Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788)
Аничков Д. С. Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания. М.: Тип. Моск. унив., 1769.
Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996. С. 89-108).
Аничков Д. С. Слово о превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства. М., 1779 (переизд.: Мысли о душе. М., 1996. С. 109-121).
Аничков Д. С. Слово о разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих. [М.]: Унив. тип. Н. Новикова, 1783.
Аничков Д. С. Слово... о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией, и что в нем ничего не бывает по случаю. М.: /Б. и./, 1767.
О нем:
Пенчко Н. Первый в России научный труд по истории религии и его загадочная судьба // Наука и жизнь. 1964. № 11. С. 89-94.
Шахнович М. И. Д.С. Аничков – первый русский историк религии // Учен. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук. 1948. Вып. 2. № 109. С. 163-176.
Болотов Андрей Тимофеевич (1738-1833)
Болотов А. Т. О душах умерших людей. СПб.: Алетейя, 2006.
Григорий Кипрский, патр. Константинопольский († 1290 г.)
Григорий Кипрский. Похвальное слово святому Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому / Пред., греч. текст и рус. пер. архим. Арсения. М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1889.
О нем:
Бибиков М. В. К социально-психологическому анализу писем Григория Кипрского: бедность, бедствие, болезнь // Византийский Вестник. 1995. Т. 56 (81). С. 57-62.
Григорий Палама свт., архиеп. Солунский († 1359 г.)
/Григорий Палама свт./ Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч. 1 / Пер. с греч. архим. Амвросий (Погодин). М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).
/Григорий Палама свт./ Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч. 2 / Пер. с греч. архим. Амвросий (Погодин). М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1974).
/Григорий Палама свт./ Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Ч. 3 / Пер. с греч. архим. Амвросий (Погодин). М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1984).
Григорий Палама свт. Десятословие по Христианскому Законоположению // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 281-289.
Григорий Палама свт. О Божественном и обоживающем причастии, или О Божественной и сверхъестественной простоте (интернет-издание).
Григорий Палама свт. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 300-302.
Григорий Палама свт. Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 254-281.
Григорий Палама свт. О священно-безмолствующих // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 289-299.
Григорий Палама свт. Слово о свойстве света, виденного апостолами на Фаворе // Журнал Московской патриархии. 1984. № 8. С. 35-36.
Григорий Палама свт. архиеп. Фессалоникийский. Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естестеннонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы // Богословские труды. Сб. 38. М., 2003. С. 8-73; Сб. 39. М., 2004. С. 5-60 (пер. с гр. А. И. Сидорова).
Григорий Палама свт. Сто пятьдесят глав / Пер. с гр. и прим. А. И. Сидорова. Краснодар: Текст, 2006. 224 с.
Григорий Палама свт. Три главы о молитве и чистоте сердца // Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003. С. 478-481 (приложение).
Григорий Палама свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Пер., послесл. и ком. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. (История христианской мысли в памятниках).
Григорий Палама свт. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности. Пер. К. Михайлова // Альфа и Омега. 2000. № 4(26). С. 45-78.
О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться. Из жития святого Григория Паламы Архиепископа Солунского чудотворца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 477-482.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906. № 1. С. 98-108; № 2. С. 224-240; № 3. С. 409-428; № 5. С. 120-141; № 7-8. С. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913. С. 3-140).
Ильин В. Н. Несказанное в мистике и сияющий Фаворским светом образ молитвы в жизни и творениях святого Григория Паламы // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1975. № 91-93. С. 193-203.
Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. Париж: YMCA-Press, 1950. 449 с.
Киприан (Керн) архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996. LXXVIII, 450 с.
Климков О. С. Боговидение и апофатическая теология в диспуте Паламы с Варлаамом // Философия и культура. 2017. № 4. С. 1-19.
Климков О. С. Исихия и философия в доктрине Григория Паламы // Философская мысль. 2017. № 5. С. 14-30.
Климков О. С. Паламизм как теоретическое осмысление восточно-христианской исихастской традиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 81. С. 30-40.
Климков О. С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. СПб.: ИПМ РАН, 1998. 40 с.
Климков О. С. Проблема сердца в паламизме и в русской религиозной философии // Социология. 2008. № 2. С. 261-267.
Климков О. С. Философско-антропологические аспекты паламизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 3. С. 8-12.
Кононова Е. С. Концепция человека в религиозно-философской антропологии Григория Паламы. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2000.
Лосский В. Н. Богословие света в учении свт. Григория Паламы // Его же. Богословие и Боговидение. М., 2000. С. 82-111 (переизд.: Журнал Московской Патриархии. 1968. № 3. С. 76-77).
Лосский В. /Н./ Паламитский синтез // Богословские труды. 8. М., 1972. С. 195-203 (= Боговидение. Гл. 9).
Макаров Д. И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.
