. икона распятия Христова . . христианская психология и антропология .

ЦЕНТР
ХРИСТИАНСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ И
АНТРОПОЛОГИИ
Санкт-Петербург

. . . . . . . . .
.
"мы проповедуем
Христа распятого,
для Иудеев соблазн,
а для Еллинов безумие..."
(1 Кор. 1, 23)
 
. . .
  • ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
  • МАТЕРИАЛЫ по христианской антропологии и психологии
  • БИБЛИОТЕКА христианской антропологии и психологии
  • Зенько Ю. М. Христианин в эпоху информационного взрыва (текст)

  • . . ХРИСТИАНСКАЯ
    ПСИХОЛОГИЯ И
    АНТРОПОЛОГИЯ
    В ЛИЦАХ
    .
    .
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА .
    .
    Участники проектов .
    .
    Направления деятельности .
    .
    Публикации, доклады .
    .
    МАТЕРИАЛЫ .
    .
    Библиография .
    .
    Персональная библиография .
    .
    Тематическая библиография .
    .
    Библиотека .
    .
    Библиотека по авторам .
    .
    Библиотека по темам .
    .
    Словарь .
    .
    Проблемное поле .
    .
    Контактная информация .
    .
    .

    Поиск по сайту
     
    .
    . . .

     

    Зенько Юрий Михайлович

    Христианин в эпоху информационного взрыва

     

    Давно уже стало известно, что информационные технологии влияют не только на ум человека, но по-новому перестраивают всю его психику. Кто-нибудь скажет, что это, дескать, прогресс и что это нормально. Только с этим не согласятся миллионы родителей, чьи дети ушли в игроманию, компьютерную зависимость и т. д.

    Некоторые говорят: «подумаешь, фильм какой-то не такой посмотрел, или пустую книгу почитал для развлечения, я уже и забыл о чем там».

    Но это не так. По научным психофизиологическим исследованиям в мозгу сохраняется все, что пришло к нему по любому из органов чувств, в течение всей его жизни. Это механизм лимбической системы головного мозга. Только мы не умеем активировать и использовать эту память. Но то, что эта память есть, известно и из обыденной жизни. Описаны случаи, когда у падающего в пропасть альпиниста перед глазами за несколько секунд реально проходила вся его жизнь. Нечто похожее происходит во время клинической смерти. Также известно множество людей с уникальной памятью. Так, например, известный московский психолог А. Р. Лурия описывал мнемониста «Ш» (С. Шерешевского), который помнил все в своей жизни. Он выступал по всей стране с демонстрацией своих необычных способностей. Например, он мог за считанные секунды запомнить сотни произвольных чисел, которые записали на нескольких грифельных досках добровольцы из зала. А потом мог воспроизвести эти числа в любом порядке — подряд или выборочно (и даже через много лет спустя!). Люди были просто в восторге от такого чуда, а на самом деле, это человеческая память в ее нормальном состоянии.

    У этого явления есть и духовные параллели. В Апокалипсисе написано: «судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» и что эти книги есть «книга жизни» каждого человека (Откр. 20, 12). У некоторых православных авторов можно встретить такую идею, что ангел, находящийся рядом с человеком, записывает все его дела и мысли в некую книгу. Но этого совсем и не нужно, поскольку уже есть книга жизни каждого человека — это его глубинные уровни памяти, где записывается вся его жизнь. Поэтому, каждый из нас ежедневно, ежечасно и ежесекундно расширяет свою книгу жизни, записывая в нее хорошие, плохие и вообще все события своей жизни, и все возникающие при этом эмоции, мысли, сомнения и, с чего мы начали, всю внешнюю, сенсорную информацию. И чем меньше контроль над этой информацией, тем больше мусора и грязи попадает в книгу жизни человека.

    Кстати, там же записаны и все праздные слова, за каждое из которых люди дадут ответ в день суда (Мф. 12, 36). А представьте себе обычного современного подростка, постоянно ругающегося матом — он еще и жить толком не начал, а уже в каком состоянии находится его книга жизни?!

     

    Каковы основные причины современных негативных информационных явлений? Во-первых, конечно же, это общая бездуховность общества. Не имея внутреннего духовного стержня, формируемого в человеке церковью, практически невозможно противостоять антидуховной направленности сегодняшней жизни. Во-вторых, значительную роль здесь играет и чрезмерная ориентация на сенсорную информацию саму по себе — то есть сенсуализм в широком смысле этого слова, который распространен как на Западе, так и у нас — причем, как в психологии и педагогике, так и в повседневной жизни.

