В настоящее время можно наблюдать все увеличивающийся интерес к антропологической тематике: как в академической науке, так и в обыденной жизни. Антропологический подход, как общеметодологический принцип, проникает практически во все отрасли современной науки и культуры.
Антропологические идеи в наше время становятся все более практически актуальными и просто жизненно необходимыми. Известный западный антрополог Клод Леви-Строс писал по этому поводу: "XXI век будет веком наук о человеке, или его вообще не будет" (см.: Иванов. 1989, с. 360). Будущее покажет, насколько он окажется прав, но и прошедший XX век с этой точки зрения крайне показателен. Он выявил важную закономерность: в какой мере у человечества не было знания и понимания человека, в такой мере оно шло либо по пути открытого подавления человеческой личности (как в советской системе), либо по пути манипулирования ею (как в американской и западной демократии).
Закономерен и поучителен тот исторический факт, что первыми среди наук, пострадавших в России в начале советской власти, были именно науки о человеке (Ломов. 1989, с. 6), а оправиться от этого удара они, в общем-то, не смогли и до сих пор. Нетерпимое отношение власти к наукам о человеке шло рука об руку с непомерно пренебрежительным отношением к самому человеку, который превращался в бессловесную рабочую силу. Об этом писал выдающийся русский философ М. Мамардашвили, проводя параллели с нашумевшим теперь экологическим кризисом: "напомню, что Байкал был "жив-целехонек", когда мы имели перед собой уже в 20-е годы (и далее) дикое зрелище вырожденного лика человека" (Мамардашвили. 1989, с. 332). И дальше: "среди множества катастроф, которыми славен и угрожает нам XX в., одной, главной и часто скрываемой от глаз является антропологическая катастрофа" (там же, с. 317).
И в самом деле, антропологическая катастрофа не так бросается в глаза, как экологические, экономические или политические проблемы. Но от этого не легче: с человеком как таковым становится все хуже и хуже. Врачи говорят о генетическом и биологическом вырождении человека. Психологи – о все большем количестве психических аномалий. Социологи – об ухудшении межчеловеческих отношений и т. д. Причем чаша сия не миновала не только Россию, но и другие, "развитые" и более богатые страны. Просто в России эти проблемы более заметны и более остро выражены, но в целом антропологическая катастрофа давно является общепланетарным явлением, которое уже невозможно не заметить: "Расщепленный человек в расщепленном мире – истина, которую нам открывает современное бытие" (Горелов. 1991, с. 63).
Это и в самом деле так, но каковы причины этого? – С точки зрения приводимого нами автора: "Мир расщеплен, потому что расщеплен человек, а человек расщепляется, потому что живет в расщепленном мире" (там же, с. 63). Другими словами, яйцо получается от курицы, а курица вылупляется из яйца. Подобный подход к поставленной проблеме, безусловно, не самый продуктивный. Может быть, в 1991 году, когда вышла книга цитированного выше автора, было еще не время решать подобные проблемы на глубинном уровне: а значит переходить к духовному, религиозному анализу этих проблем. Может быть, это не свойственно самому автору по его мировоззренческим и другим убеждениям. Но, как бы там ни было, в настоящее время можно и нужно называть подобные вещи своими именами. Тайна человека глубока и решение его проблем не просто, но многое становится более понятным, если не блуждать в оккультных или эзотерических, псевдофилософских или парапсихологических потемках, а обратиться к христианскому учению. Вдвойне это актуально и потому, что как русская, так и европейская культура имеют глубинные христианские корни, незнание которых, безусловно, мешает решению не только антропологических, но и множества других проблем.
С христианской точки зрения человеческие проблемы имеют глубинные духовные корни и являются последствиями грехопадения. Постижение этого – залог физического и морального выживания современного человечества. Поэтому, как мне кажется, единственно верным решением в данной ситуации является обращение к многовековому антропологическому, психологическому и духовному опыту христианства, анализ которого, безусловно, был бы важен и интересен и психологам, и социологам, и культурологам, и многим другим представителям гуманитарного знания.
Обращаясь к современному антропологическому знанию, нельзя не отметить наличие целого ряда проблем исторического, методологического, методического и библиографического плана. К последним относится и то, что порой о работах друг друга не знают не только представители далеких или смежных направлений, но даже и специалисты одного направления, но разных регионов или школ. Поэтому, как нам кажется особенно актуальным в настоящее время является создание многогранного библиографического справочника, в котором отражались бы по возможности все направления современного антропологического знания (с учетом его исторического формирования, географических особенностей и методологических оснований). В перспективе возможно создание и электронного ресурса в виде интернет сайта или базы данных с обновленной и расширенной версией справочника.
