Зенько Ю. М.
ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ
ПРОГРАММА КУРСА ЛЕКЦИЙ
Введение |
(1 час) Общий план курса. Индивидуальное библиографическое консультирование в русле тематики лекций. |
Тема 1 |
Психология и религия за рубежом (3 часа)
Основные проблемы взаимоотношения психологии и религии в Европе и США. Религиозно-психологические взгляды Вильгельма Вундта и Вильяма Джемса. Психология религии в США. Психология религии в Европе. Отношение к религии современных западных психологических учений. |
Тема 2 |
Психология и религия в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 годы (3 часа)
Взаимоотношение религии, философии и психологии в XVIII веке. Психология религии и религиозная психология в XIX веке. Психология и религия в начале XX века. Октябрьская революция и уничтожение духовной психологии в России. Современная психология и религия. |
Тема 3 |
Психофизика религии: органы чувств и сенсорные модальности (3 часа)
Ведущие сенсорные модальности в психофизике и в психологии религии. Иудаизм и греческая религия с точки зрения учения о ведущих сенсорных модальностях. Ведущие сенсорные модальности в основных христианских конфессиях (католицизме, православии, протестантизме, старообрядчестве). Святоотеческое учение об охранении органов чувств. Современные проблемы сенсорной экологии и сенсорной культуры. Библия об органах чувств. |
Тема 4 |
Психофизика религии: феномены "схемы тела" (3 часа)
Общенаучные и частнопсихологические представления о "схеме тела". Культовая религиозная практика и феномены схемы тела. Сравнительный анализ иудаизма, греческой религии, христианских конфессий и ислама по отношению к феномену схемы тела. Использование феноменов схемы тела в практике современных сект, культов и "духовных" школ. |
Тема 5 |
Психофизиология религии (2 часа)
Психофизиологическая регуляция и саморегуляция в структуре религиозного культа. Психофизиологические составляющие религиозных психотехник. Общие психофизиологические особенности основных христианских конфессий (католицизма, протестантизма, православия, сторообрядчества). |
Тема 6 |
Психические состояния в религии (3 часа)
Внутренний религиозный опыт, религиозные переживания и психические состояния. Виды психических состояний и измененные состояния сознания. Экстаз, просветление, сартори, нирвана. Религиозно-психологический анализ сна и сновидений. Психические состояния и самопознание. |
Тема 7 |
Психология молитвы (3 часа)
Молитвенное делание в христианстве. Психология молитвы. Виды и типы молитв. Молитва Господня. Иисусова молитва. Психология и психотехника молитвы в исихазме. Три ключа внимания и молитвы. "Сядь в уединенном месте...". Молитва и психотехника. Прелесть при молитве. |
Тема 8 |
Личность в психологии и религии (4 часа)
Общепсихологическое понятие личности. Личность, как носитель сознания; направленность личности. Интересы и идеалы личности. Самосознание личности. Жизненный путь личности. Христианское учение о личности (ипостаси). Человек, как образ и подобие Божие. |
Заключение |
(1 час) Подведение итогов курса. Дальнейшие перспективы развития психологии религии как научного направления. Современная психология и соблазн мистики и оккультизма. Психология и христианство: возвращение психологии к своим истокам. |
Практика |
(2 часа) Семинарские занятия для закрепления пройденного материала и развития навыков самостоятельной работы. Устные выступления на избранные темы, защита письменных рефератов. |
Общий объем курса – 28 часов, 14 спаренных лекций (укороченный вариант – 14 часов, 7 спаренных лекций).
Лектор – Зенько Юрий Михайлович, психолог.
Материал по темам 2-4, 6 и литература по курсу представлены в авторской монографии "Психология и религия" (СПб.: Алетейя, 2002).
ЛИТЕРАТУРА
Тема 1.
Вундт В. Гипнотизм и внушение. СПб., 1893.
Вундт В. Миф и религия. СПб., 1910.
Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.
Джемс У. Зависимость веры от воли и другие опыты популярной философии. СПб., 1904.
Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993 (М., 1910).
Джемс У. О человеческом бессмертии. М., 1901.
Джемс У. Психология. 8-е изд. Пг.: Наука и школа, 1922.
Ла Грассери Р. де. Психология религии. СПб., 1901.
Макшеева Н. Мистика в освещении современных французских психологов // Христианское обозрение. 1914, № 5, с.226-239.
Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии. Киев, 1913.
Allport G. The Individual and his Religion. New York, 1960.
Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. New York, 1970.
Тема 2.
Аничков Д. С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1777.
Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. СПб., 1881.
Гавриил архим. Основания опытной психологии. СПб.: Тип. А. Якобсона, 1858.
