 2:5); последний и окончательный, определяющий на вечность судьбу каждого. Результатом Суда будет вечное воздаяние: блаженство праведных и мучение осужденных злых.

    Изображая в самых светлых и самых радостных чертах вечную жизнь праведных после Всеобщего суда, слово Божие говорит с той же утвердительностью и несомненностью о вечных мучениях грешников. "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, – скажет Сын Человеческий в день суда, – и пойдут они в муку вечную, а праведники – в вечную жизнь" (Мт. 25:41). Это состояние мучения представлено в Священном Писании образно как место мучения и именуется "геенной" (Образ геенны огненной взят от Эномской долины в пригороде Иерусалима, где совершались некогда смертные казни, а также сваливались всякие нечистоты, вследствие чего для предохранения от заразы там всегда поддерживался огонь).

    В Откровении Иоанна Богослова это место (или состояние) называется "озеро огненное" (От. 19:20). И у ап. Павла: "В пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благословению Господа нашего Иисуса Христа" (2 Фес. 1:8). Образные наименования: червь неумирающий и огонь неугасающий, очевидно, символически указывают на тяжесть мучений.

    "Знаю, – пишет св. Иоанн Златоуст, – что многие ужасаются одной геенны; но я думаю, что лишение оной славы (славы Царства Божия) есть мучение жесточайшее, нежели геенна ... Это лишение благ причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что если бы и никакая казнь не ожидала согрешивших здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души... Многие безрассудные желают только избавиться от геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ" (Беседа на Евангелие от Матфея и 1-ое Слово к Феодору).

    Церковь, основываясь на слове Божием, признает геенские мучения вечными и нескончаемыми, и поэтому она осудила на Пятом Вселенском соборе лжеучение оригенистов, будто демоны и нечестивые люди будут страдать в аду только до определенного времени, а потом будут восстановлены в первоначальном невинном состоянии, называемом "апокатастасис". Осуждение на Всеобщем суде названо в Откровении св. Иоанна Богослова "смертью второю" (От. 20:14) .

    Стремление понять геенские мучения в относительном смысле: "вечности," как некоего периода, может быть и длительного, но конечного, – встречалось как в древности, так встречается и поныне. Некоторые же вовсе отрицают реальность адских мучений. Приводят соображения логического свойства, указывающие на несоответствие мучений с благостью Божией; на кажущуюся нам несоразмерность между временным преступлением и вечностью наказаний за грех; на несоответствие мучений с конечной целью творения человека, которая есть блаженство в Боге. Но не нам определять границы между неизреченной милостью Божией и правдой – справедливостью Его. Знаем, что Господь "хочет, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины". Но человек способен собственной злой волей оттолкнуть милосердие Божие и все средства спасения. Иоанн Златоуст, истолковывая изображение Страшного суда, замечает: "Когда говорил Господь о царстве, то, сказав: Придите, благословенные, наследуйте Царство, – присовокупил, – уготованное вам от создания мира; а говоря об огне, сказал не так, но присовокупил: Уготованный дьяволу и ангелам его. Ибо Я Царство готовил вам, огонь же не вам, но дьяволу и ангелам его" (Беседа на евангелие от Матфея).

    Мы не имеем права понимать слова Господа, как угрозу или некий педагогический прием, применяемый Спасителем для исправления грешников. Епископ Феофан Затворник пишет: "Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники – в муку вечную, в сообществе с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится сатанинство и осатанение, то и муки могут кончиться. А кончится ли сатанинство и осатанение? Посмотрим и увидим тогда... Чего не видел сатана после своего падения! Сколько явлено сил Божиих! Как сам он поражен силою Креста Господня! Как доселе поражается этою силой всякая его хитрость и злоба! И все ему неймется, все идет против: и чем дальше идет, тем больше упорствует".