Макаров Д. И. Место антропологических идей св. Григорий Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник преображения (VII-XIV вв.) и в традиции афонского исихазма // Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России. СПб., 2000. С. 224-249.
Макаров Д. И. Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы // Античная древность и средние века. Вып. 28. Екатеринбург, 1997. С. 79-92.
Климков О. С. Паламизм как теоретическое осмысление восточно-христианской исихастской традиции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 81. С. 30-40.
Климков О. С. Православный исихазм и учение св. Григория Паламы. СПб.: ИПМ РАН, 1998. 40 с.
Мандзаридис Георгий. Обожение человека: По учению святителя Григория Паламы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 128 с.
Мейендорф И. протопресв. Жизнь и труды свт. Григория Паламы. Введение в изучение / 2-е изд. Пер. с англ. СПб., 1997.
Мочалов Е. В. Проблема человека в святоотеческом наследии // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия. Н. Новгород, 2001. С. 210-219.
Св. Григорий Палама, Архиепископ Солунский. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 252-253.
Термос Василиос о. В поиске личности: "истинное" и "ложное Я" по Дональду Винникотту и св. Григорию Паламе // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 1. С. 20-51.
Флоровский Георгий прот. Святой Григорий Палама и Традиция Отцов // Миссионерский Листок. 2005. № 95s (интернет-издание).
Щипакина Л. А. Религиозное значение разума в полемических сочинениях Григория Паламы // Мордовский государственный педагогический институт. Филологические заметки. 1998. Саранск, 1999. С. 132-135.
Григорий Синаит св., прп. († 1310 г.)
Григорий Синаит св. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 180-216.
Григорий Синаит прп. Другие главы // Его же. Творения. М.: Новоспасский мон, 1999. С. 79-83 (пер. с гр. еп. Вениамина (Милова)).
Григорий Синаит прп. Как безмолвствующим надлежит сидеть при молитве и не оканчивать ее поспешно // Его же. Творения. М.: Новоспасский мон., 1999. С. 113-131 (пер. с гр. еп. Вениамина (Милова)).
Григорий Синаит св. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 216-227.
Григорий Синаит прп. О безмолвии и двух образах молитвы. 15 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 94-112 (пер. с гр. еп. Вениамина (Милова)).
Григорий Синаит св. О безмолвии и молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 227-237.
Григорий Синаит прп. О безмолвии и молитве. 10 глав // Его же. Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999. С. 84-93 (пер. с гр. еп. Вениамина (Милова)).
Григорий Синаит прп. Различные слова о заповедях, догматах, угрозах и обетованиях, а также о помыслах, страстях, добродетелях; сверх того о безмолвии и молитве // Его же. Творения. М.: Новоспасский мон, 1999. С. 6-78 (пер. с гр. еп. Вениамина (Милова)).
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906. № 1. С. 98-108; № 2. С. 224-240; № 3. С. 409-428; № 5. С. 120-141; № 7-8. С. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913. С. 3-140).
Климков О. С. Доктрина Григория Синаита и ее влияние на исихастское возрождение XIV в. // Философская мысль. 2018. № 1. С. 14-28.
Климков О. С. Личность и труды Григория Синаита в контексте зарождения исихастских споров в Византии // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 6А. С. 56-66.
Петр (Пиголь) игум. Преподобный Григорий Синаит и его духовные преемники. М., 1999.
Святой Григорий Синаит. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 179.
Димитрий Ростовский свт., митр. (1651-1709)
Димитрий митр. Ростовский. Алфавит Духовный. М.: Паломник, /1995/.
Димитрий /Туптало/ митр. Рассуждение о образе Божии и подобии в человеце. М., 1717 (М., 1714).
/Димитрий Ростовский свт./ Святого отца нашего Димитрия, Ростовского Святителя и Чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений // Христианское чтение. 1842. Ч. 4. С. 311-521.
Димитрий митр. Ростовский. Сочинения. М., 1895.
Димитрий митр. Ростовский. Сочинения. 7-е изд. М., 1849.
См. также:
Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / Сост. Т. Н. Терещенко. М.: ДАР, 2008. 608 с.
О нем:
Маккавейский Н. /К./ Святой Димитрий, митрополит Ростовский, как пастырь и пасторолог // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 1. С. 22-64.
Нехлебаева Н. А. Концепция человека в дидактических проповедях Димитрия Ростовского // Духовные начала русского искусства и образования. Вел. Новгород, 2004. С. 82-86.
Игнатий Ксанфопул (XIV в.)
Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 305-424.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы. Краткое сведение о них // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 303-304.
Иеремия (Транос) патр. Константинопольский св. (1530-1595)
Иеремия патр. Константинопольский св. Ответ Лютеранам о свободном произволении // Христианское чтение. 1842. Ч. 3. С. 63-71.
Иеремия патр. Константинопольский. Ответы Лютеранам / Пер. с гр. архим. Нил. М.: Тип. В. Готье, 1864. 300 с.
