Зенько Юрий Михайлович
ОРГАНЫ ЧУВСТВ: СЕНСУАЛИСТСКИЙ И ХРИСТИАНСКИЙ ПОДХОДЫ
В европейской науке до сих пор господствует сенсуализм – философское гносеологическое учение, признающее ощущения единственным источником познания. В советской психологии и педагогике сенсуализм также был официально признанной позицией. И во многом эта сенсуалистическая установка (где осознанно, а где неосознанно) продолжалась и дальше (см. напр.: [8]), и сохранилась до сегодняшнего дня. Это, безусловно, является темой отдельного и подробного анализа, который не входит в рамки данной работы, здесь же мы же затронем другую важнейшую проблему: что может быть плохого в развитии органов чувств самих по себе?
"Развитие сенсорики" не так безобидно, как это может показаться с первого взгляда. Например учение нейро-лингвистического программирования (НЛП) также столь сенсуалистично, что практически немыслимо без своей "работы с сенсорными модальностями". И уже во многих наших школах НЛПисты учат "смотреть и слушать" наших детей, а многие педагоги не видят в этом ничего плохого. Но каковы конечные цели развития сенсорных модальностей для НЛП? По откровенному признанию самих ее основателей, Р. Бэндлера и Д. Гриндера, через совершенствование обычных сенсорных модальностей они хотят обнаружить экстрасенсорные каналы восприятия информации, и этой цели они даже посвящают специальную исследовательскую программу [2, с. 264]. И в этом они не новы. В нашей стране парапсихологические исследования (во время хрущевской оттепели) также шли совместно с изучением и развитием необычных сенсорных способностей, например, чувствительности кожи рук к цвету. А про настоящее время и говорить нечего. Ни для кого не секрет, что путь к "ясновидению" и "яснослышанию" у многочисленных современных "эзотериков", магов, колдунов и контактеров начинался именно с развития органав чувств.
В христианской традиции зрению и слуху, да и вообще органам чувств, уделялось достаточно много внимания, но при этом направленность
– 123 –
работы с ними была совершенно другая, чем в светской психологии и педагогике. Признавая важность сенсорики, святоотеческое учение использует по отношению к ней ограничительную стратегию: ибо, по ее мнению, сенсорика входит в общую структуру души в качестве нижнего, зависимого звена. Поэтому, с этой точки зрения, органам чувств необходимо не искусственное развитие, что нарушает общий баланс всех душевных процессов, а наоборот, работу органов чувств необходимо контролировать и согласовывать с другими силами души. Как об этом писал епископ Феофан Затворник: "Владей чувствами, особенно зрением и слухом, свяжи, держи язык. Кто не обуздает сих трех, того внутреннее – в расхищении, в расслаблении и плене; того нет внутри; ибо это суть проходы души изнутри вовне, или окна, выстужающие внутреннюю теплоту" [10, с. 248]. Этими ясными и душеспасительными словами святитель Феофан объяснял для нашего времени смысл и дух святоотеческого учения об охранении органов чувств, к изложению которого мы сейчас и перейдем.
Варсонофий Великий (VI в.) советовал: "Усильно обуздывай органы чувств твоих: зрения, слуха, обоняния и осязания, и преуспеешь благодатию Христовою" [3, с. 191]. Филофей Синайский (IX в.): "Когда ум извнутри не обуздывает и не вяжет чувств, тогда глаза всюду разбегаются из любопытства, уши любят слушать суетное, обоняние изнеживается, уста становятся неудержимыми, и руки простираются осязать то, что не должно. За этим последуют вместо правды неправда, вместо мудрости – неразумие, вместо целомудрия – блудничество, вместо мужества – боязливость" [12, с. 410].