    Для решения всех этих проблем, как нам кажется, возможно и необходимо использовать многовековой христианский опыт — как духовного, так и, конечно же, психологического содержания. В последнее входит и учение об органах чувств, которым уделялось в христианстве достаточно много внимания, что можно проследить по многочисленным святоотеческим трудам (Зенько. 2001). Но, признавая важность сенсорики, святые отцы пишут о необходимости использования по отношению к ней ограничительной и охранительной стратегии: ибо, по их мнению, сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена. Поэтому работу органов чувств необходимо контролировать и подчинять высшим силами души. Как об этом писал свт. Феофан Затворник: «Владей чувствами, особенно зрением и слухом, свяжи, держи язык. Кто не обуздает сих трех, того внутреннее — в расхищении, в расслаблении и плене» (Феофан Затворник. 1908, с. 248). Этими ясными словами свт. Феофан объяснял для нашего времени смысл святоотеческого учения об управлении и хранении органов чувств.

    Традиция хранения органов чувств имеет в христианстве глубокие корни. Уже в IV в. у святого Ефрема Сирина можно найти слово «О хранении очей и языка» и поучение с самоговорящим названием: «О том, что не должно блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором вниз, душою же стремиться вверх к Господу». Специальные работы посвятили этому: Феодор Студит («Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов»), Киприан Карфагенский («Книга о зрелищах»), Тертуллиан («О зрелищах»). Кроме того, к этой теме обращалось множество других известных христианских авторов, некоторые цитат из работ которых мы и приведем здесь.

    По Григорию Нисскому (IV в.) хранение органов чувств необходимо по той причине, что «где оскверняется слух, оскверняется зрение, оскверняется и сердце, принимая непотребное через зрение и слух» (Григорий Нисский. Ч. 8. 1872, с. 457).

    Максим Исповедник (VII в.): «душа закрывая чувства, словно врата, делает их чистыми от греховных образов» (Максим Исповедник. 1993, с. 177).

    Филофей Синайский, подвижник IX в.: «Каждый из нас должен хранить свои чувства и каждодневно очищать себя от страстных воздействий и прегрешений» (Филофей Синайский. 1900, с. 417). И далее: «Когда приобретаем некоторый навык в воздержании и удалении от видимых зол, производимых пятью чувствами, то после сего возможем и сердце свое блюсти с Иисусом...» (там же, с. 404).

    По Феодору Студиту хранение органов чувств является единым с общехристианским учением о воздержании. Он писал: «Избегай гибельных положений и греховных обычаев. Свяжи себя правилами относительно и глаза, и слуха, и обоняния, и вкуса, и осязания... чтобы ты не был потоплен напором страстей» (Феодор Студит. Т. 1. 1907, с. 240).

    В полном объеме святоотеческое учение о хранении органов чувств перешло в Русскую православную церковь, что можно проследить как по работам дореволюционных, так и современных авторов.

    О необходимости хранения органов чувств писали авторитетнейшие русские святители: Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский и многие другие.

    Свт. Феофан Затворник писал не без юмора: «Чувства наши похожи... на черпало... что бы Вы сказали о том, кто, взяв черпало — чашку или кружку, — ходил бы по грязным и нечистым лужам, черпал из них и себя тем обдавал? Бестолковее этого что можно придумать? Но не это ли самое делает тот, кто с любопытством останавливается пред нехорошим и слушает недобрые речи?!» (Феофан Затворник. 1996, с. 320-321).

    Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Мир духов действует чрез помышления и сердечные ощущения; мир вещественный — чрез чувства телесные. Оба манят ко вкушению плода запрещенного. Телесным чувствам, зрению, слуху, осязанию представляется этот плод прекрасным: помысл, — слово невидимого существа, внушает, твердит: "вкуси, узнай!". Манит любопытством, подстрекает тщеславием» (Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с. 449).

    Св. Иоанн Кронштадтский: «Хранить чувства от греха зрения: не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища и богатство...» (Иоанн Кронштадтский. 1991, с. 96–97).