Каллист Ангеликуд (Тиликуд, Меленикиот) прп. (XIV в.)
Каллист Тиликуд прп. О безмолвнической жизни // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 429-435.
Каллист Ангеликуд прп. О духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии. Слово XVI // Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых отцов-исихастов. М.: Изд-во Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999, с. 100-118 (пер. с древнегр. М. В. Грацианского под ред. А.Г. Дунаева).
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Дионисий (Поспелов) мон. Преподобный Каллист Ангеликуд (Меленикиот): просопографический очерк // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2009. № 2.
Каллист Ксанфопул свт., патр. Константинопольский († 1397 г.)
Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 305-424.
Каллист Патриарх. Главы о молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 425-428. – Есть точка зрения, что данная работа принадлежит Каллисту Ангеликуду, а не Каллисту Ксанфопулу.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Каллист патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы. Краткое сведение о них // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 303-304.
Максим Грек св., прп. († 1556 г.)
Максим Грек прп. О прелести сонных мечтаний // Его же. Сочинения. Ч. 1. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910. С. 97-99.
Максим Грек прп. Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека // Его же. Сочинения. Ч. 3. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1911. С. 239-262.
Максим Грек прп. Слово о том, что промыслом Божиим а не звездами и кругом счастия устраивается человеческая судьба // Его же. Сочинения. Ч. 2. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1910. С. 225-239.
О нем:
Аванесов С. С. Вклад Максима Грека в формирование отечественной религиозно-философской антропологии // Эл-линизм: культура, традиции и язык в российской государственности и в социуме Сибири. Томск: ТГУ, 2010. С. 131-142.
Каптерев Н. /Ф./ В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека? // Богословский вестник. 1903. № 1. С. 114-171.
Климков О. С. Философские воззрения Максима Грека и их связь с исихастской гносеологией // Философия и культура. 2017. № 12 (120). С. 53-65.
Коновалов К. В. Антропологические воззрения Максима Грека (Михаила Триволиса) (интернет-издание).
Коновалов К. В. Антропология и гносеология Максима Грека. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. М.: Ин-т философии РАН, 2011. 27 с.
Коновалов К. В. Влияние исихазма на антропологические и гносеологические воззрения Максима Грека (Михаила Триволиса). Монография. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 163 с.
Чумакова Т. В. Роль монастырской культуры в становлении антропологических представлений в древнерусской мысли: Нил Сорский и Максим Грек // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Ч. 1. СПб., 2003. С. 205-210.
Максим Кавсокаливит св., прп., († 1354 г.)
Об умной благодатной молитве. Из жития преподобного отца нашего Максима Капсокаливита // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 473-476.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Барабанов Н. Д. Исихазм и агиография: развитие образа св. Максима Кавсокаливита в житийной литературе XIV в. // Византийский Временник. 1914. Т. 55 (80). С. 175-180.
Марк Эфесский (Евгеник) митр. († 1450 г.)
/Марк Эфесский св./ Мудрейшаго и ученейшаго Ефесскаго Кир Марка Евгеника ответ латинянам второй, в котором он излагает также истинное учение греческой церкви [относительно очистительнаго огня] // Амвросий (Погодин) архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. С. 118-150.
Марк Ефесский. Неизданные сочинения / Пер. с рукописей Парижской б-ки Авраам Норов. СПб.: Тип. Деп. уделов, 1860.
Марк Ефесский св. О воскресении // Православная мысль. Вып. 8. Париж, 1951. С. 147-154.
/Марк Эфесский св./ Святейшаго митрополита Ефесскаго Кир Марка Евгеника опровержение латинских глав, которыя были представлены относительно очистительнаго огня // Амвросий (Погодин) архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994. С. 58-73.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Амвросий (Погодин) архим. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994.
Шмеман Александр свящ. Неизданное произведение св. Марка Ефесского "О воскресении" // Православная мысль. Вып. 8. Париж, 1951. С. 137-154.
Михаил Акоминат митр. Афинский († 1220 г.)
/Михаил Акоминат/. Четыре неизданные беседы Михаила Акомината, митрополита Афинского / Греческий текст и русский перевод. Новгород: Тип. Н. И. Богдановского, 1901.
О нем:
Киприан (Керн) архим. "Олицетворение" Михаила Акомината (К истории учения о человеке в Византии) // Православная мысль. Вып. 7. Париж, 1949. С. 85-104.
Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964. С. 145-185.
Неофит Затворник (1134-1214)
Неофит Затворник. О покаянии // Альфа и Омега. 1998. № 1(15). С. 49-55 (пер. А. Сидорова).
Никита Стифат (Пекторат) мон. (XI в.), ученик Симеона Нового Богослова.
Никита Стифат прп. Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 111-144.
Никита Стифат прп. Деятельных глав первая сотница // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 82-110.
