. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • СТРАНИЦА Ю. М. ЗЕНЬКО
  • ПУБЛИКАЦИИ, ДОКЛАДЫ
  • СТАТЬЯ - Современное образование, психология и христианство

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Зенько Юрий Михайлович

    Современное образование, психология и христианство

    В наше время как-то забылось, что само слово "образование" подразумевало "воспитание по образу и подобию Божию" /Половинкин. 1997. С.15/. Причем, это воспитание и совершенствование не имеет ни возрастных, ни социальных, ни каких-либо других границ.

    Но здесь, к сожалению, приходится сталкиваться с несколькими устойчивыми стереотипами массового сознания, на которых мы и остановимся.

    Во-первых, весьма ошибочно мнение о полной сформированности и неизменности ("окаменелости") взрослых. Против этого распространенного стереотипа в свое время энергично боролся академик Б. Г. Ананьев и коллектив его единомышленников (см. напр.: /Развитие психофизиологических функций взрослых людей. 1977/). Взрослым есть куда расти – и в психологическом, и в социальном, и в культурно-духовном плане. Но при этом, конечно же, их дальнейшее образование никак не может сводиться к формальному обучению (информированию): последнее должны быть подчинено более глобальным и ответственным задачам, а именно, – воспитанию, в широком смысле слова, и собственно образованию. В противоположном случае, что часто имеет место в нашем образовании, будет получаться следующая нелицеприятная ситуация: чем более информированным специалистом является человек, тем ограниченнее его характер и мировоззрение. По народному выражению: "работник хороший, но человек – никуда". Наше общество и государство de facto мирятся с этой ситуацией, но ее необходимо решать, и притом – на принципиальных основаниях. Безусловно, прав был выдающийся христианский подвижник IV-го века Антоний Великий, когда писал: "Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни" /Антоний Великий. 1998. С.108/.

    Подытоживая вышесказанное и переводя эту мысль в более секулярную плоскость, можно сказать, что современное образование взрослых должно быть направлено на формирование духовных личностей, а не узких, ограниченных специалистов.

    Во-вторых, до сих пор еще существуют атеистическое предубеждение против использования в науке и педагогике духовного христианского опыта. Но времена меняются, меняется и подход к данной проблеме. По мнению одного из старейших отечественных психологов В. П. Зинченко: "Признание духовного опыта, погружение в него вовсе не означает отказа от реальных достижений научной психологии. Напротив, это приведет к ее обогащению, сделает ее более интересной и привлекательной, а, соответственно, более деятельной и действенной..." /Зинченко. 1997. С.268/. Но при этом, необходимо трезво смотреть на положение дел, одной "духовности" (лишь бы какой) мало. Это приводит нас к постановке следующей проблемы: какой тип духовности выбрать и использовать в качестве основного.

    По мнению В. Д. Шадрикова духовные ценности важны в человеческом развитии /Шадриков. 1999. С.4/. Более того, он считает, что не менее важны они и для самой психологии как науки: "Вводя в контекст психологического знания категорию духовности и человечности, мы впервые приближаемся к истинному предмету психологии" /Там же. С.4/. Но автор, по нашему мнению совершенно справедливо, обращается не к любой духовности, не к мистики, эзотерики, оккультизму и т. д. Он приходит к традиционной религиозной духовности: "В своей книге мы сочли возможным и необходимым обратиться к религиозному пониманию духовности. Не отождествляя науку и веру, мы в то же время и не противопоставляем их друг другу" /Шадриков. 1999. С.4/. Воистину, не все то золото, что блестит. И после обрушившегося на нас после перестройки потока сект, "духовных школ" и "учителей" уже необходимо быть более осторожными и разборчивыми в стремлении к духовному. К тому в России – в стране с тысячелетней православной историей – искать духовности "на стороне" просто недальновидно и неправильно.

    Таким образом, с нашей точки зрения, наиболее оправданно использование и при воспитании детей, и при образовании взрослых именно христианской, православной духовности. При этом не лишним будет заметить, что христианство всегда обращало особое внимание и на воспитание, и на душепопечение, так что с полным правом можно говорить о существовании христианской педагогики и психологии. И многовековой опыт последних, безусловно, будет только полезен для современной науки. Понятно, что использование и "внедрение" этого опыта нужно делать грамотно и постепенно, – чтобы наши собственные неправильные действия не сочли за подтверждение неэффективности или неправильности этого опыта. Поэтому, конечно же, возможно и необходимо использование академического научного аппарата и инструментария, например, комплексного или системного подхода к человеку /Зенько. 1997/. Кроме того, как нам кажется, было бы нелишним использовать уже существующие междисциплинарные научные направления, близкие по тематике к нашим проблемам, например, психологию религии /Зенько, Коваленко. 1995/.

    Одновременное же использование и научного, и религиозного подхода позволяет выявлять новые и важные закономерности, которые не проявляются только при научном, или только при религиозном подходе. В частности, нами получено несколько религиозно-психологических типологий, которые могут быть важны как для образования взрослых, так и для воспитания детей.

    В качестве важного практического выхода нами было рассмотрено использование христианского учения об охранении органов чувств.

    Охранении органов чувств и сенсорная культура.