При составлении справочника в первую очередь мы пошли путем использования литературы из имеющихся библиографических разделов ББК, имеющих чисто антропологическое содержание: "Философская антропология", "Религиозная антропология", "Психологическая антропология" и другие аналогичные направления. Основная возникшая при этом проблема заключалась в том, что литература, которая до сих пор числится в разделе собственно "Антропология" представляет собой только узкий ее спектр, связанный с физической антропологией, антропометрией, расогенезом и т. д. (что сами антропологи не без юмора называют "черепа и кости"). Поэтому литературу этого профиля мы и поместили в разделы: "Биологическая, физическая, этническая антропология, генетика человека, антропометрия" и "Эволюционная антропология, палеоантропология, антропогенез".
При этом кроме традиционной философской антропологии (которая стоит в нашей библиографии на первом месте и приведена с достаточной полнотой) уже сформировалось, либо только появилось несколько десятков различных междисциплинарно–антропологических направлений, начиная с педагогической, исторической или культурной антропологии и кончая целым спектром других антропологий: синергийной, духовной, поэтической и многих других (что в полной мере отражено в тематической структуре данной библиографии).
Мне как профессиональному психологу особенно приятно указать на раздел психологической антропологии – достаточно молодого и интенсивно развивающегося научного направления, которое, как мне кажется, будет важно и для дальнейшего развития самой психологической науки.
Большое внимание было уделено библиографии по религиозной антропологии и психологии, которая охватывает не только общемировые религии, но и множество других религиозных направлений, в том числе – современные деструктивные культы и секты (что, безусловно, имеет и важный практическо-прикладной характер). В разделе "Психотерапия и религия" можно найти работы авторитетных отечественных и западных специалистов, занимающихся депрограммированием жертв различных деструктивных культов (что, к сожалению, становится для нашей российской действительности все более актуальным).
Большой объем литературы по христианской антропологии (и психологии) и повышенный интерес к ней психологов, педагогов, богословов и самого широко круга читателей обусловили необходимость выделение этих тем в качестве самостоятельных, отдельных рубрик. Эта библиография также строится по тематическому принципу и включает как работы древнехристианского периода, дореволюционных и современных богословов, так и произведения современных психологов, социологов и других научных специалистов, пишущих на эти темы (но в своем большинстве, что существенно, базирующихся на христианском мировоззрении – работы же о христианстве философского или общерелигиоведческого характера помещены в христианском разделе религиозной антропологии). Это связано с тем, что для правильной ориентации читателя не стоит смешивать разные подходы – собственно христианско–богословский и научно–религиоведческий. Кроме работ православных авторов здесь же, отдельными подрубриками, приводится католическая и протестантская литература (в русском переводе), а также работы по старообрядчеству.
Кроме того, в данной библиографии использовался, по мере возможности, персонологический подход – когда воедино собраны и все произведения автора и работы о нем (имеются разделы "Персоналии" в философской антропологии, христианской антропологии и психологии). При всей своей кажущейся простоте данный подход требует много сил и времени, особенно это относится к изучению отечественных дореволюционных авторов, о которых не то что недостаточно биографических сведений, а нередко неизвестно практически всё (включая годы жизни и расшифровку их инициалов). Но, и это наша принципиальная позиция, подобную работу необходимо делать в обязательном порядке, ибо это наша история, наши корни. Первые результаты этой работы представлены в нашей книге "Психология и религия" (Зенько. 2002), в главе "Психология и религия в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 год", а более новая информация содержится во втором издании этой книги (Зенько. 2009). Кроме того, в качестве апробации, мы реализовали персонологический библиографический подход в своем предыдущем издании: "Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник" (Сост. и ред. Ю. М. Зенько. СПб.: Речь, 2009). Оно показало продуктивность подобного подхода и было с интересом встречено специалистами самых разных направлений (большая часть тиража уже нашла своего читателя). Саму книгу можно посмотреть как в Библиотеке академии наук, так и в Российской национальной библиотеке и Центральной городской библиотеке им. Маяковского.
Общее количество приведенной в Справочнике литературы составляет больше 13 тысяч наименований, так что, безусловно, каждый читатель найдет для себя что-нибудь важное и интересное, а имеющиеся алфавитный и тематический указатели позволят ему сделать это быстро и эффективно.
Кроме того, предполагается со временем включить в данную библиографию также и ссылки на интернет-ресурсы – как целые антропологические и религиозно-психологические сайты, так и имеющиеся в интернете электронные тексты соответствующей тематики (которые удобны тем, что их можно скопировать из интернета и читать дома в электронном варианте, проводить электронный поиск нужных тем, быстро копировать оттуда цитаты и т. д.). Именно благодаря подобному подходу возможно по настоящему целостное рассмотрение антропологических проблем, что я и попытался реализовать на материале христианской антропологии (Зенько. Основы... 2007).