Никита Стифат прп. Письма // Ким Николай свящ. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003. С. 177-248.
Никита Стифат прп. Трактат о рае // Николай Ким свящ. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003. С. 87-176.
Никита Стифат. Третья умозрительных глав сотница – о любви и совершенстве жизни // Добротолюбие. Т. 5. М., 1900. С. 144-161.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Николай Ким свящ. Рай и человек. Наследие преп. Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.
Никифор Уединенник († 1340 г.)
Никифор Уединенник. Слово о хранении и трезвении сердца многополезное // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. – М., 1900, с. 239-251.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Никифор уединенник. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 238.
Никодим Святогорец св. прп. (1749-1808)
Никодим Святогорец прп. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами // Его же. Невидимая брань. М.: Тритон, 1991. С. 84-92 (Ч. 1. Гл. 21).
Никодим Святогорец прп. Общие уроки об употреблении чувств // Его же. Невидимая брань. М.: Тритон, 1991. С. 84-92 (Ч. 1. Гл. 24).
Николай Кавасила архиеп. Фессалоникийский († 1391 г.)
Николай Кавасила св. О жизни во Христе. М.: Изд-во Сретенского мон., 2006. 221 с.
Николай Кавасила. Христос. Церковь. Богородица. М., 2002.
О нем:
Алексий (Дородницын) еп. Византийские церковные мистики 14-го века (Препод. Григорий Палама, Николай Кавасила и препод. Григорий Синаит) // Православный собеседник. 1906. № 1. С. 98-108; № 2. С. 224-240; № 3. С. 409-428; № 5. С. 120-141; № 7-8. С. 456-479 (Его же. Полное собрание сочинений. Т. 1. Саратов, 1913. С. 3-140).
Кирилл (Зинковский) иером. Литургические созерцания: опыт святых Николая Кавасилы и Иоанна Кронштадтского // Материалы Международной научно-практической конференции Шестые Пюхтицкие чтения "Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника", Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь, 10-12 декабря 2017 года. Пюхтицы, 2018. С. 42-52.
Неллас Панайотис. Христианская антропология по св. Николаю Кавасиле // Человек. 2001. № 5. С. 110-124; № 6. С. 91-103.
Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат) // Богословские труды. Сб. 3. М., 1964. С. 145-185.
Нил Сорский св., прп. (1433-1508)
/Нил Сорский/. Нила Сорского предание и устав. СПб., 1912 (Памятники древней письменности и искусства. Т. 179).
/Нил Сорский прп./ О борьбе с грехом и страстями по учению преподобного Нила Сорского. Свято-Успен. Псково-Печер. мон., 1993.
Нил Сорский прп. О спасении души. М.: Лествица, 2003.
Нил Сорский прп. Предание о жительстве скитском. М.: Изд-во Московской патриархии, Благо, 1997.
/Нил Сорский прп./ Преподобный Нил Сорский о восьми главных страстях и о победе над ними. М., 1997.
О нем:
Архангельский А. С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Ч. 1. СПб., 1882 (Памятники древней письменности и искусства. 25. Вып. 16).
Бачинин В. А. Желания и страсти в мистической антропологии Нила Сорского // Философия желания. СПб., 2005. С. 116-119.
Блудилина Н. Д. Внутренний мир человека в изображении Нила Сорского // Гермневтика древнерусской литературы. 1992. № 3. С. 344-374.
Климков О. С. Рецепция византийско-афонского исихазма в учении Нила Сорского // Философия и культура. 2017. № 8. С. 49-61.
Правдин А. А. Преподобный Нил Сорский и устав его скитской жизни // Христианское чтение. 1877. № 1-2. С. 114-157.
Чумакова Т. В. Проблема человека в "Уставе" Нила Сорского // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия "Symposium". Вып. 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 44-48.
Чумакова Т. В. Роль монастырской культуры в становлении антропологических представлений в древнерусской мысли: Нил Сорский и Максим Грек // Философский век. Альманах. Вып. 25. История философии как философия. Ч. 1. СПб., 2003. С. 205-210.
Паисий Величковский прп., архим. (1722–1794)
/Паисий Величковский прп./ Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 2001 (М.: Универс. тип., 1847; М., 1892).
Паисий (Величковский) архим. Крины сельные, или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. Краснодар, 1991 (Одесса, 1905; Одесса, 1910).
/Паисий Величковский прп./ Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. М., 1892 (М., 1897; М., 1902; М., 1912).
/Паисий Величковский прп./ Учение старца Паисия Величковского об умной молитве // Журнал московской патриархии. 1973. № 7. С. 69-73.
О нем:
Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л., 1991 (с. 63-64 – Паисий Величковский).
Четвериков Сергей прот. Путь умного делания и духовного трезвения. Старчествование старца Паисия Величковского на Афоне и в Молдовлахии // Путь. 1926. № 3. С. 65-83.