    "Впрочем, понятие "гнев" по отношению к Богу является условным и образным, как об этом поучаемся из наставлений преп. Антония Великого. Он говорит: "Бог благ, и бесстрастен, и неизменяем. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однако ж, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним: то на это надо сказать, что на самом деле Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев – это человеческие страсти. Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым. А мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то удаляемся от Него по несходству с Ним... Так что сказать: Бог отвращается от злых, – есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения" (Добротолюбие, т. 1, ст. 150).

    Сочинения христианских подвижников показывают, что чем выше нравственно поднимается человек, тем острее он чувствует свою ответственность перед Богом. Но одновременно с этим крепнет в нем надежда на милость Божию и любовь к Нему.

     

     

    Царство славы

    С преобразованием мира в мир новый, лучший, откроется вечное Царство Божие, Царство славы. Тогда закончится "царство благодати" – бытие Церкви воинствующей на земле, а Церковь небесная войдет в Царство славы и сольется с ним. Тогда царствовать будет Сын Божий со Отцом и Святым Духом, и "царству Его не будет конца," как благовествовал ангел Деве Марии (Лк. 1:33). "Ибо, – как объясняет св. Кирилл Иерусалимский, – Тот, Который царствовал прежде, нежели низложил врагов, не будет ли тем более царствовать после того, как победит их?" (Кирилл Иерусалимский, Огласит. слова).

    Смерть потеряет свою силу: "Последний же враг упразднится – смерть... Тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою". "И времени уже не будет" – прекратится ощущение его течения (1 Кор. 15:26 и 54).

    Образно представлена вечная блаженная жизнь в Откровении, глава 21-ая: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет". В Царстве славы все будет одухотворено, бессмертно и свято. Главное же то, что достигшие будущей блаженной жизни и ставшие "причастниками Божественного естества" (2 Петр. 1:4), станут участниками той совершенной жизни, источник которой в Боге. В частности, члены Царства Божия, подобно ангелам, удостоятся видеть Бога (Мт. 5:8). Будут созерцать Его славу не как сквозь тусклое стекло, не гадательно, но лицом к лицу, – и не только созерцать, но и сами участвовать в ней, сияя, как солнце, в Царстве Отца Своего (Мт. 13:43), будучи "сонаследниками Христовыми," восседая со Христом на престоле и разделяя с Ним Его царское величие (От. 3:21; 2 Тим. 2:11-12).

    "Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной; ибо Агнец, Который посреди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их" (От. 7:16-17). Как говорит пророк Исаия: "Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (Ис. 64:4; 1 Кор. 2:9).

    Блаженство в Боге будет тем вожделеннее, что оно будет нескончаемо: "И пойдут праведники в жизнь вечную". Однако и слава в Боге, по мысли св. Отцов Церкви, будет иметь свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого, о чем можно заключить из слов Священного Писания: "В доме Отца Моего обителей много". Бог "воздаст каждому по делам его... Каждый получит свою награду по своему труду... И звезда от звезды отличается в славе" (Иоан. 14:2; Мт. 16:27; 1 Кор. 3:8; 1 Кор. 15:41).

    Св. Ефрем Сирин говорит: "Как лучами чувственного солнца наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего дом, каждый луч имеет свое место, между тем как свет не делится на много светильников: так в будущий век все праведные водворятся нераздельно в единой радости, но каждый в своей мере будет озаряться единым духовным солнцем и, по степени достоинства, черпать радость и веселье, как бы в одном воздухе и месте, и никто не увидит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству" (Св. Ефрем Сирин, "О небесных обителях").

     

     

    Заключение

    В заключение следует сказать, что бояться надо не только последнего Страшного суда Божия, но и частного Его суда, висящего над каждым из нас. На протяжении истории этот частный Божий суд постигал, как отдельных грешников, так и отдельные города и даже целые государства, когда люди совращались на путь порока. Яркие примеры этому – всемирный потоп, гибель городов Содома и Гоморры, многократное разорение Израиля, падение древней Ассирии и Вавилона, сожжение развратной Помпеи, крушение Римской империи и других могущественных государств. Не избежали суда Божия и такие христианские государства, как Византийская и Российская империи, когда они отступили от чистоты веры. Так, всюду, где образуется нравственный труп, "там соберутся и орлы," – постигнет праведная кара (Мт. 24:28).