    Об этом же писал еще свт. Тихон Задонский: «Слух и видение отвращать от непотребных; ибо сими, как дверьми всякое зло в храмину сердечную входит, и делает в нас похотение злое, и подвизает брань» (Тихон Задонский. Т. 2. 1836, с. 33).

    Таким образом, органы чувств необходимо отвоевывать у греха. Их необходимо сначала очищать, а потом и освящать — через благодатное воздействие на них церковного богослужения. Недаром, как давно подмечено, в православном храме есть пища для всех органов чувств: зрения — убранство храма, слуха — звучание текста литургии и пение хора, осязания — целование икон и друг друга при приветствии, обоняния — каждение благовонием.

     

    Охранять свои органы чувств нужно не только христианским монахам. Как раз наоборот: монах в своей келье далек от тех многих физических соблазнов, которые окружают христиан мирян со всех сторон. Прот. Евгений Попов писал в начале XX века в своей работе «Нравственное богословие для мирян»: «Читатель! Если ты живешь в мире, то для тебя пять внешних чувств гораздо более могут быть проводниками греха и страстей, чем для отшельника или для людей, живущих в уединении. Отшельник удалил себя от многих предметов, которые могут искушать его чувственность, между тем как ты окружен со всех сторон грешными впечатлениями для своих пяти чувств... Итак — убеждаем тебя — будь стражем твоих пяти чувств! Затворяй их своевременно, чтоб чрез них не вторглись в душу враги души. Чем больше например насмотришься или наслушаешься худого и вредного, тем и больше должен вынести борьбы с собой, если даже и не сочувствуешь худому, если не хочешь согрешить» (Попов. 1994, с. 964).

    Не забывая и внутренние, глубинные причины греха (нечистое сердце), в святоотеческой традиции связывали охранение органов чувств с борьбою с поводами ко греху: «если кто преуспевает, или желает преуспевать (в духовной жизни), тот тщательно да блюдет себя от поводов ко греху, и таким образом грехи сами собою ослабеют... храни очи твои, и сердце твое не узрит зла» (Исаия авва. 1883, с. 87, 95). Об этом же Иоанн Кронштадтский писал так: «В деле нравственного христианского преуспеяния весьма большое значение имеет удаление всяких поводов и повадок к какому-либо греху» (Иоанн Кронштадтский. 1997, с.107).

    Современные педагогика и психология вполне могли бы обратиться к использованию святоотеческого опыта по охранению органов чувств. И здесь необходимо избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать и зацементировать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так: необходимо учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть сознательными и избирательными. Наше компьютерное и информационное время показало насколько актуальны и злободневны эти проблемы. Для их решения необходима культура использования информации, т. е. сенсорная культура. И эта культура, безусловно, должна заключаться не в умении находить и «потреблять» любую информацию, но именно в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто ненужную. И святоотеческий подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет, безусловно, как нельзя кстати.

    Кроме того, христианство предлагает и духовную методику исправления книги жизни: искреннее покаяние человека в таинстве исповеди изглаживает из книги совершенные грехи и делает их «яко не бывшими». Делается это при помощи благодати Божьей, но видно, что и определенные психофизиологические и психологические механизмы там тоже задействованы. Но это уже отдельная тема.

    Есть много людей, в том числе и православных, которые хотят все запретить, писать письма в правительство и во все инстанции и т. д. — т. е., что называется, «бить в набат» и проявлять активную гражданскую позицию. И это тоже необходимо, но это точно не принесет того эффекта, которого хотелось бы. И не потому, что «запретный плод желанен» или потому, что «прогресс не остановить», а потому, что сам по себе такой подход неверен. Это попытка решения внутренних проблем внешними методами. Но уже и академическая психология (в лице таких ее корифеев, как С. Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев) пришла к идее того, что у человека все внешние стимулы опосредуются внутренними условиями. В применении к нашей теме это можно сформулировать так: когда человек знает, что ему надо, тогда у него нет необходимости перебирать множество всего того, что ему не надо. Но откуда и как формируется это «надо»? С одной стороны, согласно христианству, душа уже по природе христианка и имеет духовные стремления. Поэтому так важно научить ребенка прислушиваться к голосу своей совести, что позволит ему избежать множество соблазнов мира. С другой стороны, безусловно, в том, чтобы эти духовные стремления нашли правильное выражение, важнейшую роль играют Церковь и семья. Поэтому так против них и борется современный безбожный мир. При этом он забывает, или игнорирует одну простую вещь: как только он добьется своего и люди в миру уже больше не смогут приходить к Богу, настанет конец этого мира.

    Понятно, что это более, чем непростые, но актуальные темы. Для работы по их решению мы, христианские психологи, создали Центр христианской психологии и антропологии — вся информация есть на сайте Центра: www.xpa-spb.ru. Там же вывешена подробная библиография работ по христианской психологии и антропологии, а в электронной библиотеке можно прочесть многие тексты на эти темы. В практическом плане проводится индивидуальное консультирование специалистами Центра, а также работает Телефон доверия 426–33–77 (бесплатно, анонимно; Пн-Пт, с 18.00 до 22.00). В службу телефона доверия можно обращаться с любыми личными вопросами, в любом возрасте и в любой ситуации — нет никаких ограничений по конфессиональным, или каким-нибудь другим параметрам.

    Для теоретической и методологической разработки тем христианской антропологии и психологии в Центре проводятся семинары, круглые столы и другие мероприятия. Справки по телефону Центра 426–33–77 (Пн-Пт, с 11.00 до 18.00), либо по электронной почте: xpaspb@yandex.ru. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц.

    И по своему личному опыту, и после общения со многими специалистами мы пришли к необходимости «экологии души»: наши души из-за непрерывных информационных загрязнений находятся в состоянии большего загрязнения, чем природа в чернобыльской зоне. Таким образом к экологическим проблемам нужно подходить комплексно: не только в чисто природоохранном контексте, но и в контексте охраны самого человека. Конечно, это возможно только совместными усилиями специалистов разных направлений, среди которых, безусловно, нашлось бы место и психологам.

     

    Литература

    Григорий Нисский свт. Творения. В 8 ч. М., 1861–1872. – (Творения святых отцов в русском переводе. ТТ. 37–45).

    Ефрем Сирин св. О хранении очей и языка // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с. 189–191.

    Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с. 123–126.

    Зенько Ю. М. Православная антропология и психология в практическом изложении. СПб.: Издательство Олега Абышко, ЦХПА, 2019. – 800 с.

    Игнатий (Брянчанинов) свт. Творения в семи томах. М.: Правило веры, 1993 (репр. переизд.: 2-е изд., СПб., 1886).

    Иоанн Кронштадтский св. преп. Великий пост. М.: Новелла, 1991. – 173 с. – (Репр. изд.).

    Иоанн Кронштадтский св. Душа-христианка. СПб., 1997.

    Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. М.: Синод. тип, 1883 (М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911).

    Киприан Карфагенский. Книга о зрелищах // Его же. Творения. Ч. 2. Киев, 1891, с. 353–363.

    Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). М.: Эйдос, 1994.

    Максим Исповедник св. Мистагогия // Его же. Творения. Кн. 1. М., 1993, с.154–184.

    Попов Евгений прот. Нравственное богословие для мирян. Печоры: Изд. Св.-Усп. Псково-Печер. монаст., 1994 (репр.: СПб., 1901).

    Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994, с. 277–293.

    Тихон Задонский еп. Сочинения. В 15 т. М.: Синод. тип., 1836–1837.

    Феодор Студит св. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с. 916–918.

    /Феодор Студит преп./ Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. В 2 т. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1907–1908.

    Феофан Затворник еп. Путь к спасению. (Краткий очерк аскетики). 9-е изд. М., 1908.

    Феофан Затворник свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Правило веры, 1996.

    Филофей Синайский. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.401–421.

     

     

    Зенько Ю. М. Христианин в эпоху информационного взрыва // Доклад на симпозиуме «Новый век: гармония природы и интеллекта» в рамках международного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2019». 21 ноября 2019 г.

     

    Текст вывешен: 01.08.2020.

     

    © Сайт Христианская психология и антропология.

     

     

    ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ
    адресом этой страницы

     

    СОТРУДНИЧЕСТВО И ПОМОЩЬ

     


     

    НАШ БАННЕР
    banner
    (код баннера)

     

    ИНТЕРНЕТ СЧЕТЧИКИ
      Яндекс.Метрика
    В СРЕДНЕМ ЗА СУТКИ
    Hits Pages Visits
    4260 2795 953

     

    . .
    . . . . . . . . .
    . . . . . . . . .