Четвериков Сергий прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж: YMCA-Press, 1988.
Четвериков Сергей прот. Старец Паисий Величковский. Вып. 1-2. Печеры, 1938.
Петр Дамаскин прп., сщмч. († 1157 г.)
Петр Дамаскин прп. Исчисление добродетелей // Его же. Творения. М., 1993. С. 210-213.
Петр Дамаскин прп. Исчисление страстей // Его же. Творения. М., 1993. С. 213-217.
Петр Дамаскин прп. Изъяснение о лжеименном знании // Его же. Творения. М., 1993. С. 191-210.
Петр Дамаскин прп. Краткое учение о приобретении добродетелей и удалении от страстей // Его же. Творения. М., 1993. С. 145-148.
Петр Дамаскин прп. Наилучшее распознание семи телесных деланий // Его же. Творения. М., 1993. С. 127-129.
Петр Дамаскин прп. Необходимое и весьма полезное указание семи телесных деланий // Его же. Творения. М., 1993. С. 28-34.
Петр Дамаскин прп. О беспристрастии // Его же. Творения. М., 1993. С. 255-260 (Кн. 2. Сл. 7).
Петр Дамаскин прп. О бесстрастии // Его же. Творения. М., 1993. С. 122-127.
Петр Дамаскин прп. О благочестии // Его же. Творения. М., 1993. С. 239-244 (Кн. 2. Сл. 4).
Петр Дамаскин прп. О ведении Бога // Его же. Творения. М., 1993. С. 300-302 (Кн. 2. Сл. 16).
Петр Дамаскин прп. О ведении мысленного // Его же. Творения. М., 1993. С. 291-293 (Кн. 2. Сл. 13).
Петр Дамаскин прп. О ведении чувственных творений // Его же. Творения. М., 1993. С. 287-291 (Кн. 2. Сл. 12).
Петр Дамаскин прп. О вере // Его же. Творения. М., 1993. С. 230-235 (Кн. 2. Сл. 2).
Петр Дамаскин прп. О восьми мысленных ведениях // Его же. Творения. М., 1993. С. 59-116.
Петр Дамаскин прп. О второй заповеди и о том, что страх рождает плач // Его же. Творения. М., 1993. С. 36-47.
Петр Дамаскин прп. О деятельном знании // Его же. Творения. М., 1993. С. 49-51.
Петр Дамаскин прп. О духовной мудрости // Его же. Творения. М., 1993. С. 227-230 (Кн. 2. Сл. 1).
Петр Дамаскин прп. О духовной радости // Его же. Творения. М., 1993. С. 309-314 (Кн. 2. Сл. 22).
Петр Дамаскин прп. О Любви // Его же. Творения. М., 1993. С. 296-299 (Кн. 2. Сл. 15).
Петр Дамаскин прп. О мудрости // Его же. Творения. М., 1993. С. 302-303 (Кн. 2. Сл. 17).
Петр Дамаскин прп. О мужестве // Его же. Творения. М., 1993. С. 305-306 (Кн. 2. Сл. 19).
Петр Дамаскин прп. О надежде (будущего) // Его же. Творения. М., 1993. С. 249-254 (Кн. 2. Сл. 6).
Петр Дамаскин прп. О назидании души добродетелями // Его же. Творения. М., 1993. С. 177-181.
Петр Дамаскин прп. О правде // Его же. Творения. М., 1993. С. 306-307 (Кн. 2. Сл. 20).
Петр Дамаскин прп. О различии помыслов и прилогов // Его же. Творения. М., 1993. С. 217-222.
Петр Дамаскин прп. О рассуждении // Его же. Творения. М., 1993. С. 130-134.
Петр Дамаскин прп. О рассуждении // Его же. Творения. М., 1993. С. 280-287 (Кн. 2. Сл. 11).
Петр Дамаскин прп. О смирении // Его же. Творения. М., 1993. С. 274-279 (Кн. 2. Сл. 10).
Петр Дамаскин прп. О смиренномудрии // Его же. Творения. М., 1993. С. 121-122.
Петр Дамаскин прп. О совершенном мире помыслов // Его же. Творения. М., 1993. С. 308-309 (Кн. 2. Сл. 21).
Петр Дамаскин прп. О страхе (Господнем), вводном и совершенном // Его же. Творения. М., 1993. С. 235-239 (Кн. 2. Сл. 3).
Петр Дамаскин прп. О терпении // Его же. Творения. М., 1993. С. 244-249 (Кн. 2. Сл. 5).
Петр Дамаскин прп. О том, как может кто-либо приобрести истинную веру // Его же. Творения. М., 1993. С. 149-154.
Петр Дамаскин прп. О том, как человек приходит в чувство и познает полезное // Его же. Творения. М., 1993. С. 323-342 (Кн. 2. Сл. 24).