Давыденко В. Ф. Святоотеческое учение о душе человека. Харьков, 1908 (Харьков, 1903).
Зенько Ю. М. Психология и религия в России: основные работы, авторы и темы с 1724 по 1925 год // Его же. Психология и религия. СПб.: Алетейя, 2002, с.19-96.
Зенько Ю. М. Трехвековой диалог психологии и религии в России // Христианское чтение. 2000, № 19, с.82-164.
Золотницкий В. Т. Рассуждение о бессмертии человеческой души. СПб., /1768/.
Кандорский И. М. Наука о душе или Ясное изображение ее совершенств, способностей и бессмертия. М., 1796.
Кашменский С. Систематический свод учения св. отцов церкви о душе человеческой. В 3-х ч. Вятка, 1860-1865.
Феофан Авсенев архим. Из записок по психологии. Киев, 1869 (в "Сборнике из лекций бывших профессоров Киевской Духовной Академии...". Киев, 1869. Нумерация отдельная).
Тема 3.
Виссарион (Нечаев) еп. Грехи чувств. М., 1888.
Виссарион (Нечаев) еп. О телесных действиях при богослужении. 3-е изд. М., 1895.
Ефрем Сирин. О хранении очей и языка // Его же. Творения. Т. 5. М., 1995, с.189-191.
Зенько Ю. М. Органы чувств: сенсуалистский и христианский подходы // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.123-126.
Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк. М.: Прогресс, 1977.
Кравков С. В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.
Мерло-Понти М. Око и дух. Пер. с франц. М.: Искусство, 1992.
Основы сенсорной физиологии. Под ред. Р. Шмидта. Пер. с англ. М.: Мир, 1984.
Седзабуро Кимура. "Люди зрения" и "люди голоса" // Человек и мир в японской культуре. М., 1985, с.248-251.
Тема 4.
Ананьев Б. Г., Торнова А. И. Сенестезия и схема тела // Советская невропсихиатрия. Т. 6. 1941, с.555-562.
Большаков А. О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. 1987, № 2, 3-36.
Василий (Кривошеин) архиеп. Несколько слов по вопросу о стигматах // Журнал московской патриархии. 1986, № 4, с.67-68.
Елисеев В. А. Психическая активность и психосоматические соотношения в традиционных воззрениях китайской народной медицины // Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. 2-е изд. М., 1997, с.104-111.
Меерович Р. И. Расстройства "схемы тела" при психических заболеваниях. Л., 1948.
Смирнов В. М., Шандурина А. Н. Таламо-париетальная система и ее участие в механизмах схемы тела // Эволюция функций теменных долей мозга. Л., 1973, с.126-166.
Тхостов А. Ш. Топология субъекта // Вестник Московского университета. 1994, № 2, 3-13.
Тема 5.
Анатолий (Берестов) иеромон. Электронейрофизические проблемы медитации и эстрасенсорики // Его же. Число зверя. М., 1996, с.117-136.
Голубев Е. Как измерить силу веры? // Аргументы и факты. Петербург. 2001, янв., № 1(386), с.2.
Голубева Л. Н., Бикташева Н. Н. Академик А. А. Ухтомский о научных основах психологии религиозного опыта в старообрядчестве // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М., 1995, с.21-22.
Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Пределы и ограничения психики человека, как определяющиеся функциональной асимметрией его головного мозга // Психиатрическая эндокринология. М., 1988, с.41-42.
Зенков Л. Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия // Бессознательное. Т. 4. Тбилиси, 1985, с.224-236.
Иванов В. В. До – во время – после? // Франкфорт Г. и др. В предверии философии. М., 1984, с.3-21.
Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Савилов В. Б., Ли А. Г. Зависимость особых состояний сознания от профиля функциональной асимметрии мозга // Парапсихология в СССР. 1991, № 1, с.39-41.
Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. Пер. с англ. М.: Знание, 1986.
Тема 6.
Второй международный семинар "Особые состояния сознания. Тестирование психофизиологических феноменов" // Парапсихология и психофизиология. 1993, № 1, с.3-8.
Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Систематика психических состояний человека // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Философия. 1991, № 6, с.47-55.
Зенько Ю. М. Секулярный и христианский подходы к измененным состояниям сознания // Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб., 2001, с.126-128.
Коновалов Д. Г. Психология сектантского экстаза. Сергиев Посад, 1908.
Магнитский В. Религиозные чувствования. Пг., 1914.
Овсянико-Куликовский Д. Н. Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности в связи с ролью экстаза на ранних ступенях развития общественности. Ч. 1. Одесса, 1884.
Парыгин Б. Д., Ерунов Б. А., Букин В. Р. Религиозное настроение и его структура // Вопросы научного атеизма. Вып. 11. Психология и религия. М., 1971, с.58-81.
Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Измененные состояния сознания как резервы человеческой психики // Психиатрическая эндокринология. М., 1988, с.118-119.
Тема 7.
Антоний Сурожский митр. Беседы о молитве. СПб.: Сатисъ, 1996.
Борис (Плотников) архим. О целебной силе молитвы. СПб., 1899.
Григорий Палама. О молитве и чистоте сердца // Добротолюбие. 2-е изд. Т. 5. М., 1900, с.300-302.
Игнатий (Брянчанинов) еп. Слово о молитве умной, сердечной и душевной // Его же. Творения в семи томах. Т. 2. М., 1993, с.202-232.
Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Введен. Оптина Пустынь, 1991 (1-е изд.: Казань, 1881; 2-е изд.: Казань, 1883; 3-е изд.: Казань, 1884; 5-е изд., доп.: Париж, 1989; Загорск, 1991; М.: Сов. Россия, 1992; Минск, 1995; Коломна, 1995; М., 1998; М., Киев: София, 1999).
Платонов В. Психология молитвы. СПб., 1913.
Умное делание. О молитве Иисусовой. Сост. игумен Харитон. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1998 (Троице-Сергиева Лавра, 1992; Сердоболь, 1936).
Феофан Затворник еп. Четыре слова о молитве и трезвении. М., 1882 (6-е изд.: М., 1912).
Тема 8.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
Булгаков С. Развитие личности как религиозная задача // Киносценарии. 1991, № 4, с.167-169.
Виноградов В. В. Из истории слова "личность" в русском языке до середины ХIХ века // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. 1946, с.10-12.
Зенько Ю. М. Жизнь человека: опыт междисциплинарного описания // Жизнь человека. Материалы конф. СПб., февраль 1997 г. СПб., 1997, с.13-15.
Зеньковский В. В. Принципы православной антропологии // Русская религиозная антропология. Т. 2. М., 1997, с.431-466 (переизд.: Вестник РСХД. № 153, 1989, с.5-20; № 154, 1989, с.67-91).
Кессиди Ф. Х. Был ли древний грек личностью? // Труды Тбилисского университета. Философия. 1989, т. 292, с.135-138.
Климков О. C. Психология аскетизма и целостность личности // Психология XXI века. Сборник тезисов. СПб., 2000, с. 24-26.
Клитин А. Личность Божества и дистелеология мира. Одесса, 1909.
Корнилов М. Н. Проблема личности в Японии. М., 1983 (Японское общество и культура. Вып. 1).
Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000.
Фатеев А. Н. Что нового внесло христианство в созидание идеи личности и ее прав по сравнению с античной этико-политической философией. Харьков, 1906.
Хоружий С. Проблема личности в православии // Здесь и теперь: Философия, литература, культура. 1992, № 1, с.94-106.
Шеховцова Л. Ф. Сравнительный анализ концепций человека в современной психологии и христианской антропологии. СПб.: СПбУПМ, 2000.
Штейнер Е. С. О личности, преимущественно в Японии и Китае, хотя, строго говоря, в Японии и Китае личности не было // Одиссей. 1990. М., 1990, с.38-47.
Заключение.
Братусь Б. С. Христианская психология как новое движение в России // Психология и христианство. М., 1995, с.21.
Бухина О. Б. Психологические предпосылки ухода в секты и христианский психотерапевтический ответ // Психология и христианство. М., 1995, с.23-24.
Владимир (Цветков) о., Веселова Е. К., Волохонская Е. Я., Манеров В. Х., Черняева С. А., Шеховцова Л. Ф. Предмет и метод православной психологии // Психология и христианство. М., 1995, с.79-80.
Зенько Ю. М., Коваленко М. И. Актуальные проблемы психологии религии // Философия религии и религиозная философия: Россия. Запад. Восток. СПб., 1995, с.67-69.
Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917, № 1, с.24-45.
Киссель М. А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997, с.265-318.
Начала христианской психологии. Учебное пособие для вузов. Отв. ред. Б. С. Братусь. М.: Наука, 1995.
Ничипоров Борис свящ. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994.
Психология и христианство: Путь интеграции. Под ред. А. В. Махнач. Межд. конф. Москва, 7-9 сентября 1995 г. М.: Моск. Центр психологии и психотер., Христианская Перспектива в Психологии, 1995.
Психология и христианство: путь интеграции. 3-я междунар. конфер. СПб., 10-13 мая 1997 г. СПб.: ИМАТОН, 1997.
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
Яновский М. И. Перспективы сближения психологии и христианства // Психология и христианство. М., 1995, с.89-90.
Последнее обновление файла: 04.10.2017.
|