В качестве важного технические замечания нужно отметить, что существенной проблемой Справочника было то, что в одном библиографическом списке были объединены светские и религиозные, в первую очередь христианские, авторы. Здесь и путем использования имеющегося опыта, и путем собственных проб и ошибок было решено использовать следующие принципы:
– христианские авторы, иерархи православной и католической церквей атрибутируются по именам (это относится к имеющим сан патриарха, митрополита, архиепископа, епископа, архимандрита); в случае необходимости в круглых скобках указывается фамилия (для лучшего различения авторов), но она ни в коем случае не используется в качестве главного признака, как это бывает в некоторых зарубежных и отечественных изданиях; то же относится и к монашествующим (монахам, монахиням, иеромонахам, иеродиаконам, игуменам и игуменьям);
– теоретически так же надо было бы поступить в отношении и христианских, православных священников и протоиереев, которых принято именовать именно по именам ("отец Владимир" или "отец Михаил") и только потом, в случае надобности, по фамилиям (а по отчеству их вообще не принято называть – это то, как они именовались "в миру", до принятия сана); но исторически сложилось, и не только в советское время, что священников, протоиереев, протопресвитеров и дьяконов в библиографии описывают сначала по фамилии, а потом по именам; в некоторых советских изданиях при этом даже не указывали наличие у автора сана и не раскрывали его имя; нередко, например, свящ. Павла Флоренского именовали "П. А. Флоренский", прот. Сергия Булгакова – "С. Н. Булгаков", прот. Александра Меня – просто "А. Мень"; но это, с одной стороны, просто неточно и даже неверно с фактической точки зрения; с другой стороны, это является неуважением к ним самим и к той религиозной традиции, которую они представляют; для сравнения можно сказать, что когда автором работы является лама, или далай-лама (представители ламаистской формы буддизма), как правило это всегда указывают при публикации и при ее библиографическом описании. Здесь, скорее всего, действует принцип, когда мы не ценим то, что имеем – что относится к христианству, православию, которое являлось системообразующим фактором становления и развития всей русской культуры.
В заключение хочется от всего сердца поблагодарить всех, кто через свои работы или личное общение, помогал и помогает в работе над Справочником, его количественному увеличению и качественному улучшению. Особенно большое спасибо Библиотеке академии наук, с ее богатыми фондами, трудолюбивыми и внимательными сотрудниками, благодаря которым я смог лично просмотреть, проработать большую часть приводимой в Справочнике литературы (остальную часть я взял из электронных каталогов РНБ, РГБ и ВИНИТИ). Я с удовольствием подарю библиотеке Справочник, когда он будет издан (чему, я надеюсь и уверен, способствует и будет способствовать интерес к библиографии как жанру, поддерживаемый ежегодными Международными библиографическими чтениями памяти К. И. Шафрановского, проводимыми в Библиотеке академии наук).
ЛИТЕРАТУРА
Горелов А. А. Расщепленный человек в расщепленном мире. – М.: Знание, 1991.
Зенько Ю. М. Основы христианской антропологии и психологии. – СПб.: Речь, 2007.
Зенько Ю. М. Психология и религия. – СПб.: Алетейя, 2002.
Зенько Ю. М. Психология религии. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Алетейя, 2002.
Иванов В. В. Нейросемиотический подход к знаковым системам искусства // Человек в системе наук. – М., 1989, с. 351-361.
Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного подхода // Человек в системе наук. – М., 1989, с. 5-13.
Мамардашвили М. К. Сознание и цивилизация // Человек в системе наук. – М., 1989, с. 307-332.
Христианская антропология и психология в лицах. Основные авторы и работы с древнехристианского периода по настоящее время. Библиографический справочник. Сост. и ред. Ю. М. Зенько. – СПб.: Речь, 2009.
Издание:
Зенько Ю. М. "Всё о человеке": Библиография по всем направлениям современного антропологического знания // Чтения памяти Константина Иллариновича Шафрановского (1900-1973). Сборник трудов Международной научной конференции. СПб., 2011, с. 175-182.
Библиография вышла отдельным изданием:
Всё о человеке: Философская, физическая, психологическая, религиозная антропология и все другие направления современного человекознания. Библиографический справочник / Сост. и ред. Ю. М. Зенько. – СПб.: Издательство Олега Абышко, ЦХПА, 2021. – 768 с.
См. полное описание и возможность приобретения.
© Сайт Христианская психология и антропология.
Последнее обновление файла: 01.12.2020.