    Чтобы предостеречь нас от нравственного разложения и побудить гореть духом, Спаситель милостиво предупреждает нас: "Будьте готовы, ибо в который час не ожидаете, придет Сын Человеческий". Поэтому будем внимательными к своему духовному состоянию. Позаботимся, чтобы ярко горел в нас светильник веры и чтобы одежда нашей души сохранилась чистой. Тогда пришествие Христа на землю будет для нас желанным событием, когда Бог положит конец всем преступлениям и в обновленном мире воцарится вечная Божия Правда.

    Cреди уже исполняющихся признаков конца мира, данных в Писании, следует указать: распространение Евангелия во всем мире; все усиливающийся процесс отступления от веры народов, которые с первых веков были христианскими; начало возвращения ко Христу евреев; появление большого числа всевозможных лжепророков; усиление преступности, разврата, сатанизма и других мерзостей.

    Что касается падения морали, то, конечно, люди всегда были грешны в большей или меньшей степени. Но в нормальных условиях чувство стыда всегда заставляло людей скрывать свои пороки. Особенностью же нашего времени является то, что греховные дела стали поставлять на пьедестал, так что детоубийцы и развратники совершают многолюдные демонстрации и требуют себе особых прав. Глядя на них, вспоминается грозное предупреждение пророка Исаии: "Выражение лиц их свидетельствует против них и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их, ибо сами на себя навлекают зло!" (Ис. 3:9).

    Другой мрачной особенностью нашего времени является навязчивое внедрение всякого уродства и пошлости в тех отраслях жизни, которые искони были выражением самых светлых и благородных сторон человеческого духа – в музыке, искусстве и литературе. Обратите внимание на современную музыку, полную какофонии, грубых и сладострастных выкриков; на картины и скульптуры, не дающие ничего ни уму, ни сердцу; на кинофильмы, часто бессодержательные и пошлые, насыщенные преступлениями и развратом. Демоны по своей природе необузданны, безобразны и жестоки. И вот с тревогой наблюдаешь, как все увеличивающуюся духовную пустоту в людях, начинает заполнять темная потусторонняя сила, накладывая свою печать на дела, жизнь и даже облик людей.

    Итак, как две тысячи лет тому назад, так и теперь невозможно точно сказать, когда произойдет конец мира. Тем не менее, многие признаки приближения этого события уже налицо. Предсказания наших оптинских старцев и других русских дореволюционных праведников дают основание думать, что с крушением коммунизма и начавшимся возрождением веры на нашей родине, перевернулась предпоследняя страница мировой истории, после чего последует пришествие Антихриста и исполнятся предсказания книги Откровения.

     

     

    Приложение

    Несостоятельность

    хилиазма

    В нынешнее время получает большое распространение учение о тысячелетнем царстве Христа на земле до Всеобщего, или Страшного суда, известное под именем хилиазма (тысячелетие). Сущность этого учения заключается в следующем: задолго до кончины мира Христос опять придет на землю, поразит Антихриста, воскресит одних праведников, устроит новое царство на земле, в котором праведники, в награду за свои подвиги, будут царствовать вместе с Ним в продолжении 1000 лет, наслаждаясь всеми благами временной жизни. Затем уже последует второе, всеобщее воскресение мертвых, Всеобщий суд и праведное воздаяние каждому человеку по делам его. Таковы мысли хилиастов. Защитники этого учения основываются на видении тайнозрителя (ап. Иоанна Богослова в 20-ой главе) Апокалипсиса. Там сказано, что Ангел, сошедший с неба, сковал сатану на 1000 лет, души же обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие "ожили и царствовали со Христом тысячу лет... Это первое воскресение... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и будет обольщать народы..". Вскоре последует суд над дьяволом и над обольщенными им. Мертвые будут судимы по делам их. "И кто не был записан в книге жизни, тот был ввергнут в озеро огненное... Это смерть вторая". Над воскресшими же в первое воскресение смерть вторая не имеет власти.