    Ни для кого не секрет, что путь к "ясновидению" и "яснослышанию" у многочисленных современных "эзотериков", магов, колдунов и контактеров начинался именно с работы с органами чувств. Поэтому нет ничего удивительного, что многие псевдодуховные учения так настоятельно рекомендуют развивать физические чувства для восприятия "тонких миров". В святоотеческой традиции зрению и слуху, да и вообще органам чувств уделялось достаточно много внимания, но при этом направленность работы с ними была совершенно другая. Признавая важность сенсорики, она использует по отношению к ней ограничительную стратегию. Это связано с тем, что органы чувств, так же как и весь человек в целом подлежат первородному греху. С другой стороны, по святоотеческому учению сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена, которое должно контролироваться высшими психическими процессами. Поэтому, с этой точки зрения, органам чувств необходимо не искусственное развитие, что нарушает общий баланс всех душевных процессов, а, наоборот, работу органов чувств необходимо контролировать и согласовывать с другими силами души. Таким образом, с христианской точки зрения органы чувств необходимо: хранить и очищать, отвоевывать у греха, обновлять и преображать.

    Но при использовании святоотеческого опыта по охранению органов чувств необходимо избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так: необходимо учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть при этом сознательными и избирательными. Просто поражает современная сенсорная всеядность, выходящая за все разумные границы. В конечном итоге в наше время информация все больше превращается в некое подобие наркотика, с наличием соответствующих эффектов: привыкания, увеличения дозы, "ломки" и т. д. Для решения этих проблем необходима культура использования информации, и в первую очередь – сенсорная культура. И эта культура, безусловно, заключается не столько в умении "потреблять" любую информацию, сколько в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто ненужную. И святоотеческий подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет, безусловно, как нельзя кстати.

    Феномены "схемы тела".

    Важной психофизической темой является феномен схемы тела /Лебединский. 1963/. Анализ соответствующей литературы показывает, что данное явление часто встречается во многих религиозных направлениях. Практически все современные "эзотерические" и "духовные" учения также работают со схемой тела, при этом в еще большей степени, чем традиционные религии. Без преувеличения можно сказать, что степень практической продвинутости этих учений находится в прямой зависимости от овладения ими методами работы со схемой тела. Многие мистические и магические явления в первую очередь являются проявлениями, а часто и злоупотреблениями феноменами схемы тела. Таким образом анализ схемы тела позволяет выявлять внутреннюю, скрытую сущность многих религиозных и парарелигиозных учений, школ, сект, культов и т. д.

    Нами проведена предварительная типология по эффектам схемы тела основных христианских конфессий и некоторых других религиозных направлений. Выделено три основных религиозно-психологических типа: 1) цереброцентризм – головной, мозговой локус сознания, 2) кардиоцентризм – сердечный, и 3) вентралоцентризм – ориентация на нижнюю часть тела (живот). Понимание этих закономерностей позволит, во-первых, избегать многих педагогических ошибок, связанных с неправильным использованием феномена схемы тела, во-вторых, правильно строить образовательный, воспитательный и учебный процесс.

    При этом важное духовное и практическое значение христианского подхода в данном случае состоит в том, что оно не столько критикует неправильные пути, сколько показывает, как нужно правильно делать. Христианство зарождалось и развивалось как религия сердца, на очищение и преображение человеческого сердца оно направлено и до сих пор (особенно в Православии).

    Очищение сердца, его блюдение, хранение и образование составляют центральную часть аскетического делания – особую науку наук и художество художеств. Кроме того, они составляют и особую культуру – культуру сердца: "Искание Слова внутри есть в то же время Культура Сердца, величайшее и единственное в мире непрестанное священнодействие, принесенное в мир Самим Логосом-Христом для тех, кто ищет Его внутри себя. Внутреннее Слово, как семя, должно дать всход, должно вырасти и принести плоды. В дикой и необработанной земле сердца оно не дает всходов и лежит втуне, как клад, зарытый в землю сердца, хотя и проявляющий свою скрытую деятельность. Обработка, удобрение и орошение пажитей сердца – задача подлинной религиозной жизни в Слове... Культура сердца не оставляет в нем места хаосу и темной бездне сердца, вырывая тернии и волчцы, попаляя огнем тину страстей и помыслов, и орошая поле сердца слезами очищения и умиления" /Позов. Т. 1, с.266/.

    Если современное образование, так же, как и современная культура захочет возвратиться к своим истокам, то без христианской культуры сердца ей не обойтись. А пока: "утрата истинных, духовных знаний о значении сердца приводит человечество к поистине печальным результатам и глубокому духовному кризису" /Невярович. 1997. С.29/; "потеря культуры сердца в современной жизни есть потеря жизненной силы, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, какой-то склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация" /Вышеславцев. 1990. С.71/.

    ЛИТЕРАТУРА

    Антоний Великий. Духовные наставления. – М.: Сретенский мон., Новая книга, Ковчег, 1998.

    Вышеславцев Б. П. Сердце в индийской и христианской мистике // Вопросы философии. 1990, № 4, с.62-87 (Париж: YMCA-press, 1929).

    Зенько Ю. М. Жизнь человека: опыт междисциплинарного описания // Жизнь человека. Материалы конференции. – СПб., 1997, с.13-15.

    Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с.67-69.

    Зинченко В. П. Посох Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. – М.: Новая школа, 1997.

    Лебединский М. Схема тела // Большая медицинская энциклопедия. Т. 31. – М., 1963, с.836-839.

    Невярович В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). – Воронеж, 1997.

    Позов А. Основы древнецерковной антропологии. В 2-х т. – Мадрид, 1965-1966.

    Половинкин А. И. Пробуждение России: преодоление барьера неверия и маловерия. – Волгоград, 1997.

    Развитие психофизиологических функций взрослых людей (средняя взрослость). Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. – М.: Педагогика, 1977.

    Тихон Задонский еп. Сочинения. В 15-и т. – М.: Синод. тип., 1836-1837.

    Шадриков В. Д. Происхождение человечности. – М.: Логос, 1999.

     

     

    Издание:

    Зенько Ю. М. Современное образование, психология и христианство // Знаменские чтения 2000-2004. Сборник материалов. СПб., 2006, с. 270-275.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .