Современный подход к проблеме человека становится все более системным и междисциплинарным. И это закономерно, ибо обусловлено многообразием свойств самого человека как такового. Каковы же те дисциплины, которые составят первоначальный остов данного подхода? По мнению Б. Г. Ананьева это: биология, психология, социология, и комплекс культурологических наук. Именно эти науки позволят изучать человека, соответственно, как: биологическое существо – индивид, носителя психики – субъект, социальное существо – личность, носителя культуры – индивидуальность. При этом индивид, субъект, личность и индивидуальность являются не только плоскостями анализа человека разными науками, но и структурными уровнями его бытия.
Каждый уровень имеет свое временное становление. Индивид развивается в онтогенезе, через биологическое созревание организма. В субъектогенезе развиваются разные сферы психики, а также устанавливаются определенные функциональные связи между ними. Формирование и развитие личности происходит в ходе ее жизненного пути. Индивидуальность имеет свою индивидуальную историю. Каким термином обозначить развитие человека в целом? Термин "онтогенез", который раньше выполнял эту функцию, теперь используется преимущественно в биологическом смысле, поэтому правомернее отнести его к развитию индивида, как биологического модуса человека. Если же обозначить человека в целом термином "индивидуум" (т.е. нечто отдельное, целостное), то развитие его обозначится как "индивидуумогенез". Основные этапы нндивидуумогенеза, возрастные рамки этих этапов, их цикличность, стадиальность, фазность изучались под руководством Б. Г. Ананьевым в ходе комплексного лонгитюдного исследования.
Результатом перехода процесса развития человека в структуру есть его возраст. Или по другому, возраст есть реализованная часть процесса (процессов) становления всех модусов человека. Лучше всего изучен биологический возраст. Определяется же биологический возраст по батарее тестов биологического и биохимического характера. Понятие психического возраста также вошло в научный обиход. Некоторые компоненты его, например, умственный возраст, изучаются давно и имеют собственные критерии и методы определения – методики Стэнфорда-Бине, Векслера и другие методики на "ай-кю". Не менее важным компонентом психического возраста является его субъективная составляющая: субъективное переживание возраста и его самооценка, субъективное переживание длины прожитой жизни. Социальный возраст определяется по степени сформированности характера личности, ее направленности, по степени стабильности ее поведения, по сформированности ее морали. Понятие культурного возраста впервые в отечественной науке вводится Л. С. Выготским, утверждавшим, что культурное развитие, как и всякое другое, подчинено своим закономерностям, имеет свои внутренние рамки и свои стадии. Показателями культурного возраста являются: развитие устной и письменной речи, целостность мировоззрения, переход от морали к нравственности, накопление индивидуального опыта, проявление творческой продуктивности.
Возраста человека поли- и гетерохронны, относительно самостоятельны, но и взаимозависимы, так что образуют целостный временной каркас жизнедеятельности индивидуума.
Понятие возраста (возрастов) связано с понятием зрелости как порогового развития соответствующих структур, функций, способов организации и т.д. Основные типы зрелости сводятся к биологической, психической, личностной (социальной) и культурной. Зрелость отделяет детский, ювенильный период жизни человека от взрослого периода, периода расцвета (акме) – откуда акмеология, как наука о взрослости, и ювенология, как наука о детстве.
При рассмотрении проблемы возраста закономерно встает вопрос о нулевом возрасте – моменте рождения. И индивид, и субъект, и личность, и индивидуальность появляются как особый, новый структурно-функциональный уровень в ходе развития всего человека как целостности, а потому правомерно говорить не о рождении (в единственном числе), а о рождениях человека: не только биологическом, но и психическом, социальном и культурном. Похоже, хотя и не идентично, выглядит процесс умирания: человек проходит в последней стадии индивидуумогенеза серию смертей, которые повторяют в обратном порядке последовательность его рождений, происходит как бы демонтаж построенного здания, начиная с крыши. Комплексной наукой, изучающей смерть является танатология. Аналогичным образом необходима и наука о рождении – генетология, и наука о пренатальном развитии – пренатология.
Таким образом, благодаря учению Б. Г. Ананьева о человеке, как индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, мы только и можем реализовать по-настоящему комплексный подход к человеку – на всех его структурных уровнях и на всех стадиях его развития. Комплексное же изучение человека имеет не просто чисто теоретический интерес: в настоящее время вместе с кризисами экологическим, социальным, экономическим уже можно говорить и о кризисе антропологическом, который лежит в основании всех других кризисов. Поэтому либо XXI век будет веком наук о человеке, либо последующего века может просто и не быть.
Издание:
Зенько Ю. М. Развитие антропологических идей Б. Г. Ананьева в комплексном описании человека // Ананьевские чтения – 2007. СПб.: 2007, с. 82-84.
© Сайт Христианская психология и антропология.