    Хилиастические взгляды в древности распространялись главным образом среди еретиков. В новое время они возродились в протестантских сектах.

    Как указано в этом учении, предполагается два будущих воскресения: прежде одно – праведных, потом другое – грешных; два будущих пришествия Спасителя во славе; два будущих суда, сначала один – для воскресших праведников, потом другой – всеобщий; признается будущее чисто земное, хотя и блаженное, царствование Христа с праведниками, как определенная историческая эпоха. С формальной стороны учение это основано на неправильном понимании выражения тайнозрителя о "первом воскресении;" внутренняя же причина его коренится в потере в массах современного сектантства веры в загробную жизнь, в блаженство праведных на небе, с которыми у них нет молитвенного общения. Другая причина в том, что в некоторых сектах получили развитие социально-утопические мечты, скрытые за религиозными идеями и вкладываемые в таинственные образы Апокалипсиса.

    Ошибочность толкования хилиастами 20-ой главы Апокалипсиса понять нетрудно. Параллельные места к словам о "первом воскресении" ясно показывают, что здесь под воскресением подразумевается духовное возрождение через веру в Христа и таинство крещения: "Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос". "Вы воскресли со Христом," – читаем много раз у апостолов (Еф. 5:14; Кол 3:1; 2:12; Еф. 2:5-6). Исходя из этого, под тысячелетним царством нужно понимать весь период времени, начиная от самого начала христианства и до конца существования мира. В 20-ой главе Апокалипсиса ап. Иоанн утешает верующих мыслью, что умерщвленные за Христа не погибли, но царствуют с Христом на небе. Воинствующая на земле Церковь, по существу, тоже торжествует победу, совершенную Спасителем, но она еще переживает войну с "князем века сего," которая закончится поражением сатаны и окончательным низвержением его в озеро огненное. "Смерть вторая" есть осуждение грешников на Всеобщем Суде. Она не коснется "воскресших в первое воскресение". Это значит, что духовно возрождаемые во Христе и очищенные благодатью Божией не подвергнутся осуждению, но войдут в блаженную жизнь Царства Христова (Второй Вселенский собор в 381 г., осуждая заблуждения еретика Аполлинария, осудил и его учение о тысячелетии Христовом и внес в самый Символ Веры слова о Христе: "Его же Царствию не будет конца").

    20-ая глава Апокалипсиса суммирует многовековую войну дьявола с Церковью. Дьявол поражен дважды: сначала – духовно, искупительной смертью Спасителя, а при конце мира – всецело и окончательно низвержением в озеро огненное. Мученики же начали торжествовать свою победу над ним сразу после своей смерти за Христа.

     

    *** *** ***

    Приложение

    О

    конце мира

    Священномученика Митрополита Вениамин (Федченкова)

    I. Общее ожидание конца мира

    1. Один из самых образованных людей, каких я видел на своем веку, – бывший ранее, толстовцем, но раскаявшийся, – Сергей Николаевич Дурылин (Москвич) пред или уже при наступлении русской революции занимался вопросом о вере в приближающийся конец мира, – как среди русских, так и среди других народов. Я слышал от него это лично в Москве. Он пришел к замечательным – и даже отчасти будто бы и неожиданным – выводам, особенно о России. Обычно существует воззрение, что ожидание конца мира совпадает с какими-либо историческими катастрофами (войнами в особенности). И это отчасти верно. И так в конце концов и должно быть по предсказанию Господа. Но не всегда совпадают эта явления.

    С. Н. Дурылин отмечает следующие исторические наблюдения.

    а) Россия переживает татарское иго. Времена тяжкие. Однако ни у кого нет мысли ни о конце мира или даже России. Наоборот, великий светильник Руси, преп. Сергий, и сам строит, и птенцы, вылетевшие из его гнезда, тоже строят, не думая о конце... Татары погибли. Русь встала и духовно окрепла.