Петр Дамаскин прп. О том, что без смиренномудрия невозможно спастись // Его же. Творения. М., 1993. С. 169-177.
Петр Дамаскин прп. О том, что Бог сотворил все к пользе нашей // Его же. Творения. М., 1993. С. 164-167.
Петр Дамаскин прп. О том, что желающие видеть самих себя, в каком они устроении нравственном, не иначе могут этого достигнуть, как удалением от своих хотений, повиновением и безмолвием, особенно же обладаемые страстями // Его же. Творения. М., 1993. С. 55-59.
Петр Дамаскин прп. О том, что желающий соблюдать заповеди должен начинать со страха Божия, чтобы не поползнуться в пропасть // Его же. Творения. М., 1993. С. 34-36.
Петр Дамаскин прп. О том, что истинное покаяние есть великое благо // Его же. Творения. М., 1993. С. 159-161.
Петр Дамаскин прп. О том, что любовь и совет со смирением есть великое благо // Его же. Творения. М., 1993. С. 182-187.
Петр Дамаскин прп. О том, что не должно отчаиваться, хотя бы и много кто согрешил // Его же. Творения. М., 1993. С. 142-145.
Петр Дамаскин прп. О том, что невозможно спастись иначе, как только строгим вниманием и хранением ума // Его же. Творения. М., 1993. С. 53-55.
Петр Дамаскин прп. О том, что страстным наиболее полезно безмолвие // Его же. Творения. М., 1993. С. 155-159.
Петр Дамаскин прп. О том, что телесные добродетели суть орудия душевных // Его же. Творения. М., 1993. С. 51-53.
Петр Дамаскин прп. О целомудрии // Его же. Творения. М., 1993. С. 304-305 (Кн. 2. Сл. 18).
Петр Дамаскин прп. О честных страданиях Христовых // Его же. Творения. М., 1993. С. 266-273 (Кн. 2. Сл. 9).
Петр Дамаскин прп. О четырех добродетелях души // Его же. Творения. М., 1993. С. 47-48.
Петр Дамаскин прп. О чтении по Богу // Его же. Творения. М., 1993. С. 134-140.
Петр Дамаскин прп. Об общих и особенных благодеяниях Божиих // Его же. Творения. М., 1993. С. 162-164.
Петр Дамаскин прп. Об истинном бесстрастии // Его же. Творения. М., 1993. С. 294-296 (Кн. 2. Сл. 14).
Петр Дамаскин прп. Об истинном рассуждении // Его же. Творения. М., 1993. С. 140-142.
Петр Дамаскин прп. Об умерщвлении страстей // Его же. Творения. М., 1993. С. 260-266 (Кн. 2. Сл. 8).
Петр Дамаскин прп. Разделение молитвы всех познаний // Его же. Творения. М., 1993. С. 119-121.
Петр Дамаскин прп. Творения. М.: Скит, 1993 (репр. переизд: Киев, 1905).
Петр Дамаскин прп. Творения. М.: Правило веры, 2009. 415 с.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
Платон (Левшин) митр. Московский (1737-1812)
Платон митр. Московский. Азбука добродетели. М.: Изд-во Сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского Приход храма Святаго Духа сошествия, 2007. 488 с.
Платон /Левшин/ иером. Краткий катихизис. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1766. 48 с.
Платон /Левшин/ архиеп. Краткий катихизис. СПб.: Тип. Сухопут. кадет. корпуса, /ок. 1779/. 68 с.
Платон (Левшин) митр. Начальное учение человеком. М., 1796 (16 переизд.).
Платон /Левшин/ иером. Православное учение, или сокращенная христианская богословия. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, /1765/.
Платон /Левшин/ иером. Слово о смертном сне в день успения Пресвятой Богородицы. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, /1763/.
О нем:
Беляев А. А. Педагогические воззрения митрополита Платона. М., 1904.
Варава В. В. Смерть как проблема нравственной философии (на материале русской философской традиции). Автореф. дис. ... докт. филос. наук. Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого, 2005.
Виноградов В. П. Платон и Филарет, митрополиты московские. (Сравнительная характеристика их нравственного облика). Сергиев Посад, 1913.
Надеждин А. Митрополит Московский Платон Левшин как проповедник. Казань, 1882.
Немолодышев С. А. Педагогические воззрения московского митрополита Платона. Харьков: Типо-лит. "Печатное дело" кн. К. Н. Гагарина, 1899. 8 с. (Труды Педагог. отделения Харьковского ист.-филол. общества. 1899. Вып. 6).
Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. Ч. 1-2. М.: Тип. Ведомостей Моск. гор. полиции, 1856.
Снегирев И. М. Жизнь московского митрополита Платона. 4-е изд. Ч. 1-2. М.: Спасо-Вифанск. мон., 1891.
Снегирев И. М. Начертание жизни и деяний московского митрополита Платона. Кн. 1-2. М.: Типогр. Императорской Медико-хирургической академии, 1818.
Серафим Саровский св., прп. (1759-1833)
/Серафим Саровский прп./ Из духовного наследия преподобного Серафима Саровского всея России чудотворца // Журнал московской патриархии. 1973. № 9. С. 71-78.
/Серафим Саровский прп/. Наставления старца Серафима // Житие старца Серафима. М., 1991. С. 281-316.
Серафим Саровский прп. Поучение о молитве Иисусовой. М.: Локид-Пресс, Патмос, 2007. 96 с.
О нем:
Говорун Сергий свящ. Серафим Саровский и Антоний Великий: преображение эпох, культур, душ // Церковь и время. 2007. № 4 (41). С. 146-156.
Житие старца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника. Муром, 1893 (репр. переизд.: М., 1991; Саранск, 1995).
Меньшиков М. Психология святости // Наука и религия. 1991. № 7. С. 52.
/Погожев Е. Н./ Преподобный Серафим Саровский. Пг.: Тип. П. П. Сойкина, 1904. 132 с. (Изд. под псевд. "Е. Поселянин").
/Погожев Е. Н./ Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. (С новыми сведениями о старце). 2-е изд. СПб.: И. Л. Тузов, 1908. 217 с. (Изд. под псевд. "Е. Поселянин").
/Погожев Е. Н./ Преподобный Серафим, Саровский чудотворец. М.: Сов. писатель, 1990. 202 с. (Репр. переизд.: СПб., 1908).
Симеон митр. Солунский (Фессалоникийский) († 1429 г.)
Симеон архиеп. Фессалоникийский. Книга о храме. СПб., 1884.
Симеон архиепископ Солунский. О священной молитве // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 440-446.
Симеон архиеп. Фессалоникийский. Сочинения. М.: Галактика, 1994 (СПб., 1856).
Симеон митр. Фессалоникийский. Таинственное истолкование на литургию. Казань, 1910.
Симеон архиеп. Фессалоникийский. Труды. М.: Тип. т-ва Рябушинских, 1916.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
Сковорода Григорий Саввич (1722-1794)
Сковорода Г. С. О познании самого себя. СПб.: Имп. Акад. наук, 1789.
Сковорода Г. С. Собрание сочинений. Т. 1 / Под ред. В. Бонч-Бруевича. СПб., 1912.
Сковорода Г. С. Сочинения / Собр. и ред. Д. И. Багалея. Харьков, 1894.
Сковорода Г. С. Сочинения. Минск: Соврем. литератор, 1999.
Сковорода Г. С. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1973.
О нем:
Каравкин В. И. Сердце в философии Г. Сковороды и традиции русской антропологии // Русская философия: новые решения старых проблем. Ч. 1. СПб., 1993. С. 87-89.
Козарезова О. О. Человек и мир в философии Г. Сковороды. М.: Спутник+, 2004.
Козлова О. В. Нравственный экзистенциализм в философии Г.С. Сковороды // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Вып. 27. М., 2004. С. 115-124.
Конева Л. А., Конева А. В. Философские взгляды и антропологические идеи Г. С. Сковороды // Их же. Антропологические идеи в русской религиозной философии. Самара: Самар. ун-т, 1995. С. 14-37 (Гл. 1).
Костюк Г. С. Психологические взгляды Г. С. Сковороды // Очерки по истории отечественной психологии (XVII-XVIII в). Сборник статей. Киев, 1952. С. 160-187 (на укр. яз).
Краснюк М. Религиозно-философские воззрения Сковороды // Вера и разум. 1901. № 16, 18, 21-22.
Микрюков Д. Ю. Религиозно-антропологические истоки русской педагогической школы. Пример Г. С. Сковороды // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 207–217.
Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. М.: Индрик, 2002.
Тихон (Соколов) Задонский свт., чудотв., еп. (1724-1783)
Тихон /Соколов/ еп. Беседы о молитве. /СПб./, 1817. 20 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон Задонский свт. Внимай себе. Из сочинений святителя Тихона Задонского. СПб.: Синодальная тип., 1783. 16 с.
Тихон /Соколов/ еп. Возбуждение грешника к покаянию. Из сочинений преосвященного Тихона, епископа Воронежского. М.: Губ. тип., 1850. 21 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон /Соколов/ еп. Всемерно должно удаляться от пьянства. Из поучинений святителя Тихона, епископа Воронежского. Казань: Типо-лит. Ун-та, 1911. 4 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон /Соколов/ еп. Жизнь есть духовная война. /М./, 1881. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон Задонский свт. Изъяснение молитвы Господней. СПб.: Синодальная тип., 1894. 40 с.
Тихон Задонский свт. Наставления о личных обязанностях каждого христианина. М.: /Б.и./, 1999. 176 с. (Святоотеческое наследие).
Тихон Задонский свт. О грехах. СПб.: Сатисъ, 1989. 191 с.
