Давно уже стало известно, что информационные технологии
влияют не только на ум человека, но по-новому перестраивают всю его психику.
Кто-нибудь скажет, что это, дескать, прогресс и что это нормально. Только с
этим не согласятся миллионы родителей, чьи дети ушли в игроманию, компьютерную
зависимость и т. д.
Некоторые говорят: «подумаешь, фильм какой-то не такой
посмотрел, или пустую книгу почитал для развлечения, я уже и забыл о чем там».
Но это не так. По научным психофизиологическим
исследованиям в мозгу сохраняется все, что пришло к нему по любому из органов
чувств, в течение всей его жизни. Это механизм лимбической системы головного
мозга. Только мы не умеем активировать и использовать эту память. Но то, что
эта память есть, известно и из обыденной жизни. Описаны случаи, когда у падающего
в пропасть альпиниста перед глазами за несколько секунд реально проходила вся
его жизнь. Нечто похожее происходит во время клинической смерти. Также известно
множество людей с уникальной памятью. Так, например, известный московский психолог
А. Р. Лурия описывал мнемониста «Ш» (С. Шерешевского), который помнил все в
своей жизни. Он выступал по всей стране с демонстрацией своих необычных
способностей. Например, он мог за считанные секунды запомнить сотни произвольных
чисел, которые записали на нескольких грифельных досках добровольцы из зала. А
потом мог воспроизвести эти числа в любом порядке — подряд или выборочно (и
даже через много лет спустя!). Люди были просто в восторге от такого чуда, а на
самом деле, это человеческая память в ее нормальном
состоянии.
У этого явления есть и духовные параллели. В Апокалипсисе
написано: «судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами
своими» и что эти книги есть «книга жизни»
каждого человека (Откр. 20, 12). У некоторых православных авторов можно
встретить такую идею, что ангел, находящийся рядом с человеком, записывает все
его дела и мысли в некую книгу. Но этого совсем и не нужно, поскольку уже есть
книга жизни каждого человека — это его глубинные уровни памяти, где
записывается вся его жизнь. Поэтому, каждый из нас ежедневно, ежечасно и
ежесекундно расширяет свою книгу жизни, записывая в нее хорошие, плохие и
вообще все события своей жизни, и все возникающие при этом эмоции, мысли,
сомнения и, с чего мы начали, всю внешнюю, сенсорную информацию. И чем меньше
контроль над этой информацией, тем больше мусора и грязи попадает в книгу жизни
человека.
Кстати, там же записаны и все праздные слова, за каждое из которых люди дадут ответ в день суда
(Мф. 12, 36). А представьте себе обычного современного подростка, постоянно
ругающегося матом — он еще и жить толком не начал, а уже в каком состоянии
находится его книга жизни?!
Каковы основные
причины современных негативных информационных явлений? Во-первых, конечно
же, это общая бездуховность общества. Не имея внутреннего духовного стержня,
формируемого в человеке церковью, практически невозможно противостоять
антидуховной направленности сегодняшней жизни. Во-вторых, значительную роль
здесь играет и чрезмерная ориентация на сенсорную информацию саму по себе — то
есть сенсуализм в широком смысле
этого слова, который распространен как на Западе, так и у нас — причем, как в
психологии и педагогике, так и в повседневной жизни.
Для решения всех этих проблем, как нам кажется, возможно
и необходимо использовать многовековой христианский
опыт — как духовного, так и, конечно же, психологического содержания. В
последнее входит и учение об органах чувств, которым уделялось в христианстве
достаточно много внимания, что можно проследить по многочисленным
святоотеческим трудам (Зенько. 2001). Но, признавая важность сенсорики, святые
отцы пишут о необходимости использования по отношению к ней ограничительной и охранительной стратегии: ибо, по их мнению, сенсорика входит в
общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена. Поэтому работу
органов чувств необходимо контролировать и подчинять высшим силами души. Как об
этом писал свт. Феофан Затворник: «Владей чувствами, особенно зрением и слухом,
свяжи, держи язык. Кто не обуздает сих трех, того внутреннее — в расхищении, в
расслаблении и плене» (Феофан Затворник. 1908, с. 248). Этими ясными словами свт. Феофан объяснял для нашего времени
смысл святоотеческого учения об управлении и хранении органов чувств.