    б) Смутное время. Во многом напоминает наши дни большевизма. И опять мы не читаем в литературе церковной о конце мира. Смута преодолена. Русь встала и стала расти государственно.

    в) Но тут наступает неожиданность: вопреки увеличивающемуся могуществу ее и росту, появляются идеи об антихристе... Конечно, и наш раскол придал этому много поводов; и совпадение 1000 лет и +666 (год большого Моск. Собора), то есть чисто произвольное счисление о времени второго пришествия. Но еще более наших предков поразило падение православия на верхах и влияние "безбожного" Запада. В этом последнем была, несомненно, главная причина ожиданий антихриста; и таковым казался, как известно, многим (даже и не раскольникам) Петр I. "Испровержение благочестия"... "Мы стоим за новую веру," – говорили в воззваниях казаки и стрельцы... И это распространилось очень широко в народ... Но кончилось царствование Петра; конец мира не наступил.

    Однако спугнутая мысль уже не успокаивается: с той поры почти нет ни одного выдающегося подвижника веры или богослова, который бы не касался вопроса о конце мира. Начиная со святителя Тихона Задонского – через Серафима Саровского – до старцев Оптинских и о. Иоанна Кронштадтского, – все говорят о приближающемся конце мира. А между тем Россия, наоборот, все растет и растет государственно и культурно. Вот это несовпадение и поражало С. Н. Дурылина. И оно заслуживает внимания... А почему, увидим далее.

    2. Кажется, он же обращал внимание и на аналогичный факт в других странах. Весьма примечательно, что ожидание конца мира распространилось по всему миру, и неправославному. Я сам читал об этом и у католических писателей. Но особенно знаменательно появление специальной секты "адвентистов", учащих о близком втором пришествии Иисуса Христа и назначающих тому сроки.

    Пусть это (как и есть) "секта," иными словами, ложное учение, но самое появление ее характерно. Притом – местом рождения ее была Америка, то есть наиболее "благополучная" в мире страна: богатая, обеспеченная, удобная, наслаждающаяся "благами" культуры и всех плотских удовольствий, от миллиардеров до рабочих. Опять странность... И, кроме того, религиозность там совсем уже не напряженная, чтобы можно было ждать идеи о конце мира.

    3. О чем же говорят эти явления, явно не совпадающие при обычном воззрении? Душа человеческая по всему миру почувствовала собственное умирание: ей становится нечем жить. Тело "обожествилось" – "бог чрево" (говорил ап. Павел); а душа – в загоне или же и совсем отрицается. "Культура" – только материальная; на дух – гонение. Это поняли европейцы. И наши предки почувствовали, – да еще и раньше их, ибо были более здоровы духом.

    А пришедший потом большевизм – как результат этой новейшей "культуры" – воочию убеждает всех, что предчувствия народа и мира были совершенно правы. И здесь – оправдание всяких ожиданий и исканий.

    II. Когда же, однако, конец мира?

    Но совсем другой вопрос – о моменте конца. И если ожидание должно Церкви благословить, то иначе нужно отнестись к исканию точных дат. И вот почему.

    а) В Слове Божием совершенно ясно запрещается это исчисление... Правда, заповедуется по прозябающим почкам смоковницы заключать о наступающей весне вообще; но недели ее неизвестны. Например, сейчас у нас здесь зацвели сливы... И вдруг второй день морозы... Другие деревья, заготовившие почки, приостановились... Но понятно, разница может быть во времени лишь: дни, недели... Весна же неотвратима... Так и с вопросом о конце мира.

    – Когда будет кончина века? – спрашивают Господа. Никто не знает; только один Отец Мой... Да и "не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти" (Деян. 1:7)... Не знаю: может ли быть более ясное и решительное запрещение высчитывать сроки?.. Прямой грех! Дерзкое противление Слову Господа! И как люди не страшатся высчитывать сроки?