Тихон Задонский свт. О добродетелях христианских. СПб.: Сатисъ, 1999. 189 с.
Тихон /Соколов/ еп. О любви к ближнему. /СПб./, 1821. 24 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон /Соколов/ еп. О любви к врагам. /СПб./, 1817. 19 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон Задонский свт. О пьянстве. Казань: Тип. М. А. Чирковой, 1889. 8 с.
Тихон Задонский еп. О сердце человеческом // Его же. Сочинения. Т. 4. М., 1836. С. 212-220.
Тихон Задонский свт. О том, как христианин может себя утешать в приключающихся скорбях. Пг.: Синодальная тип., 1914. 71 с.
Тихон /Соколов/ еп. Плоть и дух. СПб.: Тип. Корп. чужестранных единоверцев, 1796. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон Задонский свт. Плоть и дух. М.: Отчий дом, 1997. 127 с.
Тихон /Соколов/ еп. Покаяние. СПб.: Тип. Иверсена, 1840. 14 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон /Соколов/ еп. Покаяние. 20-е изд. СПб., 1878. 8 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон Задонский свт. Против пьянства и других худых привычек. 3-е изд. М., 1904. 64 с.
Тихон /Соколов/ еп. Рассуждение о смирении. /СПб./, 1821. 17 с. (Работа свт. Тихона Задонского).
Тихон Задонский св. Слово об испытании себя самого // Сборник проповеднических образцов (Проповеди святоотеческие и церковно-отечественные). 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1912. С. 280-281.
См. также:
Иоанн (Маслов) схиархим. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М.: Самшит-издат, 2003. 1199 с.
Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Сост. Т. Н. Терещенко. М.: ДАР, 2008. 1328 с.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Видов С. В. Духовные ценности русского народа в молит-венном и поэтическом слове (Тихон Задонский и Сергей Есенин) // Современное есениноведение. 2006. № 5. С. 152–157.
Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания. Дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 180 с.
Видов С. В. Философско-педагогические идеи святителя Тихона Задонского в контексте современных проблем духовно-нравственного воспитания. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 20 с.
Видякова З. В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихона Задонского. М.: Пересвет, 2004.
Видякова З. В. Педагогическая антропология святителя Тихона Задонского. Липецк: Липец. гос. пед. ун-т, 2002.
Есюков А. И. Тема "сердца" в творениях Тихона Задонского // Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып. 3. Архангельск, 1998. С. 34-40.
Есюков А. И. Тема человека в христианской философии святителя Тихона Задонского // Лихудовские чтения. 1998. Великий Новгород, 2001. С. 118-126.
Иоанн (Маслов) схиархим. Действия Духа Святого в деле спасения человека. (По творениям святителя Тихона Задонского) // Его же. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: Издательский отдел Моск. Патриархата, Мир Отечества, 1993. С. 402-405.
Иоанн (Маслов) схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: Издательский отдел Моск. Патриархата, Мир Отечества, 1993. 523 с.
Иоанн (Маслов) схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995.
Климков О. С. Религиозно-философские воззрения Тихона Задонского: опыт православного мышления в схоластическую эпоху // Вестник ЧГУ. 2009. № 18 (156). С. 123-129.
Николай (Павлык) иером. Грех и добродетель по учению святителя Тихона Задонского. М.: Рус. хронографъ, 1991. 223 с.
Рябов А. А. Проблема преображения человека в религиозно-философском наследии св. Тихона Задонского // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. Сер. "Гуманитарные науки: история, литературоведение, языкознание". 2003. № 24. С. 43-45.
Феогност прп., иером. (XIII в.)
Феогност. О жизни деятельной и созерцательной, и о священстве главы // Добротолюбие. Ч. 3. М., 1900. С. 377-399.
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Преподобный отец Феогност. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 376.
Феолипт Филадельфийский св., еп. († 1322 г.)
Феолипт Филадельфийский. Девять глав // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 175-178 (Христианское чтение. 1826. Ч. 22. С. 330-336).
Феолипт Филадельфийский. Слово, в котором выясняется сокровенное во Христе делание, и показывается вкратце, в чем состоит главное дело монашеского чина // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 163-175 (Христианское чтение. 1826. Ч. 22. С. 141-162).
Имеющиеся тексты автора в Библиотеке сайта.
О нем:
Феолипт, митрополит Филадельфийский. Краткое сведение о нем // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900. С. 162.
Феофан Прокопович архиеп. (1681-1736)
Феофан Прокопович архиеп. Богословское учение о состоянии неповрежденного человека или о том, каков был Адам в раю. М., 1785.
Филипп Философ (XI в.)
О нем:
"Диоптра" Филиппа Монотропа: антропологическая энциклопедия православного средневековья / Сост. Г. М. Прохоров. М.: Наука, 2008.
Текст с сайта Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.03.2024.