Традиция хранения органов чувств имеет в христианстве
глубокие корни. Уже в IV в. у святого Ефрема Сирина можно найти слово «О
хранении очей и языка» и поучение с самоговорящим названием: «О том, что не
должно блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором вниз, душою же
стремиться вверх к Господу». Специальные работы посвятили этому: Феодор Студит
(«Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных помыслов»),
Киприан Карфагенский («Книга о зрелищах»), Тертуллиан («О зрелищах»). Кроме
того, к этой теме обращалось множество других известных христианских авторов,
некоторые цитат из работ которых мы и приведем здесь.
По Григорию Нисскому (IV в.) хранение органов чувств
необходимо по той причине, что «где оскверняется слух, оскверняется зрение,
оскверняется и сердце, принимая непотребное через зрение и слух» (Григорий
Нисский. Ч. 8. 1872, с. 457).
Максим Исповедник (VII в.): «душа закрывая чувства,
словно врата, делает их чистыми от греховных образов» (Максим Исповедник. 1993,
с. 177).
Филофей Синайский, подвижник IX в.: «Каждый из нас должен
хранить свои чувства и каждодневно очищать себя от страстных воздействий и
прегрешений» (Филофей Синайский. 1900, с. 417). И далее: «Когда приобретаем
некоторый навык в воздержании и удалении от видимых зол, производимых пятью
чувствами, то после сего возможем и сердце свое блюсти с Иисусом...» (там же,
с. 404).
По Феодору Студиту хранение органов чувств является единым с общехристианским учением о
воздержании. Он писал: «Избегай гибельных положений
и греховных обычаев. Свяжи себя правилами относительно и глаза, и слуха, и обоняния,
и вкуса, и осязания... чтобы ты не был потоплен напором страстей» (Феодор
Студит. Т. 1. 1907, с. 240).
В полном объеме святоотеческое учение о хранении органов
чувств перешло в Русскую православную
церковь, что можно проследить как по работам дореволюционных, так и современных
авторов.
О необходимости хранения органов чувств писали
авторитетнейшие русские святители: Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов),
Иоанн Кронштадтский и многие другие.
Свт. Феофан Затворник писал не без юмора: «Чувства наши
похожи... на черпало... что бы Вы сказали о том, кто, взяв черпало — чашку или
кружку, — ходил бы по грязным и нечистым лужам, черпал из них и себя тем
обдавал? Бестолковее этого что можно придумать? Но не это ли самое делает тот,
кто с любопытством останавливается пред нехорошим и слушает недобрые речи?!»
(Феофан Затворник. 1996, с. 320-321).
Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Мир духов действует чрез
помышления и сердечные ощущения; мир вещественный — чрез чувства телесные. Оба
манят ко вкушению плода запрещенного. Телесным чувствам, зрению, слуху,
осязанию представляется этот плод прекрасным: помысл, — слово невидимого
существа, внушает, твердит: "вкуси, узнай!". Манит любопытством,
подстрекает тщеславием» (Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с. 449).
Св. Иоанн Кронштадтский: «Хранить чувства от греха
зрения: не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые
доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища и богатство...» (Иоанн
Кронштадтский. 1991, с. 96–97).
Об этом же писал еще свт. Тихон Задонский: «Слух и
видение отвращать от непотребных; ибо сими, как дверьми всякое зло в храмину
сердечную входит, и делает в нас похотение злое, и подвизает брань» (Тихон
Задонский. Т. 2. 1836, с. 33).
Таким образом, органы чувств необходимо отвоевывать у греха.
Их необходимо сначала очищать, а потом и освящать — через благодатное
воздействие на них церковного богослужения. Недаром, как давно подмечено, в
православном храме есть пища для всех органов чувств: зрения — убранство храма,
слуха — звучание текста литургии и пение хора, осязания — целование икон и друг
друга при приветствии, обоняния — каждение благовонием.