Одновременно с очищением органов чувств нужно и их постоянное охранение. Григорий Богослов (IV в.): "Залепляй воском уши от гнилого слова... Не обольщайся чрез меру приятностями запахов, мягкостью осязания и вкусом" [4, т. 2, с. 227). Максим Исповедник (VII в.): "душа закрывая чувства, словно врата, делает их чистыми от греховных образов" [3, с. 177]. Об этом же писали и многие другие христианские подвижники: Диадох, епископ Фотики (V в.), преподобный Фалассий (VI в.), Никита Стифат (XI в.), Феодор Студит (XI в.), Феолипт митрополит Филадельфийский (XIV в.) и др.
Традиция хранения органов чувств имеет в христианстве глубокие корни. Уже в IV в. у святого Ефрема Сирина можно найти слово "О хранении очей и языка" и поучение с длинным названием: "О том, что не должно блуждать туда и сюда глазами, но поникать взором вниз, душею же стремиться вверх к Господу". А Тертуллиану († 211 г.) пришлось писать по этому вопросу специальную работу "О зрелищах". В ней он обращается к своим единоверцам: "Следуя правилам веры, началам истины и законам благочестия, познайте обязанность свою удаляться от соблазна зрелищ, как и от прочих мирских грехов" [9, с. 277]. Против соблазна зрелищ писали и христианские апологеты II века: Афинагор (180 г.) [1, с. 91]. Феофил
– 124 –
Антиохийский (181 г.) [11, с. 180], Минуций Феликс (210 г.) [7, с. 269].
Но святоотеческое учение об охранении органов чувств представляет отнюдь не исторический интерес. В настоящее время оно также актуально, как и много веков назад, и служит тем же целям. Более того, именно сегодня особенно важно охранение внутреннего мира человека от внешней негативной информации, ибо последняя в преизбытке обрушивается на нас через телевидение, радио и другие средства массовой информации.
Но при использовании святоотеческого опыта по охранению органов чувств необходимо избегать и излишнего упрощения, и ненужного максимализма. Не законопачивать и зацементировать наглухо уши и глаза предлагают святые отцы христианской церкви. Основную их мысль, переводя на современный язык, можно выразить так: необходимо учиться контролировать процесс восприятия информации, необходимо быть при этом сознательными и избирательными. Просто поражает современная сенсорная всеядность, выходящая за все разумные границы. В конечном итоге в наше время информация все больше превращается в некое подобие наркотика, с наличием соответствующих эффектов: привыкания, увеличения дозы, "ломки" и т. д. Для решения этих проблем необходима культура использования информации, и в первую очередь – сенсорная культура. И эта культура, безусловно, заключается не столько в умении "потреблять" любую информацию, сколько в умении различать и отбрасывать информацию вредную, пустую или просто ненужную. И святоотеческий подход с его здоровой, охранительной тенденцией здесь будет, безусловно, как нельзя кстати.
Литература
Афинагор Афинянин. Прошение о христианах // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 53-92.
Бэндлер Р., Гриндер Д. Наведение транса: (Использование методик гипноза в НЛП). М.: Прозерпина, 1995.
/Варсонофий Великий, Иоанн/. Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. М.: Правило веры, 1995.
Григорий Богослов. Собрание творений. В 2 т. М., 1994.
Деяния Вселенских Соборов. В 4 т. СПб.: Воскресение, 1996.
Максим Исповедник. Мистагогия // Его же. Творения. Кн. 1. М., 1993. С.154-184.
Минуций Феликс. Октавий // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 268-271.
Сенсорное воспитание дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
– 125 –
Тертуллиан. О зрелищах // Его же. Избранные сочинения. М., 1994. С. 277-293.
Фалассий авва. О любви, воздержании и духовной жизни к пресвитеру Павлу // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900, с.290-317.
Феофан Затворник. Путь к спасению. (Краткий очерк аскетики). 9-е изд. М., 1908.
Феофил Антиохийский. К Автолику // Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С. 128-191.
Филофей Синайский. 40 глав о трезвении // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 3. М., 1900. С. 401-421.
– 126 –
Издание:
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001. С. 123-126.
© Сайт Христианская психология и антропология.
|