Известный американский философ и психолог, Вильям Джемс, писал в начале нашего века: "все корни религиозной жизни, как и центр ее, мы должны искать в мистических состояниях сознания. Изучение этих состояний образует центральную главу нашего труда, целью которого является изучение религиозного опыта личности" (Джемс. 1910, с.344; 1993, с.303). Но здесь сразу же надо оговориться, что причины этих мистических состояний могут быть не только благодатными (от благодати Божией), или естественными (согласно с законами человеческого естества), но и противоестественными, и безблагодатными, связанными с темными силами: "Все свои козни, сети, капканы злые духи облекают в самые красочные привлекательные одежды. Поэтому мы, христиане, стараемся быть очень недоверчивыми ко всем "сладким", "приятным", "особенным" своим душевным состояниям, не принимаем без тщательных проверок никаких "откровений", "видений", "просветлений", "явлений", "блаженных состояний" и т. п. необычностей" (Лазарь архим. 1997, с.49-50). Или как писал свт. Феофан Затворник: "Дело духовное не в восторгах: самое лучшее его проявление есть "дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно"" (Феофан Затворник. Вып. 5, 1994, с.181). Это же, по своему духовному опыту, знал и свт. Игнатий (Брянчанинов): "Есть действия от крови, кажущиеся для неопытных действием благодати, а оно не благое, и не духовное, – оно из падшего естества нашего, и познается потому, что порывисто, горячо, нарушает мир в себе и ближних. Действие духовное рождается из мира и рождает мир..." (Игнатий (Брянчанинов). Т. 7, 1993, с.86-87).
Об этом же писали и древние христианские подвижники: "всякий помысл, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все вражеское бывает со смущением и мятежем" (Варсонофий Великий, Иоанн. 1995, с.16).
И по библейскому слову – Бог является в тихом веянии: "Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра" (3 Цар. 19, 11-12).
Состояния же, противоположные тишине смирения (которым несть числа и которые на Западе называются "измененными состояниями сознания") св. отцами именовались "прелестью", – от "прельститься", обмануться. Западу, стремящемуся к любым измененным психическим состояниям, лишь бы они были поинтереснее, учение о прелести практически неизвестно. И наоборот, в восточном христианстве учение о прелести вырисовывается вполне целостно и подробно. Многие христианские подвижники и св. отцы, например, Григорий Синаит, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Диадох, Максим Капсокаливит, Симеон Новый Богослов и др., подробно писали о всех проблемах, связанных с прелестью. Вот какие признаки впавших в прельщенное мнение о себе приводит современный православный пастырь: стремление к "святым и божественным" чувствам, открытость и готовность быть "восхищенным" некиим духом, поиски не Бога, а "духовных утешений", самоопьянение, которое принимается за "состояние благодати", невероятная легкость, с которой человек становится "созерцателем" или "мистиком", "мистические откровения" и псевдодуховные состояния (Лазарь архим. 1997, с.65).
Состояние прелести – крайне негативно: при этом происходит постепенный процесс деградации всего человека, доходящий, в конце концов, и до тела: "Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет тело, как неразрывно связанное Творцом с душею" (Игнатий (Брянчанинов). Т. 2, 1993, с.229-230). В состоянии прелести часто проявляются особые психические феномены: раздвоение личности, деперсонализация, смещение чувствительности наружу, ощущение невесомости и полета и т. д. Подобные же явления описываются западными авторами и при "измененных состояниях сознания", которые с христианской точки зрения и есть ни что иное, как прелесть. Причем эти, "измененные", состояния являются прелестными как по своему содержанию, так и по способу их достижения, который может быть любым, часто весьма экзотичным: здесь идут в ход и искусственные психотехнические приемы, и гипервентилированное дыхание, и, даже, наркотики.
Таким образом, сделаем основной вывод нашей работы, с христианской точки зрения "измененные состояния сознания" являются прелестью, т. е. духовным самообманом людей, которые вместо поиска живого Бога стремятся к необычным психическим состояниям.
ЛИТЕРАТУРА
/Варсонофий Великий, Иоанн/. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. – М.: Правило веры, 1995.
Джемс В. Многообразие религиозного опыта. – СПб., 1993 (М., 1910).
Игнатий (Брянчанинов) еп. Творения в семи томах. – М.: Правило веры, 1993 (репр. переизд.: 2-е изд., СПб., 1886).
Лазарь архим. Грех и покаяние последних времен. – М.: Сретенский мон., 1997.
Феофан Затворник еп. Творения. Собрание писем. В 8-и вып. – Печоры: Св.-Усп. Пск.-Печ. мон., Изд-во "Паломник", 1994.
Издание:
Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с. 126-128.
© Сайт Христианская психология и антропология.