Охранять свои органы чувств нужно не только христианским
монахам. Как раз наоборот: монах в своей келье далек от тех многих физических
соблазнов, которые окружают христиан мирян
со всех сторон. Прот. Евгений Попов писал в начале XX века в своей работе «Нравственное
богословие для мирян»: «Читатель! Если ты живешь в мире, то для тебя пять
внешних чувств гораздо более могут быть проводниками греха и страстей, чем для
отшельника или для людей, живущих в уединении. Отшельник удалил себя от многих
предметов, которые могут искушать его чувственность, между тем как ты окружен
со всех сторон грешными впечатлениями для своих пяти чувств... Итак — убеждаем
тебя — будь стражем твоих пяти чувств! Затворяй их своевременно, чтоб чрез них
не вторглись в душу враги души. Чем больше например насмотришься или
наслушаешься худого и вредного, тем и больше должен вынести борьбы с собой,
если даже и не сочувствуешь худому, если не хочешь согрешить» (Попов. 1994, с.
964).
Не забывая и внутренние, глубинные причины греха
(нечистое сердце), в святоотеческой традиции связывали охранение органов чувств
с борьбою с поводами ко греху: «если
кто преуспевает, или желает преуспевать (в духовной жизни), тот тщательно да
блюдет себя от поводов ко греху, и таким образом грехи сами собою ослабеют...
храни очи твои, и сердце твое не узрит зла» (Исаия авва. 1883, с. 87, 95). Об
этом же Иоанн Кронштадтский писал так: «В деле нравственного христианского
преуспеяния весьма большое значение имеет удаление всяких поводов и повадок к
какому-либо греху» (Иоанн Кронштадтский. 1997, с.107).
Современные педагогика и психология вполне могли бы
обратиться к использованию святоотеческого опыта по охранению органов чувств. И
здесь необходимо избегать и излишнего упрощения,
и ненужного максимализма. Не законопачивать
и зацементировать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской
церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так:
необходимо учиться контролировать
процесс восприятия информации, необходимо быть сознательными и избирательными.
Наше компьютерное и информационное время показало насколько актуальны и
злободневны эти проблемы. Для их решения необходима культура использования информации, т. е. сенсорная культура. И эта культура, безусловно, должна заключаться
не в умении находить и «потреблять» любую информацию, но именно в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто ненужную. И
святоотеческий подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет,
безусловно, как нельзя кстати.
Кроме того, христианство предлагает и духовную методику исправления книги жизни: искреннее покаяние человека в таинстве исповеди
изглаживает из книги совершенные грехи и делает их «яко не бывшими». Делается
это при помощи благодати Божьей, но видно, что и определенные
психофизиологические и психологические механизмы там тоже задействованы. Но это уже отдельная тема.
Есть много людей, в том числе и православных, которые хотят
все запретить, писать письма в правительство и во все инстанции и т. д. — т.
е., что называется, «бить в набат» и проявлять активную гражданскую позицию. И
это тоже необходимо, но это точно не принесет того эффекта, которого хотелось
бы. И не потому, что «запретный плод желанен» или потому, что «прогресс не
остановить», а потому, что сам по себе такой подход неверен. Это попытка
решения внутренних проблем внешними
методами. Но уже и академическая психология (в лице таких ее корифеев, как С.
Л. Рубинштейн и А. Н. Леонтьев) пришла к идее того, что у человека все внешние
стимулы опосредуются внутренними условиями. В применении к нашей теме это можно сформулировать так: когда человек знает, что ему надо, тогда у него нет необходимости перебирать множество всего того, что ему не надо. Но откуда и как формируется это «надо»? С одной стороны, согласно христианству, душа уже по природе христианка и имеет духовные стремления. Поэтому так
важно научить ребенка прислушиваться к голосу своей совести, что позволит ему
избежать множество соблазнов мира. С другой стороны, безусловно, в том, чтобы
эти духовные стремления нашли правильное выражение, важнейшую роль играют
Церковь и семья. Поэтому так против них и борется современный безбожный мир.