    б) Но если даже думать и об общих (а не точных) данных – и тогда нельзя быть уверенным, что ожидания несомненны; в частности, о России. Даже если допустить, что она сама кончается, что для нее пришел "конец мировой истории," как было подобное с Грецией, то никто не может отрицать, что на развалинах ее загорятся новые христианские страны Азии, как мы, славяне, загорелись при потухавшей уже культуре Греции.

    в) Но если бы этого и не случилось, и тогда все равно никто не должен дерзать устанавливать сроков. 5-20-50-100 лет – это все цифры для истории весьма незначительные. И преп. Серафим, на которого любят ссылаться ожидатели и искатели годов конца мира, решительно отклонил от себя ответ на данный вопрос. Когда один брат предполагал спросить его о времени второго пришествия, то прозорливый угодник сам предупредил его: "Радость моя! Ты много думаешь об убогом Серафиме: мне ли знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его! НЕТ, СЕГО МНЕ ЗНАТЬ НЕВОЗМОЖНО".

    Если величайший святой так решительно заявил о себе, то как же мы смеем дерзать! Большое духовное легкомыслие и самомнение нужно, чтобы заниматься тем, что запрещено Господом и от чего отказался угодник, имевший в себе Духа Божиего явно.

    III. Теперь ли ждать конца?

    Я думаю: НЕТ! Да помилует меня Господь за сие мнение. Но меня к сему обязывает многое, и прежде всего само Слово Божие.

    а) Вы знаете, есть множество мест, где решительно указывается один из несомненных признаков приблизившегося конца мира, это именно: НЕОЖИДАННОСТЬ. При этом данный термин должно понимать не только в смысле "внезапности" часа, а еще более в смысле – ОТСУТСТВИЯ ОЖИДАНИЯ КОНЦА. Послушайте. Люди будут есть, пить, строить и т. д., как перед потопом... Правда, могут сказать, что это относится к грешникам, неверующим... Верно – отчасти... Но не только. Притча о девах говорит, что "задремали" даже и мудрые девы... И потому и другие слова: "не знаете, когда придет," "бодрствуйте, дабы оный час не застал вас спящими" – говорят, что даже и верующим грозит эта опасность. Аналогия с ап. Петром, Иаковом и Иоанном – в саду Гефсиманском: уснули при страшном часе Жениха-Господа.

    Но даже если допустить, что здесь речь идет собственно о "часе," а не об ином, более общем моменте, если допустить, что заснут юродивые девы и мир, во зле лежащий, а не ученики (хотя это неверно, по-моему: "и мудрые" "воздремаша," то есть на какой-то короткий срок и слегка забылись); и тогда несомненно, что вообще-то люди, весь мир не только не будет ждать конца, а перед концом как раз будут утверждать и думать, что водворяются "мир и безопасность" (слова ап. Павла в 1 Фее. 5:3). Сейчас же мы как раз видим обратное: всеобщее недовольство, смятение, "издыхание от грядущих бедствий," ожидание конца или, по крайней мере, катастроф мировой истории. О "мире и безопасности" только все мечтают, а их нет... Это одно совершенно несомненно говорит, что конец мира – не сейчас, не теперь. А когда? – Не знаю. Но нужны года, чтобы человечество вошло в желаемое состояние (пусть и мнимое, временное, поверхностное, и, конечно, внешнее, земное, а не духовно внутреннее) "мира и безопасности..". Чтобы стали "говорить" "все": "Ну, наконец-то мы дождались мира и порядка..". Такие дела не творятся неделями и месяцами, а годами, десятилетиями...

    б) Второй признак – обращение евреев к вере. Об этом я мог бы подробно написать, но скажу кратко... И Сам Господь на это указывает: "Остается двор ваш пуст, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне". И еще: Иерусалим будет во власти язычников, пока не исполнятся времена язычников (язычник в Евангелии противополагается иудею).

    Ап. Павел (Рим. 9) решительно говорит, что "весь Израиль" спасется, – после того как языческий мир перестанет давать новых чад Церкви (разумеется, не единиц, а масс народных, то есть когда кончится "эпоха" наполнения Церкви из язычников). "Все" – то есть массы Израиля, а Израиль истинный не по букве, а по духу (ср. Рим. 11:26 = Рим. 2:28-29).

    Св. Иоанн Богослов предсказывает Церкви Филадельфийской ("братолюбивой"), что их мало, но зато "из сатанинского сборища" (каковыми будут называющие себя иудеями) истинные иудеи придут и поклонятся пред христианами (Откр. 3:9). И св. Иоанн Дамаскин – что евреи пред концом мира обратятся, хотя самый момент этого он относит уже к последним годам: "Будут же посланы, – говорит он, – Енох и Илия Фесвитянин, и они обратят сердца отцов к детям, то есть Синагогу – к Господу нашему Иисусу Христу и к проповеди апостолов; и они будут умерщвлены им (антихристом)" (Точное изложение веры, 267 стр.).

    Но хотя бы самое обращение было в последние года; однако исторически это должно быть подготовлено. А для этого требуются опять не месяцы, а годы и десятилетия... Психологически и политически к этому толкает история... И это подготовляется уже... Я мог бы поделиться с Вами своими мыслями о последнем, но может быть до другого раза... Я видел – прекрасных христиан из евреев... Но массы их (даже и правоверных) еще не проснулись. Следовательно, не конец мира и по сей причине.

    в) В подтверждение этого сошлюсь и на два знаменательных свидетельства. Свт. Тихон Задонский в видении Божией Матери, сопровождаемой ап. Павлом, спросил и о конце мира. А ему св. ап. Павел сказал словами своего же послания: "Когда будут говорить: "мир и безопасность," тогда внезапно постигнет их пагуба" (1 Фее. 5:3).

    Преп. Серафим тоже сказал одной из духовных дочерей Дивеевских сестер: до антихристовых времен не доживете, а времена антихристовы переживете. Замечательные слова! Сейчас Россия (в особенности) переживает эти времена... Подлинно они антихристовы по существу и даже почти и по масштабу... Но Вы видите, что эти времена "переживутся," то есть между ними и антихристом будет какой-то промежуток времени иной, то есть мирный, благополучный.

    И подобное, насколько приходилось слышать (кажется, через того же С. Н. Дурылина), говорили и Оптинские старцы: после этих ужасов будет 70 лет удивительного расцвета и веры, и благоденствия России... А уже потом – еще ужаснее... И после какого-то короткого мнимого говорения: мир и безопасность – конец...

    Психологически-исторически это нужно предположительно считать не только вероятным, пожалуй, и исторически НЕОБХОДИМЫМ, то есть чтобы данный момент изжит был Россией и ПРЕОДОЛЕН. За это более данных, чем за то, что она погибнет духовно безвозвратно или даже разделится пополам, на безбожников и христиан, как в свое время Запад разделился на католиков и протестантов...

    Итак, еще не видеть (кажется) годов конца мира; хотя много данных за то, что, повидимому, мир подходит к своему завершению...

    г) Так думают многие современные наблюдатели. Афонские старцы ныне летом одному русскому паломнику (Б. П. Апрелеву) решительно заявляли, что они для себя почитают "несомненным" наступление последних времен.

    Современная катастрофа, – говорит и князь Е. Трубецкой ("Смысл жизни"), – "дает основание говорить о провале, катастрофе всемирной культуры, частью совершившейся, частью еще надвигающейся. На наших глазах апокалиптическое видение зверя, выходящего из бездны, облекается в плоть и кровь <...> Всюду свирепствует адский вихрь всеобщего разрушения. Сатана обнажился, и мир стал адом. Церковь стала средоточием разбушевавшейся в мире ненависти <...> И в этой ненависти – вся сущность ада, вся его необъятная темная бездна".