При этом он забывает, или игнорирует одну простую вещь: как только он добьется
своего и люди в миру уже больше не смогут приходить к Богу, настанет конец
этого мира.
Понятно, что это более, чем непростые, но актуальные темы.
Для работы по их решению мы, христианские психологи, создали Центр христианской
психологии и антропологии — вся информация есть на сайте Центра:
www.xpa-spb.ru. Там же вывешена подробная библиография работ по христианской
психологии и антропологии, а в электронной библиотеке можно прочесть многие
тексты на эти темы. В практическом
плане проводится индивидуальное консультирование специалистами Центра, а также
работает Телефон доверия 426–33–77 (бесплатно, анонимно; Пн-Пт, с 18.00 до
22.00). В службу телефона доверия можно обращаться с любыми личными вопросами,
в любом возрасте и в любой ситуации — нет никаких ограничений по
конфессиональным, или каким-нибудь другим параметрам.
Для теоретической
и методологической разработки тем христианской антропологии и психологии в
Центре проводятся семинары, круглые столы и другие мероприятия. Справки по
телефону Центра 426–33–77 (Пн-Пт, с 11.00 до 18.00), либо по электронной почте:
xpaspb@yandex.ru. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных лиц.
И по своему личному опыту, и после общения со многими
специалистами мы пришли к необходимости «экологии души»: наши души из-за
непрерывных информационных загрязнений находятся в состоянии большего
загрязнения, чем природа в чернобыльской зоне. Таким образом к экологическим
проблемам нужно подходить комплексно:
не только в чисто природоохранном контексте, но и в контексте охраны самого
человека. Конечно, это возможно только совместными усилиями специалистов разных
направлений, среди которых, безусловно, нашлось бы место и психологам.
Литература
Григорий Нисский свт. Творения. В 8 ч. М., 1861–1872. – (Творения святых отцов в
русском переводе. ТТ. 37–45).
Ефрем Сирин св. О хранении очей и языка // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995,
с. 189–191.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог
отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.
123–126.
Зенько Ю. М. Православная антропология и психология в практическом изложении.
СПб.: Издательство Олега Абышко, ЦХПА, 2019. – 800 с.
Игнатий (Брянчанинов) свт. Творения в семи томах. М.: Правило веры, 1993 (репр.
переизд.: 2-е изд., СПб., 1886).
Иоанн Кронштадтский св. преп. Великий пост. М.: Новелла, 1991. – 173 с. – (Репр.
изд.).
Иоанн Кронштадтский св. Душа-христианка. СПб., 1997.
Исаия авва. Духовно-нравственные слова в русском переводе. М.: Синод. тип, 1883
(М.: Универс. тип., 1860; Серг. Посад, 1911).
Киприан Карфагенский. Книга о зрелищах // Его же. Творения. Ч. 2. Киев, 1891,
с. 353–363.
Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). М.: Эйдос, 1994.
Максим Исповедник св. Мистагогия // Его же. Творения. Кн. 1. М., 1993, с.154–184.
Попов Евгений прот. Нравственное богословие для мирян. Печоры: Изд. Св.-Усп.
Псково-Печер. монаст., 1994 (репр.: СПб., 1901).
Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994, с. 277–293.
Тихон Задонский еп. Сочинения. В 15 т. М.: Синод. тип., 1836–1837.
Феодор Студит св. Об охранении и очищении наших чувств и об исповедании дурных
помыслов // Его же. Творения. Т. 2. СПб., 1907, с. 916–918.
/Феодор Студит преп./ Творения преподобного Феодора Студита в русском переводе. В 2
т. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1907–1908.
Феофан Затворник еп. Путь к спасению. (Краткий очерк аскетики). 9-е изд. М., 1908.
Феофан Затворник свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.:
Правило веры, 1996.
Филофей Синайский. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900,
с.401–421.
Зенько Ю. М. Христианин в эпоху информационного взрыва // Доклад на симпозиуме «Новый век: гармония природы и интеллекта» в рамках международного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге – 2019». 21 ноября 2019 г.
Текст вывешен: 01.08.2020.
© Сайт Христианская психология и антропология.