    Но и он видит возрождение Церкви: "Среди всеобщего разрушения в ней одной проявились силы созидательные. Церковь собирается и организуется <...> Одним словом, начинается процесс церковного возрождения".

    И хотя "все указанные Евангелием признаки близости конца вселенной – налицо в НАШИ дни, однако мы должны быть чрезвычайно осторожны в выводах из этого факта". "Не в первый раз" предсказывали сроки. Но "всякий раз оказывались одинаково неправыми те, кто приурочивал евангельские предсказания к какой-либо определенной дате, более того – к определенной эпохе истории <...> А в то же время всякий раз была и великая правда в тех предчувствиях".

    Катастрофы и ожидания "всегда означают <...> действительное <...> приближение конца". А дата неизвестна. "Катастрофичность" эпохи переживают и другие русские богословы и мыслители (архиеп. Феофан, прот. С. Н. Булгаков и очень многие частные лица)...

    Это же сознается даже и западными мыслителями, как, например Шпенглер ("Закат Запада"); это отмечается и на всемирных студенческих христианских конференциях, – как вероятно Вы знаете по Манчестерскому движению 1925 года.

    IV. К чему же все это обязывает нас?

    Если и не "сейчас," то как быстро "приближается" конец? – Этот вопрос имеет для каждого из нас реальное и огромное значение, – в личной жизни и практическом поведении. Укажу очень конспективно...

    а) Да! Мы должны "выйти" из психологии прежнего "благополучного жития" в атмосферу ожиданий, святого "беспокойства," переоценок... "Бодрствуйте" – вот первое, что говорит Господь.

    б) Особенно "бодрствовать" придется потому, что будет "разделение" – повсюду: в семьях, в друзьях, в светском, в церковном мире! О! Как это ни больно, но как трудно разбираться будет... "Мы – православные". "Нет – мы..". "И не вы, и не те, а мы – третьи". Скорбей разделений нужно ждать и в Церкви. В России это уже совершается ("Живая церковь," Украинская самосвятская и т.д.). Кажется, должно произойти и за границей... Помоги нам, Господи! Это и больно, и страшно, и потребуется мужество...

    в) Еще страшнее: самому отпасть от истинной Церкви, – или: заблудиться. Пусть осудят неправильно, – лишь бы остаться в "малом стаде"... А если и сам запутаешься?.. А вопросов навертывается и за границей все более и более...

    И потому всемерно должно держать "Церковного" пути... Но совпадает ли он с линией поведения тех, которые из нас говорят о себе как о Церкви... Это не легко будет разобрать...

    г) Где же учиться? В двух источниках: в святоотеческом и Евангельском учении, – но и этого еще мало: необходимо жить соответственно этому, чтобы сподобиться воспринимать свет истины; и этого еще, вероятно, мало: тогда нужно – "совет" между "братьями" иметь... А больше всего, кажется, нужно молиться и подвизаться в покаянии... Молитесь и не отягчайте себя невоздержанием...

    А все это сводится к более общему: "Вы же (а Вы – в противоположность центробежной, внешней "деятельности," куда я включаю и само занятие этими вопросами, в деталях, а тем более исчисление дат) СМОТРИТЕ ЗА СОБОЮ (Лк. 21) (то есть устремляйте в себя, в душу свою, а не во внешние события). Может быть, и "довольно" для нас?

    Основной "тон" предсказаний Христа можно свести к четырем словам: "Берегитесь!," "Смотрите!," "Терпите и молитесь!"

    Многогрешный епископ Вениамин

    1925 15/28 II

     

     


    Миссионерский Листок #

    Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

    Copyright (c) 1999and Published by

    Holy Protection Russian Orthodox Church

    2049 Аrgylе Аv, Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА

    Редактор: Епископ Александр (Милеант)

     

     

    Первоначальный электронный файл с сайта fatheralexander.org.

    Текст в данном оформлении: Библиотека христианской психологии и антропологии.

     

     

    Последнее обновление файла: 10.02.2012.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .